«Соленая вода» или Стамбул, который вас удивит: в турецкой столице открылась 14 биеннале современного искусства
Если Турция все еще ассоциируется у вас лишь с отдыхом в формате «all inclusive», а вовсе не с грандиозными арт-событиями, пора это исправлять! С 5 сентября по 1 ноября азиатская и европейская части Стамбула превращается в выставочные площадки для 80 художников со всего мира.
Более полторы тысячи произведений на стыке жанров: визуального искусства, науки, истории, аудиоарта — и все это на берегах Босфорского залива.
О масштабе происходящего можно судить, например, по єтой инсталляции Лиама гиллика (Liam Gillick) — «Прикладная гидродинамика» (2015). Стамбул удивляет!
Соль на раны
Когда беспощадная восточная жара начинает идти на убыль, а в воздухе яснее ощущаются хитросплетение запахов макрели, кальяна и специй, в Стамбул съезжаются арт-персоны со всех континентов. «Соленая вода: теория мыслеформ»: 14-ая Стамбульская биеннале располагает к философствованию. Различная частота волн, волны эмоций и волны наслаждения, плотность воды, сила течения, то, как искусство способно менять и преобразовывать мир, опыт времени, который хранит вода — об этом будут размышлять авторы, критики и гости выставок.
Вместо Венеры в мехах — Венера… в тряпках!
Инсталляция Микелянджело Пистолетто (Michelangelo Pistoletto) на Стамбульской Биеннале-2015.
И вот уже который год политика занимает центральное место в умах участников, заставляя их говорить о войне, геноциде, кризисе и беженцах. Каждый проект, а рамках этой весьма крупномасштабной биеннале — непростая история.
Слезы Армении
Сразу 13 авторов посвятили свои работы теме турецкого геноцида армян - печальная дата, сто лет… Иракско-американский художник Майкл Раковиц (Michael Rakowitz) создал копии барельефов и зодческих украшений армянского зодчего Карапета Cезаирляна, одним из первых привнёсшего стиль арт-нуво в Стамбул.
12 диспропорциональных голов, разбросанных по полу — дело рук Сони Балассанян (Sonia Balassanian). Созданы они из вулканического туфа — породы, в которую «одеты» многие здания в Армении.
Если бы Ассоль жила в 2015-ом: работа египетско-канадской художницы Анны Богигуян (Anna Boghiguian) «Соляные торговые суда» представляет собой большую скульптурную инсталляцию из старых парусов, картин, рисунков, фрагментов лодок. И все это приправлено звуковыми эффектами.
Почетный председатель 14-ой Стамбульской биеннале — знаменитый турецкий писатель и Нобелевский лауреат Орхан Памук. Он был одним из первых общественных деятелей, который десятилетие тому отважился вынести тему геноцида армян в Турции на обсуждение. Тогда ему пришлось покинуть Стамбул. А сегодня — иная картина. И биеннале.
Черным по белому — американская художница Кристин Тейлор (Christine Taylor) собрала воедино 1000 крошечных квадратных рисунков — «микроскопий», созданных тушью. Сложился ли пазл, решать зрителям.
Грустные чучела оленей на фоне обгоревших шин — молодой и «громкий» украинский автор Никита Кадан привез в привез в турецкую столицу, как пишут в прессе, «кусочек своей войны». Инсталляция «The Shelter» состоит из экспонатов разрушенного Донецкого краеведческого музея.
Таким «Сердце соленой воды» увидела Пинар Йолдас — между желудочками и предсердиями циркулирует морской бриз.
Искусство как квест
Стамбульская биеннале как мероприятие выделяется даже среди своих «арт-сестер». Три локации? Десять? Что вы! Многокилометровый арт-маршрут из 36 площадок намеренно превращен кураторами в квест: попробуй отыскать желаемый «ивент» в сквотах, на островах, посреди шумных улиц, в заброшенных зданиях, на одиноких маяках и даже в храмах.
Самое интересное, что иногда экспозиция может представлять всего лишь одну работу автора. Однако потеряться здесь вовсе не страшно — шум Босфора, цветные одеяла и дым кальянов способны сливаться в невероятный арт-перформанс! Но — не забывайте! — на фоне новейшей истории.
И снова — вода и звери! Адриан Виллар Ройяс (Рохас, Adrian Villar Rojas) — «Самые прекрасные изо всех матерей» (The Most Beautiful of All Mothers, 2015)
Аргентинский художинк участвовал в Венецианской Биеналле 2011 года, и в целом уже весьма известен своими странными большими скульптурами: покореженный робот, Курт Кобейн, фантазия на тему «Давида» Микеланджело, пара, занимающаяся в лодке любовью, а то и гибрид человека и свиньи да фентези-формы, будто с другой планеты. Рассказывая о Рохасе, говорят о «ретро-футуризме» — такова попытка назвать размышления современника об истории Земли и ее культуре. Одно из них эффектно представлено в Стамбуле. Стоит посмотреть, открывая для себя совершенно по-новому старинный город.
В обзоре приведены фото с официальной страницы биеннале, а также сайта https://www.artsy.net