В Московском музее современного искусства финиширует экспериментальная выставка «Сейчас 2017» по мотивам фильма Алексея Германа-младшего «Под электрическими облаками», и в разгаре погружения в «Архив М». Творчество художника Владислава Мамышева-Монро, «великого мастера перевоплощений» исследуем вместе с бутафорией, ведь от кино до впечатляющей инсталляции — один шаг!
Искусство в кино: визуализация 2017-го
Экспозиция выстроена на основе материалов и предметов, изображенных в фильме, однако выставка стала самостоятельным мероприятием. Да и как можно делить жанры в царстве современного искусства, где инсталляции и видеоинсталляции уже давно «в полном праве»?
Проект «Сейчас 2017» представил широкой публике фотографии, видеоматериалы и скульптуры, которые, по сути, послужили реквизитом при создании фильма «Под электрическими облаками».
Проект «Сейчас 2017» представил широкой публике фотографии, видеоматериалы и скульптуры, которые, по сути, послужили реквизитом при создании фильма «Под электрическими облаками».
Кураторы выставки — Антонио Джеуза и Елена Окопная (постановщик фильма) сделали ставку на вывод изобразительной концепции фильма за рамки большого экрана, продолжив таким образом общение со зрителем вне пространства кресел, попкорна и газировки.
Несмотря на то, что экспозиция выстроена на основе материалов и предметов, изображенных в фильме, выставка стала самостоятельным мероприятием. Как отмечал Антонио Джеуза, проект «Сейчас 2017» стал вариантом концепции «расширенного кино», с которой экспериментировали в начале 70х годов прошлого века художники и декораторы, связанные с кинематографией.
Тем не менее, организаторы считают: выставка — отдельное художественное произведение, со своим собственным смыслом и обращением к зрителю, вписанное в пространство нового корпуса ММОМА на Гоголевском бульваре.
Скульптор Антонина Фатхуллина выполнила для фильма ряд работ, в том числе трехмерную металлическую фигуру лошади — она была представлена на выставке. Также посетители могли пройти по помосту «Цифры» — объекту, ставшему частью кинодекорации.
Работа скульптора Антонины Фатхуллиной, созданная для картины «Под электрическими облаками» совместно с Алексеем Германом-младшим и Еленой Окопной. Фото Олега Савунова.
Весьма атмосферное и нетривиальное художественное решение картины «Под электрическими облаками» органично дополнило историю ее героев — «лишних людей», каждый из которых живет своей жизнью в России 2017-го года.
Сценарная линия закручивается и объединяет их всех вокруг недостроенного здания, и каждому герою предстоит сделать нелегкий нравственный выбор. Для кого-то электрические облака — это стихия, несущая грозу и разрушение, для кого-то — хранилище данных в современной сети Интернет.
Фильм снимался на протяжении пяти лет и стал одним из последних совместных российско-украино-польских проектов. Главные роли исполнили Чулпан Хаматова, Луи Франк, Мераб Нинидзе, Виктория Короткова. На Берлинском международном кинофестивале фильм Алексея Германа-младшего получил «Серебряного медведя» — в общем, событие достойно выставки.
Фильм снимался на протяжении пяти лет и стал одним из последних совместных российско-украино-польских проектов. Главные роли исполнили Чулпан Хаматова, Луи Франк, Мераб Нинидзе, Виктория Короткова. На Берлинском международном кинофестивале фильм Алексея Германа-младшего получил «Серебряного медведя» — в общем, событие достойно выставки.
Маэстро перевоплощений
18 июня Московский музей современного искусства открыл еще одну впечатляющую выставку — «Архив М», на которой представлено творчество художника Владислава Мамышева-Монро. Великий мастер перевоплощений, воссоздавший облики многих персонажей истории и культуры, Мамышев-Монро в своих работах тонко и иронично открывал их секреты, одновременно очень едко высмеивая окружающую его реальность.
Кураторы выставки — Елена Селина и Антонио Джеуза, — постарались выстроить экспозицию максимально хронологично. Представлены работы из музейных собраний и частных коллекций. Организаторы проделали большую работу и с бумажным и цифровым архивом художника, так что это «наиболее полная версия художественного наследия Владислава Мамышева-Монро.»
Основой экспозиции стали известные серии художника: «Политбюро» (1990), «Несчастная любовь» (1994), «Жизнь замечательных людей» (1996), «Русские вопросы» (1997), «Любовь Орлова» (2000), «Сказки о потерянном времени» (2001).
Благодаря организаторам, посетители смогут увидеть серии картин, которые никогда не выставлялись прежде. Это — «Барби» (2005), «Психо» (2006), «Иван Грозный» (2010). Было решено включить в число экспонатов костюмы художника, видеоматериалы, документы, дневники с зарисовками.
Последняя фотосессия Владислава Мамышева-Монро
Общая атмосфера выставки — своеобразный «пост-перформанс». Художник утонул на Бали. А персонаж, ставший историческим, одновременно существует здесь и сейчас, вживается в новый образ, а «человек играющий» смотрит на нас из вечности глазами своих героев.