В Музее истории Киева открылась неординарная выставка: украинский живописец родом из Шотландии — чуть не единственный среди коллег-киевлян адепт «визионер-арта». И представленным новым проектом «Что дальше?» он напророчил будущее не просто страны, а всего мира. Что там, за горизонтом? Стоит заглянуть…
Афиша выставки.
«Это только начало», 2014 г. (работа связана с событиями в Крыму. Притихнуть… чтобы восстать?)
Ирландец с толикой шотландской крови, родившийся в Глазго, а выросший в солнечной Австралии, Мерфенко до конца 1990-х носил фамилию Мэрфи, и работал в рекламной сфере, сотрудничая с Washington Times. Во время учебы в Германии он познакомился с украинкой Оксаной Грищенко, дочерью известного дипломата, затем и министра иностранных дел Украины Констиантина Грищенко, - она слушала курс молекулярной биологии. Вскоре родился творческий и семейный тандем: пара основала свое рекламное агентстсво. А романтичный шотландец и ирландец сменил фамилию, объединив в одну — собственную и любимой жены.
Вход в выставочный зал — через инсталляцию. Она ассоциируется и с посмертным тоннелем, и с дорогой в облака — и просто с рождением. Конец света — это просто начало мира нового.
Одна. 4 августа 2015 года.
«Сегодня особый день. Тот день, когда все вокруг: солнце, вода, земля, воздух, все наполняет тебя силой, так, чтобы хватило на целый год. Нужно только брать, вдыхать, вбирать глазами всю эту жизнь, и делаться сильной. На год, на десятилетие, на жизнь. Быть сильной» — таково послание этой работы.
С 1997-го, когда Майкл впервые побывал на киевском Крещатике, много воды утекло. Он выучил украинский, а Оксана Грищенко, не меньше супруга увлеченная современным искусством, стала одной из самых известных украинских кураторов, и «продвигает» не только талантливого мужа. А, например, инициировала серию нашумевших международных проектов «АУТ» (современное искусство в помощь аутистам), основала кураторское объединение «Клиника Дорошенко-Грищенко». И, наконец, живопись самого Майкла стала продаваться в мире и, безусловно, заняла свою нишу и на украинском рынке современного искусства: модный на Западе, визионер-арт почему-то до сих пор не пользуется здесь вниманием.
На вернисаже.
«Точка невозврата», 2015.
Вообще, написать «визионерскую» картину профессионалу нужно так, чтобы при взгляде на нее и эмоции у зрителей возникали соответствующие, да еще и чтобы с наивом «а-ля Шри Чинмой» перепутать увиденное было нельзя. В фантазиях Мерфенко читается уже сложившаяся авторская мифология, сопровождающая каждый его живописный проект.
Майкл Мерфенко возле центральной работы проекта под названием «Мобилизация.
Мобилизация, 2015.
Ты меняешься — или же исчезаешь.
Это и есть «мобилизация».
Это и есть «мобилизация».
— «Что дальше?» — это история о том, что все мы живем… после Апокалипсиса. И мы, я как куратор, и художник, считаем, что Апокалипсис состоялся в 2014-м, — рассказала нам на открытии выставки куратор Оксана Грищенко. — Мы его все пережили. Речь не об одной Украине, хотя у нас все прошло очень ярко: мы видим, что сейчас происходит в арабских странах, в Европе… Теперь вопрос — а что же дальше?
Центральное полотно проекта называется «Мобилизация». И это — наш ответ на этот вопрос. Мы считаем, что после конца времен началась новая эра. Предыдущая была «эрой Пусси Райот», постмодерна, когда выбор огромен, а желаний, по сути, нет. А теперь — стартовала эпоха «Кок Райот», мужского принципа (см. афишу выставки — прим. ред). Когда выбора нет, а есть война. Хотя, дело не в ней. И не в нищете. А в новом понимании себя обществом. Ты меняешься — или же исчезаешь. Это и есть «мобилизация».
"Кок Райот — это эра героя. Если раньше героем был избранный, то теперь таковым должен стать каждый. Путь вперед, путь героя, очень непрост, но выбора нет: или идти, или исчезнуть. Зато все вместе, герои смогут изменить мир к лучшему", — сказала нам куратор Оксана Грищенко.
Центральное полотно проекта называется «Мобилизация». И это — наш ответ на этот вопрос. Мы считаем, что после конца времен началась новая эра. Предыдущая была «эрой Пусси Райот», постмодерна, когда выбор огромен, а желаний, по сути, нет. А теперь — стартовала эпоха «Кок Райот», мужского принципа (см. афишу выставки — прим. ред). Когда выбора нет, а есть война. Хотя, дело не в ней. И не в нищете. А в новом понимании себя обществом. Ты меняешься — или же исчезаешь. Это и есть «мобилизация».
"Кок Райот — это эра героя. Если раньше героем был избранный, то теперь таковым должен стать каждый. Путь вперед, путь героя, очень непрост, но выбора нет: или идти, или исчезнуть. Зато все вместе, герои смогут изменить мир к лучшему", — сказала нам куратор Оксана Грищенко.
«Слезы», 2015 г.
Согласно данным ООН, война на востоке Украины привела к появлению, как минимум, 1,3 млн. внутренних переселенцев и 800 тыс. беженцев в другие страны (659 тыс. Россия, 81 тыс. Беларусь, и тысячи в других странах). На август 2015 только официально погибшими признаны 6,829 человек, из них 2,500 тыс. — гражданские.
Согласно данным ООН, война на востоке Украины привела к появлению, как минимум, 1,3 млн. внутренних переселенцев и 800 тыс. беженцев в другие страны (659 тыс. Россия, 81 тыс. Беларусь, и тысячи в других странах). На август 2015 только официально погибшими признаны 6,829 человек, из них 2,500 тыс. — гражданские.
«Конец времен», 2015.
Живопись Майкла Мерфенко — это и впрямь небезынтересно, с современным искусством какой страны не сравни. А что касается пророчеств художника… Знаете, а ведь чаще всего именно «художественные» предсказания и сбываются! В любом случае, у нас есть возможность это проверить.
Выставка работает до 29 сентября 2015 г.