Регистрация

«Катерина Билокур. Хочу быть художником!»: ошеломляющая выставка в Мыстецьком Арсенале в год 115-летнего юбилея

Мне нравится3       0  
Именно о ней Пабло Пикассо говорил: «Если бы у нас была художница такого уровня, мы заставили бы говорить о ней весь мир!» Екатерина Белокур (Катерина Билокур, 1900 - 1961) — художница-самоучка, представитель «наивного» искусства, — творила изумительные цветочные фантазии. Необычный и завораживающий мир представлен на выставке «Катерина Білокур. Хочу бути художником!». Долгожданное и масштабное событие!
Фрагмент картины Катерины Билокур
«Марию Примаченко у нас распиарили. А великая Билокур при этом словно отошла на второй план. Это — неправильно», — говорит о своих личных мотивациях создать юбилейную «персоналку» одной из самых известных в мире украинских народных художниц куратор проекта, зам. гендиректора Арсенала Алиса Ложкина.
Всего в Украине состоялись 3 персональные выставки Билокур до Второй мировой войны, и еще несколько — после. До обидного мало! А последняя по счету проходила в киевском Доме художника 15 лет назад, к 100-летию великой Екатерины. Так что нынешний вернисаж — событие воистину эпохальное.

Пресс-конференция по случаю открытия выставки. Выступает куратор, зам. гендиректора Мыстецького Арсенала Алиса Ложкина. Рядом (в белом) — Наталья Заболотная, гендиректор МА.
Фраза «отца» кубизма, известная, наверное, каждому современному украинцу (считается, что эти слова мэтр живописи произнес, когда увидел картины Билокур «Царь-Колос», «Березка» и «Колхозное поле» в советском павильоне на Международной выставке в Париже в 1954 г.), сегодня украшает вход на «персоналку» в Мыстецьком Арсенале. Правда, своим утверждением о невозможности увидеть картины легенды ИЗО в Украине организаторы выставки, пожалуй, сгустили краски.

Лучшими работами Билокур хоть ежедневно, за вычетом выходных и праздников, можно полюбоваться в известном киевском Национальном музее украинского народного декоративного искусства. А в киевской области, под Яготином, в селе Богдановка, в котором художница родилась в 1900 году, и откуда практически не выезжала до самой своей смерти в 1961-м, с 1977 года действует Мемориальный музей-усадьба Екатерины Билокур (он входит в структуру Яготинского исторического музея).
Катерина Билокур. Сон. 1940. Холст, масло. Яготинская картинная галерея.
Автопортреты Катерины Билокур. Автограф под одним из автопортретов. Яготинская картинная галерея.
Большинство работ на выставке «Катерина Білокур. Хочу бути художником!» позаимствованы как раз у этих музеев, как у владельцев самых больших в Украине «билокуровских» коллекций. Всего в экспозиции — около 100 произведений, включая живопись маслом, карандашные и угольные эскизы и зарисовки.
Фоном для них служат видеоинсталляции современных украинских художниц. Видеоряд дополняют текстовые авторские комментарии о том, как и почему девушки выбрали свою профессию. Не все они приводят в восторг арт-тусовку — как, например, проект Зинаиды Лихачевой, довольно, кстати, неплохого: на видео женские руки вминают в глину лепестки цветов. Увы, в целом видео воспринимается как нечто, совершенно чужеродное билокуровской живописи…
Также дополнением к картинам Билокур служат фильмы «Катерина Билокур. Послание» Ольги Самолевской и «Под сенью белых акаций» («У затишку білих акацій — укр.) известной художницы и кинорежиссера Оксаны Чепелик.
Катерина Билокур. Пейзаж с мельницей. Начало 1930-х. Фанера, масло.
Яготинская картинная галерея.

Дорога вьется вдаль. Начало 1930-х. Фанера, масло.
Яготинская картинная галерея.

Тяжелая судьба, неустроенность, невозможность учиться профессионально из-за отсутствия документа об окончании семилетки, вечное движение наперекор окружению… Таков был путь самой художницы.

Пейзажи Катерины Билокур на первый взгляд кажутся идиллическими. И только зная, сколько боли и человеческого, личного горя женщины и художницы стоит за наивными и «теплыми» на вид изображениями, не можешь не поразиться: как удалось Катерине Билокур создавать свои «идиллии» вопреки всем внешним обстоятельствам?..
Багрянец осени. Бумага, акварель×
Акварель (от итал. «aquarello») – широко известная техника рисования с помощью красок на водной основе, изобретенная в III ст. в Китае. Акварельные краски после растворения в воде становятся прозрачными, поэтому при нанесении их на зернистую бумагу изображение выглядит воздушным и тонким. В отличие от картин маслом, в работах акварелью отсутствуют фактурные мазки.
читать дальше
. 1950-е. Национальный музей украинского декоративно-прикладного искусства




Обратите внимание на фрагмент работы — недаром на выставках публика проводит у полотен так много времени! В акварелях Билокур не изменяет типичная для нее любовь к детализации.

Уже осмотрев экспозицию, арт-дискуссию катализировала куратор Платформы культурных инициатив «Изоляция» Олена Червонык. Г-жа Олена критически высказалась о кураторской концепции выставки. А точнее — на своей страничке в популярном у украинской аудитории Фейсбуке написала прямо:
«В упор не вижу никакого кураторства на выставке Билокур. Вижу задействованный админресурс по собиранию работ в одном месте. А также, вижу бездумное вывешивание полотен по стенам Арсенала. Мне лично этого мало. И, кстати, для того, чтобы в Арсенале делать действительно кураторские проекты, там абсолютно все есть, кроме понимания профессии, конечно».
Главным оппонентом г-жи Червонык в разгоревшемся споре о кураторстве в Украине стал художник, куратор и критик Александр Ройтбурд (мы только что побывали и на его персональной выставке), - он постарался дезавуировать возможное негативное впечатление профильной аудитории о работе Мыстецького Арсенала.
Катерина Билокур. Венок фасоли. 1950-е. Холст, масло. Яготинская картинная галерея.
Несмотря на соблазн сравнить эту картину Билокур с «Черным квадратом» Казимира Малевича, приходится констатировать: скорее всего, изображение контрастных, ярких цветов на темном, почти черном фоне Катерина «позаимствовала» у украинской народной вышивки гладью. Эта техника и сегодня считается у вышивальщиц одной из самых сложных.
Цветы - не «цветочки»!

Развернутая цитата Катерины Билокур — заглавная на выставке.
«Судьба испытывает тех, кто собрался идти к великой цели, но сильных духом не поймает никто, они со стиснутыми руками, упрямо и смело идут к намеченной цели. И тогда судьба вознаграждает их сторицей и открывает перед ними все тайны действительно прекрасного и несравненного искусства…»

А цветы я буду рисовать и рисовать, ведь я так люблю над ними работать, что и слов не найду, чтобы высказать, эти чувства к их любви — моей великой любви!
Катерина Билокур
Катерина Билокур. На околице. Этюд×Этюд – учебный набросок, который художник использует для изучения натуры. Эдакие прописи для художника, где все просто и понятно. Этюд пишется быстро, точно, схематично, буквально на коленке – это проверенный способ осязания мира и его каталогизации. Но статус этюда в истории искусства настолько неустойчив, что иногда он приобретает значение гораздо большее, чем финальная картина, для которой он служил подспорьем. Его окружают серьезной широкой рамой – и водружают на музейные стены. Так в каком же случае этюд – это ученическая разминка, а в каком – самостоятельное, живое и ценное, произведение? читать дальше . 1940. Холст, масло. Яготинская картинная галерея.

Фрагмент картины «На околице» (1940).

Пасторальная сцена напоминает один из распространенных сюжетов украинской вышивки крестом: украинские искусники — любители вышивки, — и сегодня создают подобные. Но также приходят мысли и о живописи Миколы Пимоненко, столь любимого в Украине, а также о живописи… эпохи классицизма!

