В рамках проекта «Экспо 2015» в Милане 2 сентября открылась крупнейшая выставка «Джотто. Италия: От Ассизи до Милана». О значительности события говорит тот факт, что Музей Ватикана предоставил на экспозицию из своей сокровищницы — Триптих Стефанески, никогда прежде не покидавший границы папской столицы.
Кардинал преподносит дар святому Петру — тот самый алтарь, который сам заказал выполнить и на котором он изображен.
По замыслу организаторов 14 тщательно отобранных произведений шаг за шагом следуют по пути знаменитого художника Проторенессанса и знакомят с его творчеством от ранних до самых последних работ.
Кроме Музея Ватикана, в проекте приняли участие Галерея Уффици, художественные музеи Падуи, Флоренции, а также Музей искусств в Сан Диего (Калифорния).
Кроме Музея Ватикана, в проекте приняли участие Галерея Уффици, художественные музеи Падуи, Флоренции, а также Музей искусств в Сан Диего (Калифорния).
Полиптих из церкви Бадия во Флоренции
1300-е
, 91×340 см
Кураторы выставки с гордостью говорят о том, что сегодня имя Джотто известно во всем мире, его превозносят и почитают как величайшего художника в истории искусства. Великий Данте, современник Джотто, еще в 14 веке писал в «Божественной комедии» о преклонении перед его талантом:
«Кисть Чимабуэ славилась одна,
А ныне Джотто чествуют без лести,
И живопись того затемнена».
Мадонна с Младенцем и двумя ангелами
1300, 180×90 см
«Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» — одна из ранних работ Джотто, в которой уже чувствуется отход от условностей византийской традиции и оживление божественных ликов. В это время художник работал во Флоренции и Ассизи.
Джотто ди Бондоне (1266−1337) был первым путешествующим мастером, и сегодня его работы можно увидеть по всей Италии — от фресок в церквях францисканцев в Ассизи, Римини и Падуе, до алтарей в Соборе Святого Петра в Риме и Соборе Санта-Кроче во Флоренции. Последние годы жизни Джотто провел в Милане, где создал последнюю свою работу Глория дель Мондо, которая не сохранилась.
Бог-Отец на престоле
1305
Джотто работал для самых влиятельных кругов, среди его заказчиков были кардиналы, орден францисканцев, банкиры, миланский герцог и неаполитанский король, пожаловавший художнику титул королевского живописца.
«Триптих Стефанески» Джотто создал для главного алтаря древней Базилики святого Петра в Риме. Триптих двусторонний: одна сторона его была повернута к зрителю, другая — к священнослужителям. На центральной части изображен апостол Петр, восседающий на троне. На другой стороне триптиха на троне изображен Христос, и таким образом художник передал преемственность главы церкви: от Христа — его ученику Петру. На коленях перед ним изображены папа Целестин V и заказчик алтаря — кардинал Стефанески.
Триптих Стефанески. Обратная сторона
1320-е
, 220×255 см
Работы последнего периода творчества Джотто — Болонский полиптих и алтарь Барончеллли. Болонский полиптих — единственное произведение художника, уцелевшее в Болонье. Его заказал неаполитанский король Роберто Д’Анжио, при дворе которого художник работал в 1328—1332 гг.
Полиптих Барончелли
1330-е
, 185×323 см
Болонский Полиптих
1330-е
, 146.5×217 см
Выставка в Палаццо Реале (Милан) продлится до 10 января 2016 года.
Главная иллюстрация — фрагмент «Полиптиха Барончелли».
В материале использованы фото с официального сайта Палаццо Реале.
Главная иллюстрация — фрагмент «Полиптиха Барончелли».
В материале использованы фото с официального сайта Палаццо Реале.