Женщины Климта, Шиле и Кокошки: непревзойденные мастера венского сецессиона этой осенью в Бельведере
Организаторы выставки в венском Бельведере задумали исследовать одну из самых «горячих» тем ХХ века — женский вопрос. Для этой благородной цели были собраны картины трех выдающихся художников венского сецессиона, многие из которых находятся в частных собраниях и обычно недоступны широкой публике. Выставка «Женщины Климта, Шиле и Кокошки» стартует 22 октября 2015 года.
Воистину, Вена привыкла поражать грандиозностью замыслов и исполнения! Это редкая удача для любителей искусства — созерцать целую галерею дам высшего общества, полусвета и сказочно-прекрасных богинь Густава Климта, Эгона Шиле и Оскара Кокошки на одной выставочной площадке!
Э.Шиле «Портрет
Эдит Шиле, жены художника», 1918 год.
© Belvedere, Vienna
© Belvedere, Vienna
В начале ХХ века среди возникших тем и проблем, волнующих общество, чуть ли не наиболее резонансным был вопрос о равенстве полов -реакция была весьма неоднозначной. Произошли революционные изменения в самом статусе женщин — они стали играть более важную роль, чем прежде, в социальном и экономическом плане. Четкий крен в сторону равенства полов вызвал особенные споры в вопросе о сексуальном равенстве между мужчиной и женщиной, обсуждение которого еще в ХІХ веке считалось запретной темой.
Густав Климт, Эгон Шиле и Оскар Кокошка не просто воспевали женскую красоту: бунт в видении социального уклада и природы мужчины и женщины, бунт в творческом самовыражении… Выставка представит исследование различий и сходства в подаче темы женского начала тремя гениями.
Э.Шиле «Сидящая женщина в фиолетовых чулках», 1917 год.
© Private Collection, Courtesy Galerie St. Etienne, New York
В творчестве Эгона Шиле сексуальная свобода рассматривается как общая цель для мужчин и женщин, так как обе стороны стремились избежать ограничительных табу предшествующего времени. Отчаянный, всепоглащающий эротизм его работ шокирует даже современного зрителя. А в начале ХХ века художника даже обвиняли в создании порнографических рисунков и совращении малолетних детей. Критика и преследования художника не остановили: он рисовал обнаженное женское тело, отбрасывая лицемерные устои своего времени.
Э.Шиле «Объятия» (Любовники ІІ), 1917 год. © Belvedere Vienne
О картинах и рисунках с возлюбленной художника читайте в нашем материале «Валли Нойциль — муза Эгона Шиле» в столице Австрии: скандалы, портреты и выставка.
Оскар Кокошка, если говорить о темпераменте, так же страстно изображал женщин на своих картинах, как и Шиле. Интересна его серия ранних портретов дам высшего общества.
Среди самых ярких работ художника — психологические портреты, созданные в 1909—1914 годы. В то время Кокошка писал: «Люди жили в безопасности, но все они испытывали страх. Я узнавал его, несмотря на изысканный барочный образ их жизни. Я делал портреты этих людей в их тревоге и страдании».
О.Кокошка «Портрет Элизабет Рейтлер», 1910 год.
Photo: Medienzentrum, Antje Zeis-Loi / Von der Heydt-Museum Wuppertal © Fondation Oskar Kokoschka/ Bildrecht, Vienna, 2015
Самые загадочные и прекрасные на выставке — картины признанного мастера модерна Густава Климта. Его живопись, сверкающая золотыми вставками, с элегантными линиями и причудливым декоративным орнаментом, словно сама по себе порождает женские образы, пронизанные таинственным очарованием.
Г. Климт «Евгения Примавези», 1913 — 1914 годы. © Toyota Municipal Museum of Art
Еще об одном замечательном женском образе Климта читайте в публикации «Волшебный портрет работы Климта с печальной историей — на аукционе Sotheby’s».
Г. Климт «Портрет
Фритцы Райдлер», 1906 год. © Belvedere Vienna
На выставке будет показана знаменитая картина Климта «Золотая рыбка», с созданием которой связана занятная история.
В 1894 году Климт получил крупный заказ от правительства — создать три картины для большого зала Венского университета. Первая из них, — «Философия», — была названа порнографической, как и две последующие «Медицина» и «Юриспруденция». Климт поклялся никогда больше не браться за госзаказы, и раздраженный нападками на свои работы, ответил своим хулителям насмешкой — картиной, которая первоначально называлась «Моим недоброжелателям».
По совету друзей Климт сменил название на «Золотая рыбка», когда отдал картину для участия в выставке Сецессиона 1903 года. Несмотря на измененное название, пресса снова ополчилась на автора. Ведь обнаженная рыжеволосая девушка (а как раз обнаженные дивы в исполнении художника вызывали атаки критиков) обернувшись, смотрит в глаза зрителю (оппонентам Климта).
По совету друзей Климт сменил название на «Золотая рыбка», когда отдал картину для участия в выставке Сецессиона 1903 года. Несмотря на измененное название, пресса снова ополчилась на автора. Ведь обнаженная рыжеволосая девушка (а как раз обнаженные дивы в исполнении художника вызывали атаки критиков) обернувшись, смотрит в глаза зрителю (оппонентам Климта).
Г. Климт «Золотая рыбка», 1901 — 1902 годы.
© Kunstmuseum Solothurn, Dübi-Müller-Stiftung, 1980
О выставке трех художников венского модерна читайте также в нашей публикации «Вена 1900-х: были времена! Климт, Шиле, Кокошка — картины и рисунки венских гениев в Музее Леопольда».
Выставка «Женщины Климта, Шиле и Кокошки» будет представлена в Нижнем Бельведере в Вене с 22 октября 2015 по 28 февраля 2016 года.
Главная иллюстрация материала — картина Э. Шиле «Die rote hostie», 1911 г.
© Private Collection, Courtesy Richard Nagy Ltd., London
Главная иллюстрация материала — картина Э. Шиле «Die rote hostie», 1911 г.
© Private Collection, Courtesy Richard Nagy Ltd., London