Когда Михаилу Ларионову было семь лет, он пообещал себе, что даже когда вырастет, не забудет о том, каким виделся ему мир в детстве.
Лучизм – выполнение этого обещания.
«Для фиксации того, что есть, изобретен фотоаппарат!» - так заявил Ларионов, а сам начал писать лучистые картины. Это было начало русского абстракционизма и прощание Ларионова с
неопримитивизмом.
Лучизм, основателем и создателем которого стал Михаил Ларионов, призывал к изображению не предметов, а лучей, которые они отражают. По теории лучизма, каждый человек и каждый предмет испускают определенную лучистую энергию. Взаимодействие чего угодно и кого угодно – это пересечение и отражение этих лучей. Пожалуй, Ларионову было бы что обсудить с квантовыми физиками. Он мечтал о том, что когда-нибудь изобретут улавливающий эти лучи прибор, с помощью которого можно будет измерить количество любви, которое испытывает к тебе любимый человек.
И вот перед нами абстрактный лучистый пейзаж. Несмотря на манифестируемую беспредметность, игра света и цвета, естественность линий не оставляют сомнений в том, что мы видим именно картину природы. Эти лучи кажутся настолько живыми и «растущими», что на мгновение даже промелькнет мысль: возможно, это и есть лучший способ писать пейзажи? Абстрактность изображения компенсируется исключительно природными естественными цветами: зелень листвы, желто-оранжевые солнечные всполохи, белое, а изредка – мягкое розовое цветение, венчающее черные гибкие стебли. Картина наполнена движением, возникает ощущение, что художник изобразил сам процесс роста.
Холст выполняет несвойственную ему до этих пор роль – нет больше границы между его поверхностью, смотрящим и изображением. Словно эти ларионовские лучи, наплевав на все пространственно-объемные законы, пронизывают картину сразу во всех направлениях. Вот что писал Ларионов в манифесте «Лучизм»:
«Это почти то же самое, что мираж, возникающий в раскаленном воздухе пустыни, рисующий в небе отдаленные города, озера, оазисы — лучизм стирает те границы, которые существуют между картинной плоскостью и натурой». Пожалуй, у него получилось. А сравнение с миражом в пустыне отлично передает смятенно-томительное состояние, запечатленное на картине.
Перекрещивающиеся лучи - энергетические и световые - придают картине сияние, они становятся исходной точкой для погружения в ощущения. Кстати, Маяковский назвал лучизм кубистической версией импрессионизма. И действительно,
в этих картинах удивительным образом сочетаются конструктивность и четкая форма с захлестывающим половодьем эмоций. «Лучистые картины» ориентированы на ощущения, их цель – растревожить и взволновать чувства. Они не нарушают привычную логику (как
летающие люди Шагала или перевернутые
«точки зрения» Бурлюка), а существуют вообще вне этой логики, в другом измерении. Здесь законом выступают цветовые сочетания, контрасты и соотношения, энергетические векторы и игра фактур. Лучисты видели в таком подходе выход за пределы пространственно-временной ограниченности. Есть только лучи, из которых все и состоит.
Автор: Алена Эсаулова