Киевская биеннале номер два — «The School of Kyiv» — Kyiv Biennial 2015 — стартовала. 8 сентября в столице в рамках форума презентовали проект Жанны Кадыровой «Перформанс», открылись фестивальные локации Школа пейзажа (в Национальной академии искусств) и Школа реализма (в НАОМА, бывш. Художественный институт). А в Доме одежды, который служит главной биеннальной площадкой, прошла церемония официального открытия форума. Первые впечатления — весьма неоднозначные…
После первой киевской биеннале ARSENALE, с большой помпой прошедшей параллельно Евро-2012 в Украине в киевском Мыстецьком Арсенале, много воды утекло. Из-за общей неопределенности Арсенал уже в марте 2015 г. вполне предсказуемо отказался проводить второй по счету международный арт-форум. И тогда приглашенные кураторы The School of Kyiv Георг Шелльхаммер и Хедвиг Саксенхьюбер (Hedwig Saxenhuber & Georg Schöllhammer) неожиданно для всех стали организовывать биеннале самостоятельно. Без Арсенале. Без государства. Усилиями волонтеров и общественности. Компанию им составил киевский Центр визуальной культуры (ЦВК).
Особого скандала, впрочем, не случилось. Страна шокирована тремя последними годами своей истории, и арт-«раздражители» уже не слишком впечатляют. А может, все дело в том, что рекламной кампании у Kyiv Biennial 2015 в самой Украине почти не было. Впрочем, имеется сайт и странице в фейсбук.
Нынешняя биеннале проходит на 12 локациях, включая музеи (например, Национальный Художественный Музей Украины — НХМУ) и галереи. Сориентироваться можно, посетив сайт и страницу, и выбрав наиболее интригующие события. Беседы с художниками? Премьеру видео инсталляции Уильяма Кентриджа «Я — не я, кобыла не моя»?
Среди странностей нынешнего события - то, что в подготовку биеннале была слабо вовлечена арт-общественность, включая художников и галеристов. «Кураторы нас словно специально разделили. Вот эти сотрудничают с МА, значит, не берем. А эти художники поругались с Арсеналом? Отлично, их и выставляем!» — пересказала мне известная медиа-художница. В итоге киевские «эксперты» шли на свою уже вторую по счету киевскую биеннале, как в гости.
Ну, а мы отправились на открытие биеннале в Доме одежды, что, возможно, было нашей ошибкой.
Увы, главным разочарованием премьеры The School of Kyiv стало представление проектов в Доме одежды в центре столицы (площадка, прямо скажем, «не фестивальная»): какие-то работы стоят и висят, спецификации (описания) начали неспешно развешивать ближе к закрытию первого дня вернисажа. Принцип отбора работ также остался «за кадром»: почему именно эти инсталляции и картины назвали «киевский школой»?
— Ну-у, у них же такой беспорядок был с организацией! — словно извиняясь за коллег, говорит мне известный украинский куратор. На «праздник жизни» она приехала не по специальному приглашению, а, как киевские школьники и студенты, просто прочитала о времени открытия на очень формальном «биеннальном» сайте.
Впрочем, таковы первые впечатления. О дальнейших событиях биеннале «The School of Kyiv» мы еще продолжим наш рассказ в «Артхиве». Пока же вашему вниманию — наш фоторепортаж.
Вход на основную локацию биеннале — через киевский фаст-фуд.
На входе — схематичная информация о локациях арт-форума. Осилим квест?
Первая по счету инсталляция главного проекта. Автор и название на момент съемки (вечером после открытия) оставались неизвестны.
Инсталляции (которые западные художники предпочитают называть, все же, скульптурами) и видео- медиаарт составляют большинство работ экспозиции.
И все же, классическая скульптура нам ближе! А пока отсутствует спецификация, можно игнорировать и авторскую иронию…
Киев — город вечного Малевича?..
Жанна Кадырова — одна из украинских участниц биеннале.
Без дополнительных (и каких-либо вообще) пояснений, рисунки под «матовым» стеклом не вызывают интереса у публики. А жаль, идея интересная.
Наконец-то не анонимный проект! Из текста, являющегося составной частью инсталляции, можно узнать, что авторство фото принадлежит группе «Перцы». И сразу — очередь из желающих рассмотреть детальнее.
Неожиданное видео.
Как бы то ни было, в Киеве арт любят даже котики!
Это инсталляция, а не стеллаж!
На втором этаже большинство экспонатов — скульптуры. Правда, больше всего тут — «воздуха».
Тиль Гатманн. Чертежный стол.
Это явно не братья Чепмены. Но по-своему тоже прекрасно.
На родине Гоголя как не вспомнить про нос?
Скульптура.
Часть экспозиции.
Видеоарт: зеркальное послание
Просто. По-херстовски.
— Я, кажется, узнаю автора! Это ведь Стас Волязловский, да?..
Ближе к 9-ти вечера волонтеры решили развесить таблички с именами авторов и названиями работ. А посетителей посещали мысли о том, чего стоят объекты современного искусства, так сказать, «вне контекста» — сами по себе, без знаний о создателе, его судьбе и предыдущих достижениях любого рода, описаний объектов, намека на их предназначение и идейную канву.
Конец осмотра.
Впрочем, «странностями старта», к счастью, дело не ограничилось. Так, среди довольно многочисленных событий биеннале — и премьера нового видео Лауры Пурво (Laure Prouvost) — француженки, которой присудили Премию Тернера (Turner Prize) в 2013 году… Больше информации — на официальном сайте, указанном выше, и на странице биеннале современного искусства «The School of Kyiv» в фейсбук.