В Одессе происходят удивительные события. На стенах улиц и городских дворов местные жители и гости города начали находить репродукции известных работ из коллекции Одесского музея западного и восточного искусства.
Юстус Сустерманс, «Портрет дамы с жемчугами» (XVII век, Фландрия)
Первую репродукцию обнаружили 17 июля этого года в центре города — на стене здания давно пустующего кинотеатра «Одесса». Тайные поклонники творчества фламандского живописца Юстуса Сустерманса разместили здесь репродукцию портрета «Дамы с жемчугами» из коллекции МЗВИ. Элегантная женщина 17-го века на фоне давно неремонтируемого фасада вызвала легкий шок и удивление у прохожих.
«Портрет дамы с жемчугами» на улице Спиридоновской в Одессе
Еще большее удивление и восторг вызвал австрийский портретист И. Б. Лампи Старший. Через три дня после явления «Дамы с жемчугами» репродукция работы «Мужской портрет» этого художника была замечена в нише Деволановского спуска — среди разноцветья граффити. Надо отметить, что те выгодно оттенили всё изящество работы мастера.
Происходящее приятно удивило одесситов, а местные СМИ стали атаковать сотрудников музея в попытке получить разъяснение о происходящем. Увы, в музее не знают имени автора этой идеи, который таким приятным образом привносит на одесские улицы шедевры изобразительного искусства. Сам МЗВИ, безусловно, приветствует подобное начинание.
А тем временем, буквально уже следующим утром на Сабанеевом мосту обнаружили великолепную «Даму с веером» работы неизвестного художника 16 века. Оригинал также находится в экспозиции Музея западного и восточного искусства.
Слева: Одесский музей западного и восточного искусства, откуда «сбегают» картины
Далее события развивались как в заправском детективе. Музей объявил награду, но не за пойманного неизвестного популяризатора, а за каждую новую обнаруженную репродукцию. Всякий, кто первым увидит и сообщит по телефону либо через социальную сеть о новой картине на стене, получает бесплатный билет в музей и право на «селфи» с подлинником.
Ф. Хальс «Евангелист Лука» на улице Одессы. Фото со страницы МЗВИ в Facebook
Автор акции по сей день неизвестен. Однако найдены изображения ещё двух знаковых шедевров из коллекции Одесского музея западного и восточного искусства. Это «Портрет
М. С. Воронцова» Т. Лоуренса и «Евангелист Лука» Ф. Хальса. Нашедших репродукции ждут работники музея, дабы исполнить свои обещания.
Т. Лоуренс «Портрет
М. С. Воронцова». Репродукция появилась на одной из одесских улиц и уже стала объектом внимания туристов. Фото с сайта МЗВИ
Какими бы не были загадочными эти события в Одессе, они имеют свою предысторию. «Артхив» уже рассказывал о проекте «Вылазки» (Outings Project). Все началось с того, что несколько лет назад французский художник и режиссер Жюльен де Касабьянка, бродя по Лувру, обратил внимание на картину с изображением заключенной девушки кисти Энгра в неприметном углу музея. Именно она вдохновила Жюльена помочь забытым полотнам прожить вторую жизнь, и он выпустил «Заключенную» на улицу, к людям.
Все началось с нее: репродукция картины Жана Огюста Энгра «Заключенная»
на улицах Парижа. Фото: outings-project.org
на улицах Парижа. Фото: outings-project.org
Так родился стрит-арт
проект, в рамках которого на улицах городов появляются распечатанные изображения художественных работы мастеров, чьи произведения хранятся в тамошних музеях. По мысли Жюльена де Касабьянка люди, гуляя по улицам и сталкиваясь с произведениями искусства в неожиданных местах, обязательно захотят сходить в местную галерею, чтобы увидеть оригиналы. А кроме того, это просто красиво.
Проект Жюльена де Касабьянки на улицах Лондона. Фото: outings-project.org
За полгода стараниями самого художника и его последователей картины перекочевали из музеев на улицы Рио-де-Жанейро, Лондона, Далласа, Нью-Йорка, Варшавы, Барселоны, Нового Орлеана и других городов по всему миру. Теперь к флеш-мобу присоединилась и Одесса.
Проект «Вылазки» на улицах Сан-Франциско. Фото: outings-project.org
Зачастую многие фрагменты картин оказываются по соседству с граффити и другими видами более традиционного уличного искусства, и Касабьянка утверждает, что не видит различий между «уличным искусством» и «искусством на улице», даже если термины различаются. При этом, по словам художника, большинство зрителей воспринимает его работы позитивно, независимо от возраста и социального статуса.
Одесса, переулок Некрасова. «Портрет неизвестного мужчины» спрятался в тени виноградных листьев
И в заключение. Пока готовился этот материал, в Одессе на углу улицы Преображенской и переулка Некрасова обнаружили «Портрет
неизвестного мужчины» голландского художника 16 века.
Проект «Вылазки» продолжается!