Премьера в Санкт-Петербурге: Австрийский музей Альбертина 16 июля презентует в Русском музее первую в России выставку скандального и неординарного немецкого художника, мастера неоэкспрессионизма Георга Базелица. Настраиваемся на необычный диалог!
Георг Базелиц в студии. Фото: Мартин Мюллер
Несмотря на то, что Базелиц очень известен в Европе, много выставляется и является одним из самых продаваемых европейских художников современности, нынешняя экспозиция в Русском Музее стала его первым показом в России. Представлена коллекция из более чем 60 работ мастера.
Как это начиналось
1958
Ханс-Георг Керн — а именно таково настоящее имя художника — родился в 1938-м году в Германии, в городке Дойчбазелеце недалеко от Дрездена. Позднее именно название городка стало псевдонимом мастера. С детства Базелица более всего интересовала живопись: уже в 14−15 лет он рисовал портреты и пейзажи. После второй мировой войны Базелиц находился в восточной части Германии; здесь в 20 лет он поступает в художественное училище.
Опять двойка
XX век
Резкий характер и бескомпромиссный нрав Базелица сыграли с ним много шуток, но одна из них — пожалуй, самая первая — оказалась судьбоносной. На втором курсе он был отчислен из училища с почти платоновской формулировкой «ввиду социально-политической незрелости».
Сам Базелиц по этому поводу вспоминал: «Когда меня исключили, я перестал получать талоны, которые позволили бы мне купить продукты. Мне сказали, если бы я поработал в промышленности, на заводе, с годик, потом я мог бы вернуться в художественную школу, с иным, „правильным мышлением“. Но я знал, что это уничтожит меня, и поэтому я решил пойти на запад».
Ужин в Дрездене
XX век
Так как стены еще не было, переход в Западный Берлин не составлял особого труда и буквально в тот же год Георг Базелиц поступил в Высшую школу искусств Западного Берлина, где приобщился к зарождающемуся жанру неоэкспрессионизма.
Без названия
2006
По словам самого Базелица, в юные годы самое большое впечатление на него произвели работы Василия Кандинского и Казимира Малевича. Особенно нравился Базелицу Джексон Полок — причем нравился настолько сильно, что большое количество своих работ Георг рисовал, расстелив полотна горизонтально на полу.
Кто-то пишет мой портрет
XX век
Базелица можно считать революционным художником; это проявилось уже на его первой персональной выставке в 1963 году, когда две его работы «Какая ночь сорвалась» и «Голый человек» были запрещены как непристойные и нарушающие общественную мораль. На художника даже подали в суд: процесс длился без малого два года и закончился, по сути, ничем.
«…Я всегда любил экспрессионизм
, как и любой европеец. Но еще более я восхищался им потому, что его презирало поколение моего отца…»
Георг Базелиц
Несмотря на изрядную скандальность, творчество Базелица отличается индивидуальной стилистикой. Свои «фирменные» перевернутые композиции художник начал писать в конце шестидесятых годов прошлого века. Он стал ломать статичные фигуры на переднем плане, сдвигать обломки относительно друг друга, и все эти фрагменты вдруг застывали вверх ногами.
Дорожный рабочий
1973
Базелиц и его сподвижники подвергали острой критике все «гладкое и красивое»; в 60−70 годы они проповедовали дисгармонию, экспрессию, предпочитая «эстетику безобразного» и отвергая все прочие взгляды на высокое искусство. За это впоследствии критики назовут это течение «bad painting» — «плохая живопись», а Базелица нарекут «хорошим художником плохой живописи».
«…Художник не несет никакой ответственности. Его социальная роль асоциальна. Его ответственность состоит только в отношении к работе которую он делает…»
Георг Базелиц
Базелиц стремился «освежить» художественное видение современников — и часто посредством эстетического шока. В живопись вернулись экспрессия и яростный мазок широкой кистью, цвета стали яркими, формы тел — округлыми, летящими, судорожными. Краска должна быть намазана несдержанно, грубо, неаккуратно, с потеками. Неоэкспрессионизм — это урбанистическая живопись, в ней чувствуется стилистика граффити.
Спальня
1975, 250×200 см
Несмотря на то, что бурные 60-е годы с хиппи, парижскими студенческими революциями и Вудстоком стали историей, Георг Базелиц, тем не менее, продолжает быть активным художником и переосмысливает свои ранние работы. Последние годы он пишет ремейки своих ранних картин, наполняя их не просто бунтарской экспрессией цвета и мазка, но и жизненным художественным опытом, видением изменчивого мира с вершин уже пережитого, отстраненностью, продиктованной возрастом и временем.
Надежды
2010
«…Я люблю свои старые картины, как постулаты, как новые отправные точки, но могу и уничтожить их. Я должен сделать новый манифест…»
Георг Базелиц
«В состав экспозиции включены живописные холсты, рисунки и акварели, выполненные мастером за два последних десятилетия… это разговор с современным, особенно немецким искусством, признаваемым и ценимым, разговор-раздумье о возможностях и границах искусства, о его месте в системе противоречивых сил и влияний" — читаем на сайте Русского музея.
Выстроить свой собственный диалог с творчеством Базелица — одного из основателей немецкого неоэкспрессионизма, — можно будет до октября 2015 года.