Выставка испанского художника в Сан-Паулу (Força da matéria) объединяет 114 работ сюрреалиста: кураторы демонстрируют постоянные эксперименты художника с различными визуальными методами, которые привели его к открытию Америки в пределах холста. Мы же предлагаем в который раз насладиться его талантом: картины, представленные на бразильской ретроспективе плюс цитаты автора — и пусть весь мир подождет!
На выставке демонстрируют картины, скульптуры и графику, выполненные Миро с 1931 по 1981 год. С творчеством художника Бразилия знакомится впервые.
Женщина
1970, 56×30×14 см
Четыре комнаты
Произведения, вошедшие в бразильскую ретроспективу, тематически и хронологически разделены по четырем комнатам. В первой — рисунки и картины, созданные с 1931 по 1944 год под влиянием событий гражданской войны в Испании и второй мировой войны. Эти произведения написаны символическим языком художника и представляют некий синтез трагических умонастроений того периода.
Эти произведения написаны символическим языком художника и представляют некий синтез трагических умонастроений того периода.
Посетители разглядывают работы, и не забывайте, что в Бразилии знают толк в символике! У Миро она особенная… Поэтому стоит прислушаться к словам самого мастера, разглядывая его творения.
Карнавал Арлекина
1925, 66×91 см
— Для меня форма никогда не бывает абстрактной, она всегда звезда, человек или ещё что-нибудь.
Красивая птица, раскрывающая неизвестное парам влюбленных
1941, 45×38 см
Вторая комната всецело посвящена пятидесятым годам. В 1956 году Жоан Миро переехал в Пальма-де-Майорку: вместе с приятелем-керамистом он открыл здесь мастерскую. Этот раздел выставки посвящен его скульптурам из бронзы.
Объект-картина
1972, 53×62×5 см
— Когда я работаю, то некая субстанция становится для меня знаком женщины или птицы.
Сюжет №5
XX век
Последний раздел выставки посвящен скульптурным и графическим работам Миро. В этой комнате можно увидеть его произведения из карборунда — искусственного абразивного порошка, изготовленного из углерода и кремния. Экспериментируя с материалом, Миро ищет тот, который бы давал свободу выражения, достигнутую им с живописью.
Графические загадки Миро на выставке в Бразилии.
— То, что я ищу, является неподвижным движением, то, что было бы равнозначно, что называется красноречие молчания, или как св. Иоанна на кресте, я думаю, это было бы описано термином «немая музыка».
Сюжет №4
XX век
— Я начинаю рисовать, и, пока я рисую, картина сама утверждается под моей кистью.
Женщина в ночи
1973, 195×130 см
— Я пытаюсь использовать цвета, как слова, которые формируют стихи, как ноты, что формируют музыку.
С 24 мая по 16 августа выставка пройдет в Институте Томи Отаки в Сан-Пауло, а со 2 сентября по 14 ноября переедет в Музей искусств Санта-Катарина (Museu de Arte de Santa Catarina) во Флорионополисе.