В начале 20-го века садоводство стало любимым времяпровождением американцев из среднего класса, а цветущие растения и зимние пейзажи вдохновляли импрессионистов. Лучшие работы собраны в экспозицию «Сад художника: американский импрессионизм и Садовое движение, 1887 — 1920». Передвижная выставка сейчас открыта для публики в Художественном музее Крайслера в Норфолке (Вирджиния, США).
Экспозиция состоит из 70-ти шедевров, созданных такими знаменитыми художниками, как Чайльд Гассам, Уильям Меррит Чейз, Джон Генри Твахтман, Теодор Робинсон, Гари Мельхерс и Сесилия Бо. В соседних залах есть французские импрессионисты — Моне, Ренуар и Сислей. «Посетители могут сравнить творчество этих мастеров с десятками работ их американских последователей. Это редкое удовольствие!», подчёркивает директор Музея Крайслера Эрик Нил (Erik Neil).
Многие художники в этот период были заядлыми садоводами. Но писали они не только собственные дворы. Например, Уильям Меррит Чейз изобразил «Итальянский сад» в 1909 году на Villa Corsi-Salviati близ Флоренции. Это впечатляющий, полный солнечного света шедевр — один из фаворитов коллекции Крайслера
Другие предпочли более интимные цветущие сады в стиле Клода Моне. Так, например, Джон Лесли Брек в период между 1887-м и 1891 годами написал «Сад в Живерни (в саду Моне)» — высокие растения, обрамляющие узкую тропинку.
Параллельно выставка исследует то, как художники организовывали свои сады, что они высаживали и почему некоторые растения были их любимыми.
Белые флоксы
1906, 63.5×76.2 см
«Французский импрессионизм
был отправной точкой, но эти художники разработали свой уникальный американский стиль, — объясняет Алекс Манн (Alex Mann), сотрудник Музея Крайслера. — Они сформировали художественное сообщество в исторических городах, таких как Корниш в штате Нью-Гемпшир и Олд-Лайм в Коннектикуте, где особо восхищались местными растениями, например, флоксами и золотарником».
Окно и золотая рыбка
1916, 85×126 см
Отдельная секция посвящена женщинам в садах — одновременно как их элегантному присутствию среди роз и мальв, так и их роли дизайнеров и хранителей этих живописных уголков.
В саду (Селия Такстер в своем саду)
1892, 56.5×45.7 см
Женщины также были толкователями природной красоты — и на выставке представлены полотна, созданные художницами. Множество шедевров Марии Оки Дьюинг и Джейн Петерсон показывают, что сад и садоводство давали женщинам возможность выразить свой творческий потенциал, так высоко ценимый их современниками-мужчинами. Музей Крайслера развивает эту тему при помощи полотен Сьюзан Уоткинс и скульптур Гарриет Фришмут из собственной коллекции.
Мальвы и ипомеи
1884
Сады и цветы вдохновляли также декораторов, и центром экспозиции являются витражи двух ведущих американских дизайнеров в этой области — Джона Ла Фаржа и Луиса Комфорта Тиффани.
Сад мечты
1914, 143.5×457.2 см
Особо следует отметить заключительный раздел выставки, «Зимний сад». Здесь керамическая плитка, изготовленная Rookwood Pottery Company, соседствует с впечатляющей коллекцией зимних сцен, изображенных Джоном Генри Твахтманом, Эбботом Хэндерсоном Тайером и Джорджем Иннессом.
Снег
1896, 76.2×76.2 см
«Сады очаровывали художников даже когда были покрыты снегом, — говорит куратор Алекс Манн. — В их глазах белый покров на деле был роскошным лоскутным одеялом из оттенков синего, серого и фиолетового. Зима означает лишь, что под снежной оболочкой мы можем представить себе богатые цвета весны и готовность к взрыву».
Мария Оки Дьюинг, «Кровать из маков» (1909)
Выставка в Норфолке продлится до 6 сентября 2015 года. Затем она переместится в Уинстон-Салем (Северная Каролина), Сан-Марино (Калифорния) и в Олд-Лайм (штат Коннектикут).
«Сто лет назад эти импрессионисты привнесли новую идею и новую энергию в такие традиционные объекты, как цветы. Сегодня мы отдаём дань уважения их духу этой выставкой, которая интересна и для просмотра, и, мы надеемся, будет вдохновлять новое поколение художников», — сказал Эрик Нил.
Иллюстрация выше: Вайолет Оукли, «Июнь» (ок. 1902). Академия изящных искусств Пенсильвании
Главная иллюстрация: Филипп Лесли Хейл, фрагмент картины «Вьющиеся розы» (ок. 1908). Академия изящных искусств Пенсильвании
Главная иллюстрация: Филипп Лесли Хейл, фрагмент картины «Вьющиеся розы» (ок. 1908). Академия изящных искусств Пенсильвании