«Жизнь слишком коротка, так сделай же что-нибудь яркое! (А потом сожги это)», — под таким девизом среди песков пустыни Невада ежегодно проходит фестиваль современного искусства «Burning man». 30-метровый робот с цветком в руке, огонь и зеркала, дерево из костей — более 90 гигантских инсталляций поражают публику с 30 августа. Невероятные объекты! Смотрим, пока они не превратились в дым…
С названием фестиваля все понятно… И — спешим уверить, что не все объекты сгорают: все вершится по воле их создателей. А мероприятие получается волнительное, масштабное и яркое. Тусовка и зрелище — просто дух захватывает! Тема 2015 года — «Карнавал зеркал»
Отметим, в этом году к команде «поджигателей» присоединится и украинский художник, не первый год «зажигают» и творцы из России. Вскоре мы их представим, а пока — осмотримся!
Арт-мегаполис в пустыне
В последний понедельник августа, выженный солнцем пейзаж
старого вестерна в пустыне Блэк-Рок, стереотипно усеянной черепами койотов, превращается в перформативное пространство, которое благодаря многолетней традиции преобрело форму единого живого организма.
Неповторимый дух воздвигаемого на восемь дней арт-мегаполиса по большей части является результатом атмосферы свободного самовыражения. Не важно, откуда Вы приехали и на каком языке говорите, если все говорят на языке Искусства!
Сейчас «Burning man» собирает десятки тысяч людей, а все началось с затеи друзей сжечь чучело на одном из пляжей Сан-Франциско в 1986-ом. В этом году фестиваль «зажжет» в 31 раз.
Особенностью этого арт-пространства является то, что оно лишено любых проявлений товарообменной системы: каждый участник фестиваля сам отвечает за организацию своего питания и быта.
Зеркальыне отражения - найди себя!
Старомодный карнавал с масками и лабиринтами, с дымом в зеркалах, с запахом заженных факелов и старой театральной пудры: тема этого года — карнавал зеркал. Организаторы уверены: никому не удастся спрятаться за маской так называемой «нормальности». Здесь вы сможете увидеть «то-чем-вы-не-стали», «то-кем-вы-могли-быть» или «то-кем-вы-не-являетесь». По задумке, выходя из подобного лабиринта, человек должен остаться наедине с реальным собой.
Большая часть представленных работ так или иначе связана с огнем, который красной нитью прошивает весь фестиваль.
«2Пr» — это не зазубренная школьная формула площади круга, а арт-объект. Два концентрических кольца создадут огненное действо, которое легко можно будет перепутать с магическим ритуалом. Идея подобного трюка с реальностью будет представлена на фестивале впервые с подачи Ardent Heavy Industries из Сан-Франциско.
Любовь по-украински, радуга и кости в Неваде
Своей непосредственностью на фоне постмодерного искусства выделяется работа одесского художника Александра Милова, который впервые представляет Украину на фестивале «Burning man» своей работой «Любовь». Так просто и невычурно называется гигантская скульптура. Две клетки в форме сидящих друг к другу спиной людей, внутри которых заключены фигуры детей, тянущихся друг к другу.
Известный тезис: если искусство нужно объяснять, то это уже не искусство. Такой же идеи придерживается и сам автор, чья работа понятна без слов даже человеку, не имеющему отношение к творчеству. Благодаря подсветке скульптура выглядит по-разному в ночное и дневное время.
Яркой радугой выделяется масштабная инсталляция двух московских художников — Александра Миронова и Семена Паяина, которые ещё в 2013 году стали первой командой из России, которая получила грант от «Burning man».
Проект, представленный в этом году, называется «Собственный путь». Его особенность, помимо символичности, состоит в том, что зритель получит возможность подняться по одному из пяти выбранных путей наверх и до последнего не будет знать, к чему он придет. Собственно, как и в жизни.
Впервые «Дерево из костей», созданное группой художников из Сан-Франциско, было представлено на фестивале в сравнительно далеком 1999 году, тематикой которого стало Колесо Времени. Концептуальное представление о цикличности жизни и смерти, идея о том, что эти два понятия произростают друг из друга, вписывается в тематику 2015 года — двойственность зеркального отображения. А непосредственно само дерево из белых черепов и костей органично ложится на пустынный пейзаж
. Нам же почему-то вспомнился Верещагин…
Апофеоз войны
1871, 127×197 см
Арт-проект Ребекки Вэйтс под названием «Церковь-ловушка»
Сооружение впечатляет своей масштабностью. В стилизованной под мышеловку церкви, в первую очередь, бросается в глаза гигантский и даже зловещий орган. Впервые инсталляция была представлена на фестивале в 2013 году, однако уже второй год она не оставляет зрителей равнодушными. Орган - это мощь. Он победит тебя везде… И возьмет в плен.
Композиция Compound Eye/"I", сзданная Кирстен Берг (Kirsten Berg, Newark, CA) — размышления о фракталах, отражениях себя и о… Будде.
Ещё одну новинку 2015 года представляет скульптор Кристиан Ристов из Эль Прадо. Милым и нелепым выглядит его 30-ти метровый робот, в железной руке которого находится цветок, чей аромат он пытается почувствовать.
А это — «Баланс огня», проект, для осуществления которого создатель Poetic Kinetics обратился к «краундфайдингу». Средства были собраны «всем миром», и конструкция — на фестивале. Уже второй год. Баланса много не бывает!
На просторах социальной утопии «All you need is love»
Нет, это не адронный коллайдер! А проект Давида Абрахама и Давида Фрадкина «Гигантский калейдоскоп» («Giant Kaleidoscope», David Abraham + David Fradkin). Он вполне выездной, и никак не мог миновать «зеркальную» тему нынешнего «бернфеста». Вспомни детство, Алиса!
Фестиваль длится неделю. А кульминацией «Burning Man» каждый год является символическое сожжение чучела и даже некоторых представленных работ, если того желают сами художники.
Вот так вместе с огнем и ветром где-то в пустынной Неваде заканчивается лето.
Фото: сайты авторов проектов, сайт, посвященный фестивалям мира, также официальный сайт мероприятия.