13 февраля в Лондоне прошел вечерний аукцион дома Christie’s, посвященный послевоенному и современному искусству. Выручка составила около 206,2 млн. долларов — это второй по величине результат в истории европейского аукциона по заявленной теме. Сенсация торгов — работа британского экспрессиониста Фрэнсиса Бэкона (Francis Bacon) «Портрет говорящего Джорджа Дайера» (1966) — ее купили за 70 млн. долларов, и на торги ушло всего 6 минут. Итак, кто такой Джордж Дайер?
Недаром результаты аукциона признаны сенсационными: на сегодняшний день это рекорд европейских торгов Christie’s для «одиночного» полотна. Однако для картин Фрэнсиса Бэкона (Francis Bacon) это вовсе не ценовая вершина: еще не успел утихнуть шум вокруг продажи в Нью-Йорке другой его работы — триптиха «Три наброска к портрету Люсьена Фрейда» (1969). Работа ушла с молотка в ноябре 2013 опять-таки на аукционе Christie’s, который проходил в Нью-Йорке.
Что же так ценится сегодня? Живопись Бэкона фокусируется на теме страдания — часто пишут, что он передает трагедию существования. Очевидно, это одна из причин, по которой его полотна редко покупают для украшения интерьеров. А вот музеи «скупают» художника стабильно на протяжении уже нескольких лет, и его полотна уже стали рассматриваться как выгодные вложения капитала. Впрочем, мрачные настроения и тона более характерны для ранних работ Бэкона. Позже он облюбовал даже отчасти декоративный стиль в яркой и сочной цветовой гамме (известны его пристрастия к вкусным «фруктовым» оттенкам — вишневый, брусничный, оранжевый).
Кто такой Джордж Дайер?
«Портрет говорящего Джорджа Дайера», созданный в 1966 г., считается самым важным изображением друга художника, выполненным в большом формате. Картина приобрела известность после первой же выставки в 1971 году в Париже, а в последний раз ее видели на нью-йоркском аукционе Christie’s в 2000 году. Тогда ее купили за 6,6 млн. долларов, что было рекордом для работ Бэкона на тот момент. Заметим, только стартовая цена картины в 2014 была уже 50 млн. долл. Как видим, акции Бэкона в арт-мире заметно поднялись.Джордж Дайер был не единственной любовью в жизни Бэкона, однако мнения большинства биографов сходятся на том, что это главный человек для художника. Все факты налицо: Бэкон много изображал Дайера при жизни, а после смерти друга стал изображать его чуть ли не в каждой своей работе, и посвящать его памяти — вообще каждую. Художник говорил, что это его «способ запоминания»…
Дайер покончил с собой, когда Бэкон был поглощен приготовлениями к своей очередной выставке. До этого художнику несколько раз удавалось спасти друга в последний момент, однако в тот раз он был занят. Чувство вины преследовало Бэкона до конца его дней и не могло не отразиться на творчестве: он углубился в меланхолию.
Во время торгов Christie’s под названием «Послевоенное и современное искусство» также было продано произведение современного немецкого художника Герхарда Рихтера. Картина «Абстрактное полотно» ушла с молотка за $32,1 млн. Другим топ-лотом аукциона стала скульптура Джеффа Кунса «Треснувшее яйцо /сиреневое/". Произведение искусства было продано за $23,1 млн при оценочной стоимости $16,4−24,6 млн. Всего на состоявшихся торгах были представлены 49 лотов. Вниманию коллекционеров были предложены также произведения Бриджит Райли, Дженни Сэвилл, Дэмиена Херста, Криса Офили, Питера Дойга и других творцов современности.
Подготовила Юлия Власкина