Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Этой осенью Музей искусств Филадельфии представил выставку под названием«Гнев Богов: шедевры Рубенса,Микеланджело и Тициана». Экспозиция посвящена одному из самых прекрасных произведений великого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса «Прометей прикованный» — претенциозной и масштабной картине,которую сам художник называл«цветком в своём саду».
Она соседствует с произведениями мастеров эпохи Возрождения и барокко,вдохновивших Рубенса на драматический сюжет о вечных муках,на которые Зевс обрёк титана Прометея за то,что тот подарил людям огонь.
Экспозиция включает знаменитый рисунок Микеланджело «Наказание Тития» из британской Королевской коллекции,и большое полотно Тициана на ту же тему из музея Прадо. Ни одна из этих работ ранее не демонстрировалась рядом с «Прометеем» Рубенса.
«Объединение этих шедевров будет способствовать более глубокому пониманию одной из самых прекрасных и значимых картин в нашей коллекции», — подчеркнул директор Музея искусств Филадельфии Тимоти Раб(Timothy Rub).
Изобразив Прометея,прикованного к скальному выступу,Рубенс сделал упор на аллегории творения и амбиций и заново рассказал историю бессмертного мятежника,который пострадал за человечество. Художник задумал полотно на этапе формирования своей карьеры,вернувшись в Антверпен после восьми лет,проведённых в Италии,где изучал искусство Возрождения и античности. Всё полученное там вдохновение он сплавил воедино для создания революционного стиля,который помог становлению барокко в XVII веке. Слева: Питер Пауль Рубенс,«Автопортрет»(1628 — 1630 годы). Дом-музей Рубенса в Антверпене
В «Прометее прикованном» Рубенс воспроизвёл ужасающую,но эмоционально захватывающую сцену. Опрокинутая навзничь массивная полуобнажённая мужская фигура корчится,лягается и сжимает кулаки,пока орёл терзает её грудь,пытаясь добраться до печени. Такова была вечная кара Зевса за то,что Прометей украл огонь с Олимпа и подарил его человечеству.
Поместив рядом картину Рубенса,Микеланджело и Тициана,кураторы подчеркнули влияние,которое оказали на художника барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен - истинные сокровища.
столпы итальянского Возрождения. Например,это видно в рискованной композиции и цветовом решении фигуры,как на картине«Титий». Тициан также изобразил ужасное наказание титана,аналогичное нападению хищника.
Заметно и поразительное сходство обеих картин с двусторонним рисунком Микеланджело,особенно в позах центральных фигур и экспрессивном изображении их мускулатуры. «Наказание Тития», который стал знаменитым ещё при жизни Микеланджело,также изображает героя,подвергнутого мучениям.
На обратной стороне листа его фигура преобразована в набросок воскресшего Христа. Этот образ предваряет изображение Иисуса в сцене Страшного суда в Сикстинской капелле. Посетители музея в Филадельфии могут увидеть обе стороны этого рисунка и провести прямую параллель между Прометеем и Христом,которые принесли себя в жертву во благо человечества.
Слева: Микеланджело Буонарроти,«Страшный суд», фреска алтарной стены Сикстинской капеллы(фрагмент Иисус и Мария)
На выставке также представлена копия древнегреческой скульптуры«Лаокоон», созданная в 1805 году. Она изображает троянского жреца в и двух его сыновей,на которых напали гигантские змеи. Оригинал,обнаруженный в начале XVI века,стал широко известен как одно из наиболее впечатляющих изображений боли и наказания в истории искусства. Рубенс делал зарисовки Лаокоона,разрабатывая собственную эстетику ужаса.
В экспозицию включены работы двух художников из Северной Европы — фламандца Михиля ван Кокси и Хендрика Гольциуса из Нидерландов. С их помощью показано,как проходил процесс становления Рубенса и какими путями распространялись идеи,приведшие к формированию стиля барокко
Сменивший Ренессанс стиль барокко, в отличие от искусства Возрождения, сохранявшего дистанцию между произведением и зрителем, стремился потрясти душу. Разумеется, успешно: живописные жемчужины тех времен - истинные сокровища.
Хендрик Гольциус, Икар из серии «Четыре позора» (1588)
Хендрик Гольциус, Фаэтон из серии «Четыре позора» (1588)
Легенда о Прометее — один из самых живучих мифов,связанный с творчеством. Его отголоски есть как в истории о докторе Франкенштейне — «современном Прометее», — так и в негаснущем огне олимпийского факела. «Мотивы Рубенса,который изобразил Прометея со всей наглядной жестокостью,понятны. Он стремился стать в один ряд с величайшими мастерами своего прошлого и древних времён. Эта картина — одно из величайших его достижений», — считает куратор Кристофер Аткинс(Christopher Atkins).
Хендрик Гольциус, Иксион из серии «Четыре позора» (1588)
Хендрик Гольциус, Тантал из серии «Четыре позора» (1588)