Когда один из крупнейших аукционных домов всего за несколько часов до торгов снимает с продажи широко разрекламированное, крупное собрание полотен знаменитого художника — скандальная подоплека налицо. Итак, встречайте: в деле о 85 работах Жоана Миро — миллионы евро, суд, Christie’s, кризис, партия, правительство, парламент, Интернет, и культурный народ Португалии.
Коллекция и капитал
Не секрет, что самые успешные и резонансные торги аукционных домов проходят при распродаже цельных коллекций знаменитых творцов. Так должно было произойти и с внушительным собранием из 85 работ Хуана Миро (1893−1983) на торгах Christie’s в начале февраля. Все эти картины, рисунки, скульптуры и коллажи каталонского испанского художника-абстракциониста некогда принадлежали португальскому банку, который лопнул! Banco Português de Negócios BPN покупал работы мастера из частных коллекций в Японии с 2003 по 2006 годы. Увы, это превосходное вложение средств не помогло капиталистам в кризисном 2008 году: банк разорился и был национализирован. А это значит, что и коллекция работ Жоана Миро отошла государству. Пытаясь компенсировать потери бюджета, правительство Португалии решает расстаться с этим культурным фондом, оценив его в 49 млн. долларов и выставив на торги.
Миллионы за живопись?
В Christie’s не замедлили объявить всему миру, что «это одна из самых больших и впечатляющих коллекций работ художника, которые когда-либо продавались с аукциона». На многие лоты планировалось получить суммы, троекратно превышающие эстимейт. Каталоги и новости пестрели изображениями знаменитых полотен, таких, как «Женщины и птицы» («Femmes et oiseaux», 1968 г.) с эстимейтом 4−7 млн. фунтов, и «Живопись» («Peinture», 1953 г., 2,5−3,5 млн. фунтов). Оптимистичные финансовые прогнозы на работы Жоана Миро были более чем обоснованы. Так, в 2012 г. его «Живопись (Голубая звезда)» («Peinture (Etoile Bleue)») была продана за рекордную для картин художника сумму в 37 млн. долларов. Тем временеа близились торги в Лондоне 4−5 февраля 2014 года — время больших ожиданий. Следовало, однако, учитывать и политическую ситуацию в стране.
Если Правительство что-то затевает, то левая оппозиция — против! Официальным продавцом коллекции выступили нынешние власти Португалии, и столь крупный повод для скандала нельзя было упустить. Что и говорить, дело — благое: как можно лишать страну такого достояния? Художники, политики и культурные граждане Португалии поддержали выставленную в Интернете весьма очень серьезную петицию о запрете продажи картин: только посмотрите — «Синьору Президенту Республики Португалия»! С момента ее появления 2 января менее чем за месяц было собрано 9,3 тыс. подписей (на момент написания этой статьи — уже более 10 тысяч), что послужило веским основанием для официальных разбирательств.
А суд Португалии - не против?
Следующий ход после петиции — Генеральная прокуратура подает на процедуру providência cautelar в суд, и депутат парламента Португалии от оппозиционной Социалистической партии Габриэла Канавильяс (один из инициаторов разбирательств) заявляет СМИ, что инцидент с картинами — «еще одно доказательство того, что правительство мыслит исключительно понятиями бухгалтерского учета и не ценит ничего другого». Итогов разбирательства публика и коллекционеры ждали, затаив дыхание. И… это отказ! Административный суд Лиссабона не принимает «запретительное постановление» по отсрочке продажи коллекции Миро. Дорога открыта? Ничуть не бывало! Тот же суд постановил, что министерство культуры Португалии не имеет разрешения на вывоз картин за рубеж! И, как итог всей истории — решение, шокировавшая потенциальных покупателей февральского аукциона Christie’s. приняло решение снять коллекцию с торгов.«Правовая неопределенность, которую создает продолжающийся спор, означает, что мы не можем с уверенностью предложить работы на продажу», — было сказано в заявлении, обнародованном всего за несколько часов до начала торгов. Впрочем, ценности все еще в игре: намерения о продаже части коллекции — вполне честные, но только после экспертизы специалистов и получения разрешения на их продажу. Однако в любом случае, речь о продаже крупнейшей в мире коллекции работ Миро, когда-либо выставлявшейся на аукцион, уже не идет.