Вообще-то праздник для ценителей искусства двойной: в Музее искусств округа Лос-Анжелес впервые за столетия представлена великолепная цельная серия четырех живописных аллегорий Паоло Веронезе. Причем два полотна — собственность музея еще с середины 1970-х, остальные специально прибыли из Италии, где лишь недавно были идентифицированы. В этом деле не обошлось без загадок и детективов!
Главная иллюстрация: Паоло Веронезе, «Птолемей» (фрагмент)
О том, что серия аллегорий Веронезе изначально состояла из четырех работ, было известно давно, поскольку сохранились скромные копии полного цикла — один из них хранится в Музее изящных искусств во французском Шартре. Два из четырех оригинальных произведений мастера возникли на антикварном рынке в 1974 г. и были приобретены Лос-Анжелесским музеем. Наконец, недостающие два были неожиданно обнаружены в Италии. Молодой студент-искусствовед, работавший над исследованием коллекции виллы Сан-Ремиджио (район курортного города Вербания у озера Лаго Маджоре), обратил внимание на хранящиеся в здании полотна, условно отнесенные к школе Веронезе.
После проведенного тщательного анализа команда экспертов вынесла окончательный вердикт: аллегорические изображения принадлежат кисти самого Веронезе, а не последователей из его мастерской.
Птолемей. Аллегория навигации с астролябией
1560, 203.2×112.7 см
Яркая фигура эпохи позднего итальянского Ренессанса, Паоло Веронезе был крупным мастером аллегорической живописи — особого жанра искусства еще с античности. В период Возрождения аллегории наполняются гуманистическим содержанием, и наиболее часто изображаются семь добродетелей и семь смертных грехов, а также возникают образы, олицетворяющие науки и искусства.
Такова серия аллегорий Веронезе, созданная в Венеции около 1553−1557 гг. Она относится к решающему периоду становления молодого мастера, когда он сблизился с ученым-гуманистом Даниэле Барбаро и архитектором Андреа Палладио.
Такова серия аллегорий Веронезе, созданная в Венеции около 1553−1557 гг. Она относится к решающему периоду становления молодого мастера, когда он сблизился с ученым-гуманистом Даниэле Барбаро и архитектором Андреа Палладио.
Барбаро, разносторонне образованный человек, увлекался музыкой и астрономией, способствовал изданию трудов древнеримского теоретика архитектуры Витрувия. Впоследствии Веронезе расписывал залы семейной виллы Барбаро в Мазере, построенной по проекту Палладио.
Четыре «Аллегории» Паоло Веронезе (1528−1588)
Три из четырех шедевров Веронезе служат символическим воплощением навигации — близкая тема для Венеции в то время. Четвертая работа, хоть и выбивается из логики образного ряда, аллегорически изображая скульптуру, однако вписывается в общую идейную канву единства науки и искусства во времена Возрождения.
По заключению американского исследователя венецианского искусства XVI в. Уильяма Ририка, мужские фигуры олицетворяют древних мудрецов: античного астронома и географа Птолемея, исламского натурфилософа Аверроэса, а также полумифического ученого-мистика Зороастра.
По заключению американского исследователя венецианского искусства XVI в. Уильяма Ририка, мужские фигуры олицетворяют древних мудрецов: античного астронома и географа Птолемея, исламского натурфилософа Аверроэса, а также полумифического ученого-мистика Зороастра.
Аверроэс. Аллегория навигации с крест-штоком
1557, 204.3×116.8 см
Позднее Веронезе дополнил серию еще одним образом — аллегорией скульптуры, — вероятно, ради соответствия пожеланиям некого неизвестного заказчика.
Аллегория скульптуры
1560, 204.5×117 см
Таким заказчиком серии полотен вполне мог быть Даниэле Барбаро: тематика полотен определенно касается области его натурфилософских интересов. Существует также версия, что фигуры трех мудрецов создавались для венецианской Национальной библиотеки св. Марка (так называемой Марчианы), но впоследствии были отклонены из-за несоответствия духу архитектурного проекта авторства Якопо Сансовино.
Интересно сравнить то, как изображали Зороастра Рафаэль Санти и Веронезе: атрибуты — те же. Найдете его? Подсказываем: рядом Рафаэль изобразил себя… Любопытно, что сюжетно изображения древних ученых с атрибутами навигации соответствуют гравюрам в трактатах Витрувия, изданных в 1556 г.
После реставрационных работ вновь обретенные фрагменты серии Веронезе были показаны вместе с лос-анджелесскими картинами сначала в музее Палладио в Виченце, а затем в Турине. Ныне воссоединенный цикл «Аллегорий» Веронезе до 7 сентября экспонируется в Музее искусств округа Лос-Анжелес.
Лия Городнянская