Что Алехандро Иньярриту процитировал в фильме "Выживший" (The Revenant, 2015, "Оскары" режиссеру, оператору и Леонардо ди Каприо) картину Василия Верещагина "Апофеоз войны" (1871), показав вместо человеческих черепов черепа бизонов, - известное дело. Но, похоже, не только ее?!

Кадр с разрушенным храмом, который в нашумевшем видео-исследовании (см. ниже) связывают с фильмом Андрея Тарковского "Андрей Рублев", гораздо больше похож на картину Верещагина, вот эту, чем на сцену из Тарковского.

Да, Иньярриту показывал своему художнику-постановщику Джеку Фиску фильмы Тарковского. И с Тарковским в этом эффектном кадре, конечно, совершенно точно раскланиваются.  Но и с творчеством Верещагина Фиск вполне мог ознакомиться детально. А что удивительного? Рассматривал "Апофеоз" - поинтересовался и другими произведениями. А что в интервью о Верещагине не рассказывает, так ведь не выговорить американцу: "Василий Верещагин. Развалины театра в Чугучаке":)

Фиск говорит, что показать гору черепов придумал Иньярриту. Причем он хотел показывать человеческие черепа (и держал в голове работу непроизносимого Верещагина? неизвестно). Но ему показали знаменитое фото 1870-го года - с горой бизоньих черепов, - и он согласился. Могло ли случиться так, что и картина, и фото одновременно были источниками вдохновения? Конечно! Большие художники не копируют, а цитируют, прикладываясь одновременно к разным источникам.

А теперь самое интересное: фото с бизонами и картина Верещагина - ровесники. Получается, Верещагин вдохновлялся не только историями о Тамерлане, но и этой фотографией? Почему нет? Он много путешествовал (был и в Америке - но намного позже), был любопытен - вполне мог увидеть снимок в газете, купленной в каком-нибудь порту. Замысел картины "Апофеоз войны" наверняка появился у Верещагина раньше, чем был сделан снимок, но он мог повлиять на последние штрихи.

Ясно одно: и на фото, и на картине Веерещагина - сильные образы, которые не отпускают вот уже третье столетие.