Используя наш сайт, вы принимаете условия, согласно которым мы используем cookie-файлы для анализа данных и создания контента (в том числе рекламного) на основе ваших интересов. Узнать больше о том, какие данные мы собираем и используем можно
здесь.
Итог 10-летней тяжбы разрешился: полотно Камиля Писсарро «Улица Сент-Оноре. Полдень. Дождь»(1897) остается в коллекции Фонда Тиссена-Борнемисы. Любуясь шедевром,задаемся вопросом: если бы не принятая давным-давно экс-владелицей символическая сумма компенсации,кому бы досталось 20-милионная картина?
Федеральный судья округа Лос-Анджелес отклонил иск о передаче картины Камиля Писсарро«Улица Сент-Оноре. Полдень. Дождь», находящейся в коллекции Музея Тиссена-Борнемиса,наследникам прежней владелицы.
В 1939 году у Лилли Кассирер Нойбауэр(Lilly Cassirer Neubauaer), представительницы еврейского семейства,был выбор: «продать» нацистскому арт-дилеру полотно импрессиониста Камиля Писсарро(знаменитая серия работ,известное полотно…), — или же отправиться в концлагерь и погибнуть,как ее сестра. Полотно досталось Лилли от свекра,успешного бизнесмена Юлиуса Кассирера(Julius Cassirer), который приобрел его спустя год после написания. Собственно,выбора не было: в обмен на американскую визу и возможность покинуть Германию,Лилли отдает картину за символические 360 долларов. А в 50-е годы,отчаявшись вновь увидеть ее в своей коллекции(работа как в воду канула!), принимает от германского правительства компенсацию за него — 13 тыс. долларов.
Кто же знал,что полотно,сменив нескольких арт-дилеров и владельцев,вскоре«всплывет» на рынке? В 1976 году картину Писсарро покупает барон Ганс Генрих Тиссен-Борнемиса(Hans Heinrich Thyssen-Bornemisza), и,как известно,поначалу взяв«в аренду» на 10 лет,впоследствии правительство Испании выкупает всю его коллекцию. Музей Тиссена-Борнемисы рядом с музеем Прадо — один из культовых среди поклонников искусства.
…Лилли не стало в 1962 году,и своим душеприказчиком она назначила внука — Клода Кассирера. Дочь рано покинула этот мир и Клод говорит,что Лилли была ему как мать. И он вполне мог помнить и картину Писсарро,которая была в доме. Когда один из друзей семьи увидел ее в испанском музее в начале 2000-х,уже очень пожилой Клод Кассирер решил картину вернуть и в 2005 году подал судебный иск. Но это было лишь началом долгих разбирательств: собственно,иск раз за разом отклоняли,и решение в деле о реституции выносили в пользу музея.
Главные аргументы таковы: — картина не была скрыта от публики — она была на виду более 20 лет. — Испания,хотя и подписала соответствующие международные договора о реституции, — суверенная страна,и формально не обязана возвращать картину — наконец,та самая компенсация,которую приняла Лилли в 1950-е.
Еще один момент отметил адвокат испанской стороны Тадеуш Штаубер: «важной особенностью этого дела является то,что истцы раз за разом обращались именно в американские суды,однако суды США,тем не менее,постановили,что нужно уважать законы других стран».
Клод Кассирер с супругой на фоне репродукции полотна Писсарро
Вопрос закрыт? Возможно Дэвид и Ава Кассиреры,которые продолжили дело после смерти Клода,а также еврейское сообщество округа Сан-Диего,посчитают иначе. Но полотно находится в музее и фигурирует в крупных выставках — как,например,на ретроспективе Камиля Писсарро в 2013 году(фото выше). Возможно,в знак признания«морального ущерба», рядом с ним появится табличка,повествующая о печальной вехе в судьбе экс-владельцев — так ответил управляющий Фонда Тиссена-Борнемиса Эвелио Асеведо Карреро на призыв судьи Джон Ф. Уолтера«остановиться,задуматься и принять во внимание» международные конвенции о реституции культурных ценностей,украденных нацистами.
В общем,теперь к «Улице Сент-Оноре…» кисти самого старшего из импрессионистов — Писсарро, — опять повышенное внимание. Впрочем,она этого более чем достойна!
По материалам artdaily.com,news.artnet.com,The Art Newspaper,The Guardian,официального сайта Фонда и Музея Фонда Тиссена-Борнемиса