Аниш Капур, Луиза Буржуа… В преддверии 6-й Московской биеннале современного искусства, которая откроется в российской столице 22 сентября, в ряде музеев и галерей Москвы проходят экспозиции в рамках специальной и параллельной программ мероприятия. Москвичи и гости столицы также увидят ряд выставок, которые представляют специальные гости биеннале. Заглянем за кулисы!
Алая родина Аниша Капура
Мы уже неоднократно писали про творчество Аниша Капура — знакового скульптора современности. На 6-й Московской биеннале Аниш Капур — специальный гость. Пять его скульптур будут выставлены в Еврейском музее и центре толерантности; проект проходит при участии лондонской Lisson Gallery. Напомним, что в 2009 году Аниш Капур стал первым из ныне живущих художников, чья выставка прошла в лондонской Королевской академии художеств. Его отношение к скульптуре, а также способы ее презентации зрителю, сделали художника, что называется, «живой легендой». А сами скульптуры порой — объектом повышенного внимания вандалов…Аниш Капур, «Моя красная родина», 2003 год. Воск, масляная краска, стальная «рука», двигатель. Диаметр работы — 12 метров.
«Мне нравится создавать скульптуры, которые воздействуют на зрителя, погружают его в особое измерение, сотканное из пространства и времени. Со временем всегда что-то происходит, оно течет на двух уровнях. Первый — это рассказ и визуальная эстетика, которые увлекают зрителя, пока он смотрит на работу, а второй связан с продлением момента в буквальном смысле этого слова. На втором уровне главенствуют форма и цвет, свойства цвета, благодаря которым зритель переносится в мир фантазий и мечтаний. Моя цель — разделить восприятие объекта и его физической формы»
© Аниш Капур
«Облачные врата» (Cloud Gate) на площади AT&T Плаза в Миллениум-парке в Чикаго, 2004—2006 годы. Размер скульптуры — 10×20×13 метров, вес — около 100 тонн.
Родившийся в Индии, Аниш Капур более 40 лет живет и работает в Лондоне. Но рыцарь Британской короны по-прежнему помнит землю, которая дала ему жизнь. Судя по названию выставки — «Моя алая родина," - одним из пяти экспонатов предстоящей выставки станет его одноименная скульптура — гигантский диск с красным воском. Среди прочих наверняка будет одна из его зеркальных скульптур; названия остальных пока не разглашаются кураторами.
Примечательно, что в рамках выставки пройдет public-talk с художником (его трансляция намечена на канале afisha.ru), а также состоится презентация первого монографического издания на русском языке.
Выставка скульптур Аниша Капура в Еврейском музее и центре толерантности откроется 22 сентября 2015, в день открытия 6-й Московской биеннале. Полюбоваться скульптурами можно будет до 17 января 2016 г.
Читайте также: «Отражения и поглощения Аниша Капура: лучшие работы… «
"Гараж" представляет: "Маман" на Площади искусств
В минувшую пятницу на Площади искусств, перед Музеем современного искусства «Гараж» прохожие и гуляющие граждане могли наблюдать воссоздание гигантской скульптуры. При помощи кранов и лебедок из отдельных деталей рабочие и сотрудники музея монтировали огромного паука. «Maman», или «Мама» — так называется произведение Луизы Буржуа, американского скульптора, живописца и графика.Гигантская паучиха впервые была выполнена по заказу галереи Тейт Модерн
в 2000 году и демонстрировалась на открытии Турбинного зала музея. Скульптура «Maman» — одна из знаковых работ Луизы Буржуа. Ее демонстрация в Москве стала возможной благодаря сотрудничеству Музея «Гараж» с Фондом Луизы Буржуа и фондом The Easton Foundation.
«Maman» во всей своей красе! (фото со страницы музея «Гараж» в соцсети Фейсбук)
«Это — ода моей матери. Она была мои лучшим другом. Подобно паукам она ткала. У моих родных было собственное дело: они занимались реставрацией гобеленов, и мать руководила мастерской. Как и пауки, моя мать была умна. Пауки дружелюбны и едят комаров. Мы знаем, что комары переносят болезни, за это их не любят. То есть, пауки полезны, они нас защищают. Такой была и моя мать» — из интервью Луизы Буржуа
Фильм о выставке Луизы Буржуа «I Have Been to Hell and Back» в Музее современного искусства Стокгольма, которая проходила с 14.02 по 17.05.2015 . (канал Moderna Museet)
Еще одна монументальная работа скульптора — «Завладел ли день ночью или ночь завладела днем?», созданная в последние годы жизни Буржуа, — будет показана 25 сентября. Одновременно начнется выставка «Луиза Буржуа. Структуры бытия: клетки», организованная Домом искусства в Мюнхене совместно с Музеем «Гараж». Это крупнейшая на сегодняшний день экспозиция данной серии произведений Буржуа; в нее войдут более 80 работ художницы, в том числе инсталляции, ранние скульптуры, живопись и рисунки, которые предшествовали грандиозному новаторскому циклу работ. Продлится выставка до 17 февраля.
AES+F: "Перевернутый мир"
Одним из специальных проектов 6й Московской биеннале современного искусства стало творение знаменитой российской арт-группы AES+F. Его название — «Inverso Mundus» — можно перевести как «перевернутый мир», или «мир наоборот». Навеянная средневековыми гравюрами абсурдистского характера, 7-канальная видеоинсталляция была впервые представлена в нынешнем году в рамках Венецианской биеннале и имела большой успех.По мнению участников AES+F — Татьяны Арзамасовой, Льва Евзовича, Евгения Святского и Владимира Фридкеса, — ценности современного общества весьма сомнительны. Абсурдные сцены исторического карнавала в «перевернутом мире» появляются как эпизоды современной жизни. Персонажи действуют в рамках сцен абсурдных социальных утопий, меняя маски, превращаясь из нищих в богатых, из полицейских — в воров, из женщин — в мужчин.
Проект демонстрируется в Мультимедиа Арт Музее Москвы (МАММ) с 9 сентября по 1 ноября.
Проект демонстрируется в Мультимедиа Арт Музее Москвы (МАММ) с 9 сентября по 1 ноября.
AES+F. Inverso Mundus. Летящие химеры. 2015. HD стоп-кадр.
Напомним в заключение, что 6-я Московская биеннале современного искусства открывается 22 сентября. Ее основной проект называется «Как жить вместе? Взгляд из центра города в самом сердце острова Евразия» и пройдет в павильоне № 1 на ВДНХ.
Главная иллюстрация: AES+F. Inverso Mundus. Люди и ослы. 2015. HD стоп-кадр.
© AES+F 2015. Courtesy МАММ и Галерея «Триумф»
© AES+F 2015. Courtesy МАММ и Галерея «Триумф»