Фрагонар востребован по обе стороны океана. В Америке до 4 января 2016-го представлено его ранее, ученическое творчество: будущий классик рококо путешествует по Италии и делает зарисовки с шедевров старых мастеров. Ну, а во Франции — тот Фрагонар, которым он сделался по возвращении из поездки: изящный, эмоциональный, сумасбродный — любовные сцены в его исполнении ждут вас в Париже до 24 января 2016-го.
Игра в жмурки
1751, 91×117 см
Талант, созревший в путешествиях по Италии
Выставка в Музее Нортона Саймона (Пасадина, США) посвящена графике Фрагонара и рассказывает историю о том, как в путешествие по Италии отправился подающий надежды ученик, а вернулся — большой мастер.В Риме, на Вилле Медичи располагалось итальянское представительство Французской академии художеств — туда «пенсионером» и отправился Фрагонар, впечатливший французских академиков своей работой «Иеровоам приносит жертву идолу». Наставники, видимо, ожидали от ученика и в дальнейшем чего-то такого же основательного. Но, к счастью, Фрагонар начал проявлять себя.
«Фрагонар очень талантлив, но по истине огненный темперамент, исключающий терпение и усидчивость, мешает ему создавать совершенные, законченные работы; детали — не его стихия», — жаловался в отчете Шарль Натуар, глава римского подразделения Французской академии.
Фрагонар в Риме вел весьма завидный образ жизни. Ходил по музеям, заводил знакомства (он умел и ладить с людьми, и быть душой компании), чтобы знакомиться с личными коллекциями, — и всюду делал наброски. Вот они-то и представлены на выставке. Одним из новых знакомых Фрагонара станет аббат Сен-Нон — гравер-любитель и меценат. Когда срок пребывания в Риме за счет государства истечет, Сен-Нон предложит Фрагонару задержаться в Италии уже за счет друга.
Позже удача и солнце Италии улыбнутся Фрагонару еще раз — путешествие ему оплатит состоятельный купец Бержере, шурин аббата Сен-Нона: он захочет привезти из поездки путевой альбом с рисунками и возьмет для этой цели с собой художника, который славился не только талантом, но и приятным нравом. Правда, вернутся путешественники врагами и даже схлестнутся в суде: Бержер е будет настаивать на том, что все нарисованное принадлежит ему (он ведь оплатил вояж!), Фрагонар захочет оставить рисунки себе — и проиграет.
Позже удача и солнце Италии улыбнутся Фрагонару еще раз — путешествие ему оплатит состоятельный купец Бержере, шурин аббата Сен-Нона: он захочет привезти из поездки путевой альбом с рисунками и возьмет для этой цели с собой художника, который славился не только талантом, но и приятным нравом. Правда, вернутся путешественники врагами и даже схлестнутся в суде: Бержер е будет настаивать на том, что все нарисованное принадлежит ему (он ведь оплатил вояж!), Фрагонар захочет оставить рисунки себе — и проиграет.
Сравните с оригиналом Веронезе:
Свадьба в Кане Галилейской
1563, 667×994 см
Любовные игры в Люксембургском саду
«Влюбленный Фрагонар. Галантный распутник» — так называется выставка в Музее в Люксембургском саду (Париж), собравшая большее 80 работ художника, посвященных разнообразным любовным приключениям. Здесь уже никакого ученичества и оглядки на старых мастеров. Здесь Фрагонар со своим собственным стилем. Здесь — чистое наслаждение: и для зрителя, и для художника (невозможно представить, чтобы автор создавал свои игривые сюжеты, корчась в творческих муках), и, конечно, для героев картин.
Засов
1777, 94×74 см
Купальщицы
1775, 80×64 см
Посещение этой искрящейся экспозиции заменяет не только пару бокалов шампанского, но и путешествие вокруг света — ведь на выставке собраны картины Фрагонара со всего мира, от Метрополитен-музея до Эрмитажа.
Поцелуй украдкой
1780-е
, 55×45 см
Качели (Счастливые возможности качелей)
1767, 65×81 см
Заглавная иллюстрация: Жан Оноре Фрагонар, «Выигранный поцелуй» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк).