Отношения английского художника Уолтера Сикерта с французским городом Дьеппом можно назвать длительным любовным романом: более 40 лет художник, ученик Джеймса Уистлера, приезжал на модный морской курорт, где познакомился и с лондонской богемой — Бердслеем и Уальдом, — и с французскими импрессионистами Моне, Писсаро и Дега. Последний стал и другом, и учителем… Захватывающему периоду в жизни и творчестве мастера посвящена выставка «Сикерт в Дьеппе», открывшаяся в британском городе Чичестер в Pallant House Gallery.
Интерес к выставке подогревает и весьма нестандартный «шлейф» славы художника. Мало того, что Сикерт был человеком противоречивым — в нем уживались тысячи несовместимых качеств: он был одновременно и традиционалист и новатор, светский лев и затворник, великий донжуан и супруг, который верит в святость брака…
Скачки в Дьеппе
1926, 50.6×61.1 см
Художник настолько отличался эксцентричным характером, что некоторые исследователи в разное время при установлении личности серийного убийцы Джека-Потрошителя связывали его с именем Уолтера Сикерта!
Цирк
1885, 216×356 см
С таким таинственным ореолом, возникшем вокруг фигуры художника, интересно увидеть работы художника. И есть на что посмотреть! На выставке представлено около 80 картин, рисунков и гравюр из музеев и частных собраний Франции и Великобритании. Зрителей ждут самые разнообразные сюжеты из жизни приморского города: переполненные театры в разгар представления; азартные игроки, проводящие ночи напролет в казино; накал страстей во время скачек в пригороде; и, конечно, архитектура средневекового города, включая самые неприглядные уголки, где художник писал жителей бедного рыбацкого квартала.
Красный магазин, или Октябрьское солнце
1888, 26.7×35.6 см
В Дьеппе впервые Сикерт побывал в детстве во время семейного отдыха. В 1885 г. он провел здесь медовый месяц со своей первой женой Эллен Кобден и писал иллюзорные морские пейзажи в стиле своего первого учителя Джеймса Уистлера.
У.Сикерт «Пляж. Дьепп», ок. 1885 г, масло, дерево, 22,5×35,5, Городская Галерея в Манчестере
После знакомства и продолжительной дружбы с Дега его манера значительно изменились. Дега посоветовал художнику усилить архитектурные детали в его картинах с помощью подготовительных рисунков.
Театр молодых артистов. Дьепп
1890, 52×65 см
1890-е годы называют звездным часом Дьеппа: на курорт приезжает «ностальгировать» по уходящему веку лондонская богема, художники и писатели декаданса во главе с неподражаемым Обри Бердслеем.
Сикерт знакомится с Бердслеем, который в это время работает художественным редактором популярного журнала «Желтая книга» (скандал последовал позже…), и планирование каждого номера происходит прямо в кафе на набережной, где собирается вся веселая братия: поэт-символист А. Саймонс, художник Ш. Кондер, писатель О. Уальд. В 1894—1895 гг. Бердслей публикует в журнале рисунки Сикерта.
В 1900—1904 гг. художник время от времени ездит на экскурсии в Венецию, где рисует виды города, а, возвращаясь в Дьепп, так жадно зарисовывает архитектуру города, что Бланш называет его «дьеппским Каналетто».
В нескольких картинах с изображением готической церкви Святого Жака художник экспериментирует с контрастными световыми эффектами и напоминает известную серию Моне «Руанский собор». Это сравнение привело к тому, что Сикерта считали английским импрессионистом, однако он по-прежнему рисует картины в студии на основе своих зарисовок, что отличает его от французских коллег.
Последние годы, проведенные в городе, были отмечены печалью — в 1920 от туберкулеза умерла вторая жена художника. Несмотря на чувство опустошенности, которое не покидало Сикерта, картины, написанные в 1920—1922 гг., стали самыми пронзительными и впечатляющими в его творчестве.
У. Сикерт «Концерт в кафе. Танцевальный зал Верне», 1920, Частное собрание
Выставка «Сикерт в Дьеппе» открыта в Pallant House Gallery в Чичестере (Англия) до 4 октября 2015 года.
Главная иллюстрация новости — картина У. Сикерта «L'Hôtel Royal, Dieppe», 1894, холст, масло, 50,2×61 см., Музей в Шеффелде.