Говорит и показывает: цитаты Ивана Шишкина о пейзажах и фотографии, Петербурге и Елабуге, пути художника и легкомысленных увлечениях
Иван Шишкин очень любил и большую, и особенно – малую свою родину, чувствовал себя весьма неуютно в «холодном и чопорном» Петербурге, больше всего на свете боялся одиночества, считал пейзаж вершиной живописи, а по весне, случалось, не мог оторваться от приятных глупостей, хорошеньких девчонок и всей это бессмысленной и нежной весенней кутерьмы. Приходилось ждать дождя, чтобы наконец взяться за работу!
Посвятить себя живописи – значит отказаться от всяких легкомысленных занятий жизни. Изящные искусства ведут ко всему прекрасному, искреннему, благородному – ко всему, что зовется надеждою, советом и утешением.
Отыщите одну истинную красоту в художественном произведении, и вы будете богаче того, который нашел в нем десять ошибок.
Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры – вследствие сего картина с натуры должна быть без фантазии.
Отыщите одну истинную красоту в художественном произведении, и вы будете богаче того, который нашел в нем десять ошибок.
Главнейшее для пейзажиста есть прилежное изучение натуры – вследствие сего картина с натуры должна быть без фантазии.
Шалаш
1861, 36.5×47.5 см
Странное дело, в Петербурге, если вы прошли в обыкновенное время, не в праздник, в какое хотите время дня, вы ежеминутно встречаете или пузатого генерала, или жердину офицера, или крючком согнутого чиновника – эти личности просто бесчисленны, можно подумать, что весь Петербург полон только ими, этими животными…
После Европы вернувшись в Елабугу, я почувствовал воздух, сияние красок, глубину и высь неба.
После Европы вернувшись в Елабугу, я почувствовал воздух, сияние красок, глубину и высь неба.
Свойства художника: трезвость, умеренность во всем, любовь к искусству, скромность характера, добросовестность и честность.
…немцы рот раззевают и говорят, что вам нечего у нас учиться, и проч., и проч. гадости немецкие.
Французы поражают своей бессодержательностью, одним внешним шиком, который пересаливается до того, что становится нахальством. Здешние стремления и задачи в искусстве прежде всего коммерсантные - какие-то ремесленные, все основано на том, чтобы блеснуть, поразить и выделиться из массы, и для этого здесь все средства хороши. Нашему брату этого отчасти недостает, а потому не худо присмотреться, но горе увязнуть здесь - потеряешь все, что сокровенно и дорого каждому любящему искусство. Все, впрочем, относится до массы здешнего большинства. Отдельные же художники есть такие, что не насмотришься, и даже колористы. От всех немецких вещей веет поразительной жизненной правдой, а подчас и юмором, но нередко даже и поэтичностью, так что вещи их полны интереса, и остаются навсегда в памяти.
…немцы рот раззевают и говорят, что вам нечего у нас учиться, и проч., и проч. гадости немецкие.
Французы поражают своей бессодержательностью, одним внешним шиком, который пересаливается до того, что становится нахальством. Здешние стремления и задачи в искусстве прежде всего коммерсантные - какие-то ремесленные, все основано на том, чтобы блеснуть, поразить и выделиться из массы, и для этого здесь все средства хороши. Нашему брату этого отчасти недостает, а потому не худо присмотреться, но горе увязнуть здесь - потеряешь все, что сокровенно и дорого каждому любящему искусство. Все, впрочем, относится до массы здешнего большинства. Отдельные же художники есть такие, что не насмотришься, и даже колористы. От всех немецких вещей веет поразительной жизненной правдой, а подчас и юмором, но нередко даже и поэтичностью, так что вещи их полны интереса, и остаются навсегда в памяти.
… я в последнее время сделался совершенно негодный мальчишка, решительно ничего не работаю, а шляюсь и мотаю деньги с хорошенькими девочками. Весна, да и какая тут весна, просто из рук вон хороша. Мастерская теперь каземат совершенный. Вот уже три недели я все жду ненастья, чтобы начать кончать мои работы.
Для меня подробности и детали – живая правда природы.
Художник, копируя природу, в которой все беспрестанное движется и переменяется, не может схватить в ней разом более одного мгновения.
Люблю жанр, люблю портреты, люблю… мало ли что я еще люблю, да вот заниматься этим не занимаюсь и не буду заниматься. А люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу. Художнику нужно избрать одно, что ему больше всего полюбилось (…). Разбрасываться никак нельзя.
Художник, копируя природу, в которой все беспрестанное движется и переменяется, не может схватить в ней разом более одного мгновения.
