«Катерина Билокур. Хочу быть художником!»: ошеломляющая выставка в Мыстецьком Арсенале в год 115-летнего юбилея
Также дополнением к картинам Билокур служат фильмы «Катерина Билокур. Послание» Ольги Самолевской и «Под сенью белых акаций» («У затишку білих акацій — укр.) известной художницы и кинорежиссера Оксаны Чепелик.
Яготинская картинная галерея.
Дорога вьется вдаль. Начало 1930-х. Фанера, масло.
Яготинская картинная галерея.
Тяжелая судьба, неустроенность, невозможность учиться профессионально из-за отсутствия документа об окончании семилетки, вечное движение наперекор окружению… Таков был путь самой художницы.
Обратите внимание на фрагмент работы — недаром на выставках публика проводит у полотен так много времени! В акварелях Билокур не изменяет типичная для нее любовь к детализации.
«В упор не вижу никакого кураторства на выставке Билокур. Вижу задействованный админресурс по собиранию работ в одном месте. А также, вижу бездумное вывешивание полотен по стенам Арсенала. Мне лично этого мало. И, кстати, для того, чтобы в Арсенале делать действительно кураторские проекты, там абсолютно все есть, кроме понимания профессии, конечно».
Развернутая цитата Катерины Билокур — заглавная на выставке.
«Судьба испытывает тех, кто собрался идти к великой цели, но сильных духом не поймает никто, они со стиснутыми руками, упрямо и смело идут к намеченной цели. И тогда судьба вознаграждает их сторицей и открывает перед ними все тайны действительно прекрасного и несравненного искусства…»
Катерина Билокур
Фрагмент картины «На околице» (1940).
Пасторальная сцена напоминает один из распространенных сюжетов украинской вышивки крестом: украинские искусники — любители вышивки, — и сегодня создают подобные. Но также приходят мысли и о живописи Миколы Пимоненко, столь любимого в Украине, а также о живописи… эпохи классицизма!
(еще один фрагмент этой работы — заглавная иллюстрация материала)
С помощью живописи Билокур пыталась «отгородиться» от неблагоприятных внешних условий и трагичности повседневной жизни. Во время оккупации немцами Украины семья Катри оставалась в родном селе Богдановка. И снова силу духа художнице придавали цветы, красота природы…
Также обратим внимание на присутствие на полотне цветов, в природе никогда не цветущих одновременно (тигровые лилии, сирень, пионы, даже георгин)!
Фрагмент картины «Царь-Колос» (1949).
После этой работы и восхищенного отзыва Пабло Пикассо, Катерина Билокур стала всемирно знаменитой художницей.
Проект одесской художницы Уты Кильтер — один из «параллельных» видеопроектов выставки.
Фрагмент картины.
Фото — автора репортажа.