До 15 ноября в лондонской галерее Далидж проходит выставка рисунков Пьера-Поля Прюдона — одного из лучших французских рисовальщиков. Художник, расписавший потолок дворца Сен-Клу и пользовавшийся уважением самого Наполеона и обеих его жен, — сегодня известен меньше, чем при жизни. Но этот мастер, предвосхитивший романтизм
на фоне царящего нео-классицизма, — заслуживает большего!
Французский живописец и график Пьер-Поль Прюдон был весьма успешен и влиятелен при жизни, и действительно странно, почему сейчас его имя вовсе не на слуху. Ни одной работы художника не найдешь во французской Национальной галерее. Правда, в Лувре обитает «Портрет
императрицы Жозефины»… Прочие полотна Прюдона — в Лондоне, Амстердаме, Петербурге («Невинность, предпочитающая Любовь Богатству», Эрмитаж), Лондоне, Филадельфии…
А ведь Пьер-Поль Прюдон — придворный художник Наполеона, написавший самый известный портрет
Жозефины. Мария-Луиза Австрийская, вторая жена Наполеона, не стала выделяться и тоже заказывала у Прюдона картины.
Портрет императрицы Жозефины
1805, 179×244 см
Пьер Прюдон сменил имя на Пьер-Поль, потому что это казалось ему более аристократичным. Новое имя — дань уважения Питеру Паулю Рубенсу. Правда, живопись не увлекала Прюдона так же сильно, как его героя. Сегодня мы знаем Прюдона в первую очередь как великолепного рисовальщика.
Благодаря точной штриховке, рисунки Прюдона выглядят очень объемно, «скульптурно». Этому есть объяснение: Пьер — сын резчика по камню (девятый сын, если точно). Кроме того, известно большое влияние скульптора Эдме Бушардона на юного Прюдона, когда он учился в дижонской Художественной школе. После Художественной школы была Королевская академия живописи и скульптуры в Париже и изучение классической живописи и скульптуры в Риме (Прюдон выиграл «Римскую премию» в 1784 году, благодаря чему отправился учиться в Рим и смог попутешествовать по Аппенинам).
Удачно подчеркивают реалистичные зарисовки Прюдона и материалы, которые он использовал: голубая и желтоватая бумага, карандаш, мел. Смелое, почти революционное, соединение штрихов карандаша и мела создает невероятный эффект: рисунки словно светятся, мы видим блики света на изображенных фигурах, которые, кажется, даже слегка «подрагивают» — ведь они живые! Многие из представленных на выставке работ были сделаны Прюдоном в качестве упражнений во время обучения; некоторые впоследствии получили жизнь в живописных работах художника.
Экспозиция «Прюдон: рисовальщик Наполеона» - до 15 ноября в картинной галерее Далидж (Лондон).