Люблю жанр, люблю портреты, люблю… мало ли что я еще люблю, да вот заниматься этим не занимаюсь и не буду заниматься. А люблю я по-настоящему русский лес и только его пишу. Художнику нужно избрать одно, что ему больше всего полюбилось (…). Разбрасываться никак нельзя.
Море, которое я прежде жаждал посмотреть, даже прискучило, вечная беспредельность, и видишь только свой берег, а другого никак.
Берег моря
1890, 35×59 см
Природа всегда нова... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы!
А теперь я Вам хочу дать совет капитальный, на котором зиждется вся премудрость изучения природы или натуры, как говорят, а также и тайны искусства и особенно техники живописи - это фотография.
А теперь я Вам хочу дать совет капитальный, на котором зиждется вся премудрость изучения природы или натуры, как говорят, а также и тайны искусства и особенно техники живописи - это фотография.
Зима
1890, 125.5×204 см
Ответы Ивана Шишкина на опрос «Петербургской газеты» (№9) от 10 января 1893 г.:
Главная черта моего характера?
Прямота, простота.
Достоинство, предпочитаемое мною у мужчины?
Мужество, ум.
Достоинство, предпочитаемое мною у женщины?
Честность.
Мое главное достоинство?
Откровенность.
Мой главный недостаток?
Подозрительность. Мнительность.
Мой идеал счастья?
Душевный мир.
Что было бы для меня величайшим несчастьем?
Одиночество.
Кем бы я хотел быть?
Действительно великим художником.
Страна, в которой я всегда хотел бы жить?
Отечество.
Мои любимые авторы-прозаики?
Аксаков, Гоголь, Толстой как беллетрист.
Мои любимые поэты?
Пушкин, Кольцов, Некрасов.
Мои любимые композиторы и художники?
Шуман и Серов.
Пища и напитки, которые я предпочитаю?
Рыба и хороший квас.
Мои любимые имена?
Имена моих детей.
Как я хотел бы умереть?
Безболезненно и спокойно. Моментально.
Мое состояние духа в настоящее время?
Тревожное.
Недостатки, к которым я отношусь наиболее снисходительно?
Те, которые не мешают жить другим.
Что меня теперь больше всего интересует?
Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда. Положение дел в Европе.
Мой девиз?
Быть русским. Да здравствует Россия.
Художник должен быть высшим существом, живущим в идеальном мире искусства и стремящимся только к совершенствованию.
Утро в сосновом лесу – для меня это утро есть и утро человеческой жизни, утро ожиданий, надежд.
Главная черта моего характера?
Прямота, простота.
Достоинство, предпочитаемое мною у мужчины?
Мужество, ум.
Достоинство, предпочитаемое мною у женщины?
Честность.
Мое главное достоинство?
Откровенность.
Мой главный недостаток?
Подозрительность. Мнительность.
Мой идеал счастья?
Душевный мир.
Что было бы для меня величайшим несчастьем?
Одиночество.
Кем бы я хотел быть?
Действительно великим художником.
Страна, в которой я всегда хотел бы жить?
Отечество.
Мои любимые авторы-прозаики?
Аксаков, Гоголь, Толстой как беллетрист.
Мои любимые поэты?
Пушкин, Кольцов, Некрасов.
Мои любимые композиторы и художники?
Шуман и Серов.
Пища и напитки, которые я предпочитаю?
Рыба и хороший квас.
Мои любимые имена?
Имена моих детей.
Как я хотел бы умереть?
Безболезненно и спокойно. Моментально.
Мое состояние духа в настоящее время?
Тревожное.
Недостатки, к которым я отношусь наиболее снисходительно?
Те, которые не мешают жить другим.
Что меня теперь больше всего интересует?
Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда. Положение дел в Европе.
Мой девиз?
Быть русским. Да здравствует Россия.
Художник должен быть высшим существом, живущим в идеальном мире искусства и стремящимся только к совершенствованию.
Утро в сосновом лесу – для меня это утро есть и утро человеческой жизни, утро ожиданий, надежд.
Утро в сосновом лесу
1889, 139×213 см
Главная иллюстрация: Алексей Боголюбов. Фотографический портрет Шишкина.
Источники цитат: книги «Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике»,
«Шишкин» Льва Анисова, «Иван Шишкин» Нины Мамонтовой.
Цитаты художника Ивана Шишкина собрала Алена Грошева
Источники цитат: книги «Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике»,
«Шишкин» Льва Анисова, «Иван Шишкин» Нины Мамонтовой.
Цитаты художника Ивана Шишкина собрала Алена Грошева