Министр культуры Германии решила «по-социалистически» подойти к охране национального культурного достояния, чем вызвала гнев и угрозы со стороны художников и арт-дилеров. Власти пошли на попятный, чтобы пригасить недовольство деятелей искусства. В Китае правительство также перестало упираться и смягчило санкции в отношении художника-диссидента. Но вот крупного фальсификатора произведений искусства, которого судят в Гуанчжоу, может ждать суровое наказание.
В материале использованы сведения из источников artdaily.com, news.artnet.com, The Art Newspaper, The Guardian, официальных сайтов музеев.
Художники против закона
Министр культуры Германии Моника Грюттерс столкнулась с ожесточённым сопротивлением своим инициативам. Фото: BZ-Berlin
В Германии получил новое развитие конфликт между министром культуры Моникой Грюттерс с одной стороны и художниками, а также арт-дилерами — с другой. Суть в том, что чиновница намерена предложить законопроект, который сильно подорвёт положение и тех, и других.
Моника Грюттерс хочет ввести лицензии на экспорт для произведений искусства старше 50-ти лет и дороже € 150 тыс. По её мнению, это предотвратит массовую продажу немецких арт-объектов за рубеж. В результате покупателям придётся дольше ждать свои приобретения, а то и вовсе остаться без них.
Мэтры современной немецкой живописи Георг Базелитц и Герхард Рихтер высказались против предложенных нововведений. Коллаж: Focus
Против новшества выступили представители арт-бизнеса и двое ведущих художников Германии — Георг Базелитц и Герхард Рихтер. Первый заявил, что отзовёт из немецких музеев все свои работы, которые находятся там на правах аренды. Второй сказал, что последует примеру коллеги, если закон будет принят.
Эти угрозы поколебали решимость Моники Грюттерс. На прошлой неделе она заявила, что требования закона будут смягчены: он будет распространяться на произведения старше 70 лет и дороже € 300 тыс. Правила охраны объектов культурного наследия, находящихся в долгосрочной аренде у музеев, — те, что раздражали Базелитца, Рихтера и многих коллекционеров, — также будут пересмотрены. Теперь они будут касаться лишь предметов, находящихся на постоянном учёте в общественных учреждениях. Если работу забирают или договор её аренды истекает, статус охраняемой на неё не распространяется.
Кроме того, полностью аннулирована норма, которая давала властям «право доступа» в частные особняки, где содержатся культурные ценности.
Внучка Макса Бекмана намерена забрать работы деда из немецких музеев. Фото: via Bild
Пока неизвестно, примет ли немецкий мир искусства оливковую ветвь, протянутую правительством. Так, Майен Бекман, внучка художника-экспрессиониста Макса Бекмана, заявила, что пересмотр законопроекта её не убедил. Она всё равно намерена забрать картины знаменитого деда из музеев — чтобы избежать «ареста» активов своей семьи.
Суд над библиотекарем-фальсификатором
57-летний фальсификатор заменял оригиналы с первого дня работы, пока не заметил, что его собственные подделки подменяют другими фейками. Фото: The Independent
В Китае проходит процесс над Сяо Юанем (Xiao Yuan) — бывшим главным библиотекарем Академии изящных искусств города Гуанчжоу. Он совершил, как сказано в обвинении, «феноменальный акт подделки»: воровал и продавал живописные шедевры, заменяя их своими репликами.
Как сообщает The Independent, Сяо сознался в краже 143-х картин из галереи между 2004-м и 2006 годами. До 2011-го он успешно продал через аукционы 125 из них. Подменяя пейзажи и каллиграфии китайских художников 17-го и 20 веков своими подделками, Сяо «заработал» 34 млн юаней (€ 5 млн), которые он потратил на квартиры и покупку других картин.
Сяо Юань среди прочих подделывал рисунки акварелиста Ци Байши (1863 — 1957), чьим излюбленным мотивом были креветки. Фото: galleryintell.com
57-летний китайский библиотекарь признался, что первую замену произвёл в первый же день работы, но со временем заметил другие подделки на месте собственных. «Я понял, что кто-то заменяет мои картины, потому что ясно видел, насколько эти произведения были ужасны», — заявил он в суде.
Хотя Сяо признал себя виновным, в свою защиту он сказал, что подмены невозможно было контролировать: студенты и преподаватели могли брать картины из музея точно так же как книги в библиотеке.
За шедевр Чжана Дацяня «Весенние зори на красочных холмах» на аукционе отдали $ 4,5 млн долларов, что в семь раз превысило эстимейт. Фото: theedgegalerie.com
Среди художников, чьи работы украдены, был влиятельный акварелист 20 века Ци Байши (Qi Baishi), а также Чжан Дацянь (Zhang Daqian) — сам, кстати, искусный фальсификатор — который изображал пейзажи и лотосы. Кроме них в стенограмме суда значится «Скала и птицы» художника-каллиграфа 17 века Чжу Да, который рисовал монохромной тушью.
Ай Вэйвэй получил свободу передвижения
Ай Вэйвэй сообщил о возращении паспорта тысячам своих друзей в сети Instagram. Фото: Ai Weiwei (@aiww) via Instagram
Китайские власти вернули паспорт Аю Вэйвэю спустя четыре года после конфискации документа. Об этом сам художник-диссидент сообщил своим поклонникам в Instagram. Теперь один из лидеров китайского современного искусства может съездить к своему сыну в Берлин и лично присутствовать на открытии выставок в Лондоне, Париже, Хельсинки и Мельбурне.
Официально власти Китая сделали Ая невыездным из-за обвинений в уклонении от уплаты налогов. Однако во всём мире считают, что истинная причина — его откровенная критика китайской политики в сфере прав человека, демократии и свободы слова.
Студия Ая Вэйвэя находится под наблюдением с момента его ареста. Фото: AP via The New York Times
Несмотря на запреты, Ай Вэйвэй продолжает активную творческую деятельность. Его работы были представлены на Венецианской биеннале в 2013 году, он через Skype режиссировал фрагмент фильма «Берлин, я люблю тебя» во время кинофестиваля в Германии, а два месяца назад на родине открылась его первая с 2011-го года персональная выставка.
В Лондоне будет представлена инсталляция «Прямые», созданная из прутов арматуры, которые были собраны после землетрясения в провинции Сычуань. Фото: npr.org
В Королевской академии искусств в Лондоне 19 сентября должна открыться первая крупная экспозиция Ая Вэйвэя в Великобритании. Надеемся, что художник сможет присутствовать на этом событии лично.
Судя по этим новостям, искусство давно не принадлежит народу. Это мир больших денег, который не знает пощады. И если вопросы о вывозе и ввозе предметов искусства вызывают широкую полемику в обществе, в заключение можно сказать одно: коллекционируйте предметы искусства — если вам позволяет кошелёк — и читайте Артхив, чтобы разбираться в предмете лучше, чем прежде.