Его называют одним из последних оплотов маньеризма: Иоахим Юттеваль был верен традициям стиля даже когда абсолютное большинство его коллег перешли к более натуралистической манере письма. Яркие и очень чувственные произведения мастера из Утрехта уже были представлены на родине художника. Теперь первая монографическая выставка Юттеваля переместилась в Национальную галерею искусств в Вашингтоне.
Экспозиция под названием «Удовольствие и благочестие: Искусство Иоахима Юттеваля (1566 — 1638)» включает около 50-ти лучших картин мастера на холсте, меди и деревянных панелях, а также отдельные рисунки. Начиная с портретов, нравоучительных библейских сцен и до остроумных мифологических композиций, эти работы подчёркивают репутацию художника как замечательного рассказчика.
Апулийский пастух
1605, 20.5×15.5 см
«Юттенваль был одним из важнейших голландских художников на рубеже 17-го века, но в отличие от таких своих современников, как Хендрик Гольциус, Абрахам Блумарт и Корнелис Гарлемский (Корнелис Корнелиссен), никогда не выставлялся отдельно, — сказал директор Национальной галереи искусств Эрл Пауэлл III (Earl A. Powell III). — Эта выставка проливает свет на художественное совершенство Юттеваля, возвращая ему законное место среди великих мастеров голландского Золотого Века».
Карьера Иоахима началась в родном Утрехте, где он учился у своего отца, гравёра и художника по стеклу Антониса Юттеваля. Долгое время путешествовал по Италии и Франции, где вдохновился школой Фонтенбло. Приблизительно в 1592-м Юттеваль-младший вернулся в Утрехт и быстро нашёл себя в маньеризме — международном течении, характеризующимся крайней утончённостью, искусственностью и элегантными искажениями. Юттенваль сделал карьеру не только как художник. Он был успешным бизнесменом, накопившим значительные богатства на торговле льном и недвижимостью, на фондовых акциях.
Ортодоксальный кальвинист Юттеваль был верным сторонником дома Оранских и активным политиком: выступал в городском совете Утрехта и стал одним из основателей местной гильдии художников в 1611 году.
В портретах кисти Юттеваля проявилась его исключительная способность передавать внешнее сходство и характер модели. Экспозицию открывают изображения художника и его жены Кристины (оба — 1601 год), взятые в аренду в Центральном музее Утрехта. На автопортрете живописец держит кисти, на доске за спиной начертано латинское изречение о стремлении «не к славе, но к воспоминаниям». Правая рука супруги художника (иллюстрация выше) повёрнута ладонью кверху, в левой она держит молитвенник или Библию. Весы для монет на столе намекают на то, что она экономно ведёт домашнее хозяйство.
В первом зале находятся ещё несколько портретов наряду с крупномасштабными библейскими и мифологическими сценам, включая «Кефала и Прокриду (Смерть Прокриды)» (ок. 1595 — 1600) из Сент-Луисского Художественного музея и «Лота и его дочерей» (ок. 1597 — 1600) из Лос-анджелесского Музея искусств.
Лот и его дочери
1595, 205.7×162.6 см
Почти треть дошедших до нас картин Юттеваля сделаны на меди — гладкой блестящей поверхности, которая даёт интенсивное свечение. Эти произведения, популярные в конце 16-го и начале 17-го века, предназначались для элитной клиентуры. Юттеваль виртуозно и с большой точностью выполнял эти миниатюрные работы, которые раскупали богатые заказчики. Среди них — император Священной Римской империи Рудольф II, который владел, вероятнее всего, «Золотым веком» (1605), ныне принадлежащим Метрополитен-музею.
Золотой век
1605, 30.5×22.5 см
Среди самых остроумных мифологических сцен работы Юттеваля можно отметить «Марса и Венеру, разыгранных богами». Небожители застали богиню любви Венеру с богом войны Марсом в постели, когда та изменяла своему супругу — богу огня Вулкану. Хотя художник был благочестивым кальвинистом, он изобразил этот эпизод на нескольких медных листах. Эти доски были достаточно малы, и их легко было спрятать, но они ценились поклонниками эротических сюжетов.
Персей спасает Андромеду
1611, 150×180 см
Юттеваль создал и большие повествовательные картины, которые фокусировались на одной фигуре. Это, например, чувственное полотно «Персей спасает Андромеду» (1611) из Лувра. Примечательна и превосходная картина «Мучения Святого Себастьяна» (1600) из Художественного музея Нельсона-Аткинса в Канзас-сити.
Мучения Святого Себастьяна
1600, 125.1×169.2 см
Две версии «Благой вести для пастухов» (созданные приблизительно в 1606 году) иллюстрируют отрывок из Евангелия от Луки: пастухов, пасших стада ночью, посетил ангел, который принёс весть о рождении Христа. Существуют тонкие различия между двумя композициями, но инфракрасная рефлектограмма, сделанная во время недавней реставрации картины из Государственного музея в Амстердаме, показала, что оба полотна изначально были практически идентичны.
Благая весть для пастухов
1606, 13.6×16.8 см
Выставка завершается подборкой изысканных рисунков Юттеваля. Среди них — серия из четырёх эскизов для росписи дюжины стеклянных панелей в ратуше Вердена, города к западу от Утрехта. На них изображены первые эпизоды Нидерландской революции, борьба за независимость от Испании с 1568-го по 1648 годы.
Выставка «Удовольствие и благочестие: Искусство Иоахима Юттеваля (1566 — 1638)» продлится в Национальной галерее в Вашингтоне до 4 октября 2015 года. Затем экспозиция переедет в Хьюстон (Техас), где будет гостить до января 2016-го.