По словам организаторов, основная тема выставки — исследования - как сегодня соотносятся «высокое» и «прикладное» искусство. Результат — на удивление удачный ироничный «дамский» проект. Мы по-хозяйски оценили степень утилитарности подушек-думок с вышитыми крестиком лицами, «бусиков» из кукольных головок и даже букета роз из зеркального стекла. И по-хорошему озадачились, — всего-то! — судьбой постмодерна.
Участницами выставки стали Лера Фокина, Белла Логачева, Наталья Мариненко, Франсуаза Оз, Гриця Эрде, Ирина Озаринская, Татьяна Малиновская, Нина Мурашкина, Татьяна Скляр, Жанна Кадырова и Kinder Album. Осматриваемся, первым делом отмечая подушки, розы, «вопрошающую» атласную руку и… забор. Символично!
Подушки-думки Леры Фокиной
Вот такая «Незнакомка» (внизу) — персонаж реальный. Вроде бы можно повстречать в районе Соборки в Одессе… И вышить картину! Фото работы в процессе создания — со страницы Леры Фокиной в фейсбук.
Мало найдется на свете предметов, столь же «мифологизированных», как дамская сумочка — ридикюль. По ее (его) внешнему состоянию можно, говорят, судить о вкусе и финансовых возможностях барышни. А начинка, якобы, с точностью отражает состояние мозгов фемины. То есть ее сознания и подсознания вместе взятых. И все — в сумках, значит — в рамках! Порой щедро декорированных.
Работа Ирины Озаринской
Что касается участниц «Ридикюля», то каждый, кто побывал на открытии выставки в Dymchuk Gallery, подтвердит: группка художниц напоминала настоящий цветник. Все, как одна — красавицы и умницы. Придумали ведь и реализовали проекты, представленные в «коллективке» с шаловливым «дамским» названием, от которого так и веет 19-м веком, когда феминизма и в помине не было!
Художницы — не всегда «вне политики». Белла Логачева иронично обыграла тему Донецкой народной республики, «введя» в орнамент русский народной вышивки фигурки казаков, солдатиков «а-ля приставка Найтендо» и стилизованные изображения автоматов Калашникова.
На выставке мы для себя открыли дончанку Нину Мурашкину, чей «Ридикюль» стал заглавным проектом «коллективки».
«Ридикюль» Нины Мурашкиной в «Ridicule». Какие страхи скрывает женская любовь к «красивому»?..
- Мне нравится заниматься искусством потому, что в нем можно реализовать все, что нельзя позволить себе в будничной жизни, — рассказала о своей работе художница.
— Частью моего проекта стала цитата из Вертинского, одновременно — моя любимая простыня из розового атласа, из которой сшита рука, а также паук, который меня саму раздражает. Ну и, конечно, ридюкюль. Такие сумки появились в 16 веке. Дамочки всегда шили их вручную.
- Как мой «Ридикюль» соотносится с работами других участниц выставки? По половому признаку! И — нет, я не феминистка, я люблю мужчин. Но иногда, хочется перерезать горло за измену… — честно призналась нам г-жа Мурашкина в финале беседы (видео — ниже).
— Частью моего проекта стала цитата из Вертинского, одновременно — моя любимая простыня из розового атласа, из которой сшита рука, а также паук, который меня саму раздражает. Ну и, конечно, ридюкюль. Такие сумки появились в 16 веке. Дамочки всегда шили их вручную.
- Как мой «Ридикюль» соотносится с работами других участниц выставки? По половому признаку! И — нет, я не феминистка, я люблю мужчин. Но иногда, хочется перерезать горло за измену… — честно призналась нам г-жа Мурашкина в финале беседы (видео — ниже).
Ожерелья Татяны Скляр из полудрагоценных камней и кукольных головок — один из самых ярких проектов выставки.
Современное женское счастье — сурово. Если же говорить серьезно, в целом получился на удивление удачный ироничный «дамский» проект, на пользу которого играет, кажется, все: даже возраст и внешность авторов-участниц. «Девочковое, такое девочковое» мировосприятие без усилий побеждает постмодерн… Впрочем, а был ли мальчик? Т. е. , неужели кто-то до сих пор верил, что «пост-" все еще в топе?..
Время искусства «из ридикюля» — возвращения на новом уровне к истокам, нарративности, — давно пришло. Но лишний раз обыграть смену парадигмы никогда не будет лишним.
Без сравнения с «мужским» творчество дело, конечно, не обходится. Проект Натальи Мариненко, похоже, отсылает к инсталляциям Ай Вэйвэя.
Зато при взгляде на тарелки авторства Грыци Эрде (внизу) невольно вспоминаешь куда более близкого нам географически харьковчанина Гамлета Зиньковского.
«Тарантул — чтобы было мерзко… И чуточку смешно. А Вертинский — для убедительности!» — рассказы художников о своих творениях весьма интересны.
Видео Нины Мурашкиной в «Ridicule"
Выставка будет работать до 30 августа 2015 г.
Фото — автора. и частично — с сайта и официальной страницы галереи в фейсбук.
Фото — автора. и частично — с сайта и официальной страницы галереи в фейсбук.