• Facebook
  • Vkontakte
  • Twitter
  • Ok
Войти   Зарегистрироваться

Модернизм Пауля Клее – на выставках от Лондона до Москвы.

Мне нравится1  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  
Выставка работ Пауля Клее в Лондонской галерее Тейт Модерн×
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
читать дальше
пользуется огромным успехом у публики. Один из самых изобретательных и магических художников XX столетия, Клее обычно упоминается в одном ряду с Матиссом, Пикассо и Кандинским. А 130 его работ из коллекций со всего мира дают веские основания назвать текущую экспозицию «Пауль Клее: делая видимым». Продолжение темы — в Московском ГМИИ им. Пушкина, где анонсировали проведение выставки Клее в 2014 году.
Пауль Клее — фигура в искусстве более чем значительная. Его называютодним из самых изобретательных и магических художников XX столетия, Клее (Paul Klee, 1879−1940), и ставят в один ряд с такими знаковыми творцами, как Матисс, Пикассо и Кандинский. Искусствоведы говорят о Клее как о весомой и даже радикальной личности в европейском модернизме. И немало исследований написано на тему «О влиянии творчества Клее на абстракционизм» с примерами полотен Ротко, Миро и многих других знаменитых художников. Новатор Пауль Клее во многом был был первопроходцем! Так что наследие Клее во все времена пользовалось повышенным вниманием. И, несмотря на это, в наши дни остается немало белых пятен в творчестве и биографии художника. Что ж, часть из них обретает цвета на выставке в Лондоне.
Экспозиция «Пауль Клее: делая видимым» примечательна тем, что полотна, рисунки и акварели, собранные среди коллекций по всему миру, организованы относительно друг друга «именно таким образом, каким выстроил их сам художник» — говорится на сайте Тейт Модерн×
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
читать дальше
. 130 работ в 17 залах, от рисунков до работ акварелью и маслом, иллюстрируют три декады его карьеры.

Шагая по жизни и... творчеству

Посетители исследуют творчество Клее от Мюнхенских исканий 1910-х, через годы преподавания в Баухаусе в 1920-х (на этом периоде сделан акцент выставки), и к его финальным работам в Берне, где мастер провел годы после Второй Мировой Войны. Стоит подробнее узнать и об участии работ Клее в печально известной нацистской «Выставке дегенеративного искусства», его вынужденной эмиграции, а также о периодах жизни в Париже и Тунисе. Собственно, «биографический порядок» работ на выставке прекрасно отражает и творческие искания мастера. Посетители награждают картины эпитетами вроде «как ребенок рисовал», «наскальные рисунки дикарей» или «в этом есть что-то от кубизма» — и все это верно и говорится об одном и том же художнике!

Кубики и кошки - отдельно, или до встречи в Москве!

Куратор экспозиции Мэттью Гэйл подчеркивает еще одно интересное и важное для восприятия выставки решение: сконструирована серия уединенных залов, в которых работы развешены на большом расстоянии друг от друга. Это дает возможность и даже призывает посетителей фокусировать безраздельное внимание на каждой работе, не отвлекаясь на другие. Выставке в Тейт Модерн×
Модерн (фр. modern — новый) – художественный стиль в искусстве, который возник на излете XIX века и царил вплоть до начала Первой Мировой войны. Его характерные черты – декоративность, плавность линий и округлость форм, их гибкость и текучесть. Также в модерне вы найдете обилие орнаментов и украшений, внимание к растительным, природным мотивам, а фигуры будут плоскими, как на плакатах и витражах.
читать дальше
продлится до 9 марта, и стоит ждать подробностей следующего анонса: в Государственно музее изобразительных искусств имени Пушкина (ГМИИ) в Москве будет проходить, как уверяют, не менее внушительная выставка работ Пауля Клее — первая подобного масштаба в России. Серьезность намерений организаторов подтверждает и тот факт, что произведения для этой выставки предоставит также и Фонд художника, который обладает правами на большое количество работ мастера.
Пауль Клее. Блуждающая птица
Блуждающая птица
Пауль Клее

Современные ценности для Пауля Клее

Наследие Клее — около 9000 работ, и аукционисты независимо от кризисов на рынках всегда с энтузиазмом говорят о любой из них. Так, в 2011 г. холст «Танцовщица» (1932) был продан за сумму около 6 млн. долл., а графическая работа «Певица Л. в роли Фьордилиджи, 1923−39» в 1989 — за 3,7 млн. долл.
Попробовать понять, в чем же сегодня актуальность и ценность работ Пауля Клее, можно с помощью путеводителей Тейт Модерн:
 — Блог «От, а до Я» с молжеством фактов о Пауле Клее
 — «Все, что вам необходимо знать о Пауле Клее»
 — Организация выставки — моменты «за кулисами»
— Видеотур по выставке с куратором Matthew Gale
Ваши впечатления, господа? Освежаем их вскоре в Москве.
Пауль Клее. Парк идолов

Жил да был художник Пауль Клее
Где-то за горами, над лугами.
Он сидел себе один в аллее
С разноцветными карандашами,
Рисовал квадраты и крючочки,
Африку, ребенка на перроне,
Дьяволенка в голубой сорочке,
Звезды и зверей на небосклоне.
Не хотел он, чтоб его рисунки
Были честным паспортом природы,
Где послушно строятся по струнке
Люди, кони, города и воды,
Он хотел, чтоб линии и пятна,
Как кузнечики в июльском звоне,
Говорили слитно и понятно.
И однажды утром на картоне
Проступили крылышки и темя:
Ангел смерти стал обозначаться.
Понял Клее, что настало время
С музой и знакомыми прощаться.
Попрощался и скончался Клее.
Ничего не может быть печальней!
Если б Клее был намного злее,
Ангел смерти был бы натуральней,
И тогда с художником все вместе
Мы бы тоже сгинули со света,
Порастряс бы ангел наши кости!
Но скажите мне: на что нам это?
На погосте хуже, чем в музее,
Где порой вы бродите, живые,
И висят рядком картины Клее —
Голубые, желтые, блажные…

«Пауль Клее"
Арсений Тарковский

Автор: Ольга Потехина
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится1  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В одноклассниках  

Комментарии

Для комментирования необходимо указать и подтвердить электронную почту или телефон
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом: