Поклонники золотого сечения получили новый повод для радости. Последние данные свидетельствуют о том, что великий архитектор Высокого Возрождения знал об этом правиле и применял его.
Сотворение Адама
1511, 570×280 см
Как говорится в докладе, опубликованном в медицинском журнале Clinical Anatomy, Микеланджело полагался на вполне определённое число для того, чтобы достичь гармонии в своей работе. В исследовании учёных отмечается, что это особенно чётко видно в «Сотворении Адама», сообщает Daily Mail.
Золотое сечение — это такое пропорциональное деление отрезка на неравные части, при котором весь отрезок так относится к большей части, как сама большая часть относится к меньшей; или другими словами, меньший отрезок так относится к большему, как больший ко всему a: b= b: c или с: b= b: а
Диаграмма, приведённая выше, иллюстрирует их теорию: А — это Адам, а B представляет Бога и его слуг-херувимов. Чтобы проверить свою гипотезу, учёные с помощью программы Image-Pro Plus измерили пространственные отношения между точками на картине. Получилось, что крошечное расстояние между пальцами Бога и Адама как раз и отмечает условную точку деления ширины изображения в пропорции золотого сечения, попутно притягивая взгляд и акцентируя внимание зрителя на стремлении Бога к человеку, а человека — к Богу.
Фото: onlinelibrary.wiley.com
Учёные разъяснили смысл этого открытия следующим образом: «Согласно доказательствам, изложенным в этой статье, мы можем предположить, что красота и гармония, распознаваемая во всех работах Микеланджело, может базироваться не только исключительно на его знании анатомических пропорций человека, но и на том, что художник обладал знаниями, опережавшими его время».
Принципы золотого сечения были использованы при росписи всего потолка в Сикстинской капелле, это также было доказано учёными после соответствующих измерений.
Фото: onlinelibrary.wiley.com
Если вас интересует информация о золотом сечении, дабы избавить вас от урока математики, предлагаем посмотреть красивый фильм-пояснение.
Лука Пачоли, современник и друг Леонардо да Винчи, называл деление отрезка в крайнем и среднем отношении «божественной пропорцией». Термин «золотое сечение» (нем. goldener schnitt) был введён в обиход Мартином Омом в 1835 году.
Что ж, похоже, «физиков» и «лириков» всегда может примирить искусство гениев.
В материале использованы сведения из источников artdaily.com, news.artnet.com, The Art Newspaper, The Guardian, официальных сайтов музеев.