Национальный музей Прадо в Мадриде буквально проливает новый свет на шедевры испанских художников XVIII века: в залах установили современную систему освещения и вернули в постоянную экспозицию ряд полотен. В их числе — только что отреставрированная грандиозная работа Франциско Гойи «Жнецы», которую публика не видела много лет.
По материалам официального сайта Музея Прадо
Несмотря на свои грандиозные размеры, эта работа Гойи — эскиз для гобелена «Лето». В 1776 году серия «Времена года» была заказана мастеру для трапезного зала Принца Астурийского во дворце Эль Пардо. Четыре сезона — четыре сцены деревенской жизни.
Лето, или сбор урожая
1786, 641×276 см
Разглядывая на первый взгляд идиллическую сцену, понимаешь, что Гойя — это Гойя, со всеми его «призраками». Картина будто проявляет свое «второе лицо». Как вам эти замахивающиеся вилами жнецы и защитный жест женщины? А лица селян? А кормящая мать и этот младенец?!
Фрагмент работы Гойи «Жнецы». Музей Прадо.
Картина долгое время не была на публике — даже во время последней выставки «Гойя в Мадриде», которую посетили 630 тысяч человек, она не числилась среди экспонатов. Лишь сейчас поразительная работа заняла свое место в достойном окружении шедевров.
Кстати, благодаря новой подаче и так называемые «Мрачные картины» Гойи (The Black Paintings или Pinturas negras) — серия из 14 поздних работ, — теперь вовсе не выглядят беспросветно темными. Детали, которые раньше ускользали от взора зрителей, проявились. Впрочем, детям и слабонервным лучше не проводить возле них много времени…
Большой козел или шабаш ведьм
1823, 140.5×435.7 см
Картины разместились в новом порядке, и по-новому освещены благодаря внедрению современной технологии LED. Как уверяют музейщики, цвета выглядят более реалистичными и точными, будто только с палитры мастеров! «Это позволяет более «глубоко» созерцать творения художников," - уверяет директор музея Мигель Сугаса. Первая презентация «нового света» нескольких музейных залов прошла в середине мая. Теперь, спустя месяц, итоги может оценить и широкая аудитория.
Полное оснащение музея планируют завершить к 2018 году. Что интересно, крупнейший испанский производитель-поставщик энергии, компания Iberdrola, финансировала не только проект «Iluminando el Prado / Lighting the Prado» («Иллюминация Прадо»). Фирма взяла на себя и часть расходов по реставрации шедевра Гойи. Несколько лет установки высокотехнологичных систем, и несколько лет трудов специалистов… Что ж, да будет свет — да будет цвет!