Из галереи в городе Таруса Калужской области двое неизвестных похитили наиболее примечательные в собрании картины Ивана Айвазовского и Василия Поленова. Работы находились в постоянной экспозиции галереи.
Украденные полотна: «Море у острова Капри» Айвазовского (1876), «Голова иерусалимского еврея» Поленова (1881−1882 гг), и полотно «Распятие с предстоящими и святым Франциском Ассизским» неизвестного художника.
Сообщается, что 9 июля, около 10 утра «двое преступников в черных масках и солнцезащитных очках проникли в помещение галереи вслед за директором и одной из работниц. Угрожая предметом, похожим на пистолет, они связали женщин скотчем и похитили уникальные картины.»
Две работы — Поленова и Айвазовского, — заслуженно считались «жемчужинами коллекции» музея, их иллюстрации приводились везде как его «визитные карточки».
Также похищена картина неизвестного итальянского мастера конца XV-начала XVI веков «Распятие с предстоящими и св. Франциском»
По факту кражи возбуждено уголовное дело. А легкость, с которой воры совершили кражу, наводит на печальные размышления о финансировании музеев экс-советских просторов, устройстве систем безопасности, подходе к делу охраны и сохранности шедевров.
Однако, в стиле классического выпуска новостей, «есть у нас и хорошие вести»: буквально на днях в один из музеев Севастополя вернули украденную 10 лет назад известную картину Поленова «Монастырь над рекой».
Монастырь над рекой
1898, 24×40 см
Картину стоимостью 150 тысяч долларов грабители искусно заменили… ламинированной ксерокопией! Десять лет тому дневной охраны в музее не было, и пока один грабитель отвлекал смотрителя зала русского искусства, другой спокойно «работал», аккуратно подменяя картину — он отлично справился, ибо пропажу заметили не сразу… Как говорится, опыт! Криминальная пара совершила более 20 краж из музеев России, Украины, и Европы.