Несмотря на жизнь в селе, Катерина Билокур по мере возможности занималась самообразованием. В частности, в ее библиотеке были альбомы репродукций. Большое впечатление на нее оказало и посещение в юности музеев в Москве и Киеве.
Портрет Надежды Билокур. 1941. Холст, масло. Национальный музей украинского декоративно-прикладного искусства.
Портреты соседей и представителей местной власти — та «валюта», которой живущий в сельской местности художник зачастую вынужден расплачиваться за хорошее к нему отношение окружения (и за толику продуктов местного натурального хозяйства). Но у Катерины Билокур было еще и много кровных родственников. Осознавали ли они, что благодаря ее портретам, неизменно украшенным цветами, останутся в истории?..
У Катерины Билокур не было своей семьи и детей. Их ей заменило искусство. Много ли еще в мире известно примеров настолько сильного желания рисовать?.. Вот еще одна трогательная картина с центральным образом младенца, созданная Билокур в самом расцвете творческих сил и мастерства.
Катерина Билокур. «Счастье. Аисты ребенка принесли» (Щастье. Черногузы ребенка принесли). 1950. Холст, масло. Яготинская картинная галерея.
Фрагмент картины Катерины Билокур «Счастье. Аисты ребенка принесли»
(еще один фрагмент этой работы — заглавная иллюстрация материала)
Что же касается «родимых пятне» и «узких мест» современного кураторства — увы! Порой вместо того, чтобы ломать голову над «концепцией» очередной выставки, ее организаторы, не мудрствуя лукаво, просто развешивают разные работы по стенам. И как-нибудь это дело называют. А еще (и не только в Украине) бывает так, что даже лучшие из кураторов придумывают «концепцию», и под это личное толкование «подгоняется» творчество как отдельных художников, так и целых стилей, направлений и веяний… Такие ненароком рожденные «новые мифы» о культуре закрепляются и затем ретранслируются в последующих выставочных проектах, научной и критической литературе. Удалось ли избежать двух крайностей организаторам выставки Катерины Билокур? Размышляю об этом, погрузившись в созерцание экспозиции.
Все детали на картинах Катерины Билокур выписаны настолько любовно и тщательно, что изучать каждый фрагмент любого полотна хочется под лупой.
Катетина Билокур. Букет цветов. 1942 — 1943. Холст, масло. Национальный музей Тараса Шевченко.



С помощью живописи Билокур пыталась «отгородиться» от неблагоприятных внешних условий и трагичности повседневной жизни. Во время оккупации немцами Украины семья Катри оставалась в родном селе Богдановка. И снова силу духа художнице придавали цветы, красота природы…
Также обратим внимание на присутствие на полотне цветов, в природе никогда не цветущих одновременно (тигровые лилии, сирень, пионы, даже георгин)!

Свои полотна Катерина Билокур обычно писала в течение всех «теплых» месяцев, тщательно «портретируя» цветок за цветком.
Катерина Билокур. Царь-Колос. 1949. Холст, масло. Национальный музей украинского декоративно-прикладного искусства.



Фрагмент картины «Царь-Колос» (1949).

После этой работы и восхищенного отзыва Пабло Пикассо, Катерина Билокур стала всемирно знаменитой художницей.

Что ж, похоже кураторы избежали двух современных «ловушек» в составлении экспозиции, о которых говорила выше. Нет хаотичности, но и нет надуманной идеи. На выставке просто исподволь «ретранслировали» еще советский миф о «барышне-крестьянке», которая больше всего на свете хотела быть художницей. И, жизнь положив на алтарь высокого искусства, все же стала ею. Однако эту нехитрую идею о «самородке из народа» в МА не сильно навязывают: она, скорее, проходит в виде фона.

В общем, чтобы оценить, кто же такая была Катерина Билокур, и чего ей стоило «хотеть быть художником», в Мыстецький Арсенал стоит идти с собственным багажом знаний, вооружившись подробностями ее биографии — одной из самых трагических в истории мирового искусства. К слову, жаль, что за вычетом пары цитат эпистолярию Билокур, весьма интересному еще и с литературной точки зрения, пока не нашлось места в большом Мыстецком Арсенале.

Проект одесской художницы Уты Кильтер — один из «параллельных» видеопроектов выставки.

Портрет племянниц художницы. 1937 — 1939. Холст, масло. Национальный музей украинского декоративно-прикладного искусства.

Фрагмент картины.

Поделиться   Поделиться  Поделиться  
Вообще, «безыдейность» не всегда плоха: может, ничего особо не прибавив к пониманию судьбы и творчества художницы, авторы выставки не нанесли урон имеющемуся «авторскому мифу». Хотя, могли, по идее: в год ее 115-летия о Катерине Билокур знает, без преувеличения, каждый украинец. О ней, может, часто не говорят. Зато ее здесь любят. За судьбу — «точно как у моей мамы (бабушки, прабабушки) в селе». За цветы на картинах. «Как на вышивках, только красивее». Цветочки Франциска Ассизкого по-украински.
Катерина Билокур. Хата в Богдановке. 1955. Холст, масло. Национальный музей украинского декоративно-прикладного искусства.
Фрагмент картины.
«Цветочной иконописью» назвала жанр работ Билокур искусствовед Ирина Конева, ставшая автором первой монографии — исследования творчества художницы.
Выставка будет работать до 19 июля 2015 г.
Фото — автора репортажа.
КомментироватьКомментарии
HELP