В третий раз пересматриваю сериал "Сопрано". Визжу от восторга: как написано, как сыграно, как снято - ни одной фальшивой сцены за шесть сезонов! И недоумеваю, когда кто-то, мало того, что не считает "Сопрано" лучшим сериалом на свете, так еще и нос от него воротит: ааа, эти мафиози в майках-алкоголичках, слишком много жестокости и еще больше мата... Кто-то даже подсчитал, что, например, в 3-м сезоне - всего-то 13 серий! - английское ругательство из четырех букв произносится  604 раза.

Все правда. Майки часто бывают еще и не первый свежести. Глава семьи Сопрано носит не полосатый костюм с гвоздикой в петлице, а рубашки навыпуск, а иногда и вовсе может спуститься к обеду в мятом халате или шортах. Убивают здесь изобретательно и со вкусом. Сквернословят так - что уши вянут. Но позвольте сообщить вам кое-что еще, например, об уже упомянутом третьем сезоне. Всего об одной серии - 12-й.

В ней фигурируют Рубенс, Рибера, и Гойя. А уже в следующей серии два мафиози будут обсуждать внешность одной героини (Дженис Сопрано), чей характер напугал бы Стивена Кинга, а фигура - Рубенса, но зато у нее рыжие кудрявые волосы. И вот, когда от этого обсуждения не ждешь ничего, кроме сальностей, один из головорезов изрекает: "У нее прерафаэлитские волосы". Каково?! И, конечно, это не кажется неуместным: просто вот так - а не заламыванием рук и выпучиванием глаз - здесь показывают, что прячется за грубыми фасадами бандитов из Нью-Джерси.

Живописи в сериале много. Подростки в свойственной им манере комментируют творчество позднего Пикассо. Что-то безымянное висит в приемной у психотерапевта доктора Мелфи: пациент Сопрано считает, что гнилое дерево там нарисовано не просто так, принимая картину за "пятно Роршаха". Есть еще портрет Тони Сопрано с лошадью - с ним связан один драматический эпизод. Когда Тони Сопрано возмущен тем, что к нему, итальянцу, не проявили должного уважения, вместо того, чтобы в очередной раз извлечь из своего словаря что-нибудь покрепче, он говорит: "Люди ведут себя так, будто Микеланджело не было на свете".

Однако, не только итальянцы чувствительны к прекрасному. Шутка ли, в квартирке у русской любовницы Тони Сопрано Ирины висит копия Дэвида Хокни! (Это "Большой всплеск" - правда, немного видоизмененный). Когда Тони спрашивает Ирину, что значит эта картина, она отвечает: "Ничего. Просто она напоминает мне о Дэвиде Хокни". Понимаете?! Девушке, которая еще недавно танцевала в стриптиз-клубе, картина напоминает не о пляже или Калифорнии, а о Дэвиде Хокни! 

Еще один увлеченный живописью "русский" в сериале "Сопрано" - оператор-постановщик Алик Сахаров. Вот что он рассказывает в интервью:

- Были великие проекты до "Sopranos", но сделанные для большого экрана, например "Крестный отец". Зло там было эстетизировано, его нельзя было запечатлеть иначе, чем это сделала камера Гордона Уиллиса, оператора "Крестного отца". Сами образы были очень сдержанны и заполнены темнотой, и через нее проникал какой-то слабый свет. И на экране вдруг возникал такой объем, как будто смотришь на картину Рембрандта. Вот "Аристотель, созерцающий бюст Гомера": ничего не видно — и вдруг просвечивает какой-то оттенок, и вас этот оттенок привлекает, тянет, как магнитом. Вот что я хотел сделать с "Sopranos" — не знаю уж, получилось ли.

Но вернемся к 12-й серии 3-го сезона. Зачем же там понадобились Гойя, Рибера и Рубенс? 

Гойю вспоминает Тони Сопрано, на приеме у психотерапевта - пытаясь описать черные глаза своей подруги Глории. Говорит, что они, "как у испанских принцесс этого, ну, вы знаете, Гоя". Одна оговорка - Goyim вместо Goya - и мы понимаем: Тони не так чтобы большой специалист в области испанской живописи, но в женщинах, даже нарисованных, разбирается отлично. Зато сидящие в этот момент перед экраном знатоки Гойи и психотерапевты хлопают в ладоши: ну конечно, к психопатке Глории Тони Сопрано прикипел потому, что она напоминает ему мать, которая сначала с аппетитом ела сыну мозг, а потом и вовсе организовала его убийство, - как тут не вспомнить другую картину Гойи, "Сатурна, пожирающего своего сына"

Картину Хусепе де Риберы "Мистическое обручение св. Екатерины Александрийской" мать и дочь - Кармела и Мэдоу Сопрано - смотрят в музее. А Кармела даже проливает по поводу изображенного на полотне младенца Иисуса слезы и задумывается о том, на что куплены ее драгоценности, включая перстень с гигантским сапфиром. Эта картина Риберы прописана в Метрополитен-музее, потому принято считать, что все музейные сцены из этой серии сняты там же. Но это не так! Стены, пол, а главное, мелькающие в кадре скульптуры и картины - из Бруклинского музея (1, 2, 3, 4, 5). В 2000 и 2001-м, когда снимался этот сезон сериала, "Мистическое обручение" Риберы на выставки из Мет не уезжало, так что в кадре, возможно, репродукция в натуральную величину. Казалось бы, почему не взять любую другую картину с младенцем Иисусом, имеющуюся в Бруклине? Дело в том, что касающаяся щеки ладонь с картины Риберы будет в этой серии зарифмована с кадром, где Тони Сопрано так же прикасается щеке Глории. Представляете, как тонко работают авторы сериала? (И это мы еще не говорим о том, какая музыка сопровождает все описанное!). 

Рубенс. С ним все еще сложнее. Мать и дочь останавливаются у женского портрета. Мать восхищается: "Представь, твой портрет висит в музее!". Дочь настроена скептически: "Это жена какого-то богатого торговца - Рубенс так на жизнь зарабатывал". Рубенс?.. Такого портрета нет ни в Метрополитен, ни в Бруклинском. Честно говоря, лично я не знаю такого портрета и у Рубенса. Зато в Мет есть похожий женский портрет (то же лицо, те же руки, пусть и в другой позе) - и на нем, как предполагают, изображена Сюзанна Люнден. Отец ее успешно торговал гобеленами и шелками, муж тоже не бедствовал. Только вряд ли Рубенс зарабатывал, рисуя Сюзанну. Во-первых, она была сестрой его второй жены, Елены. Во-вторых, биографы  Рубенса не исключают, что любовные отношения связывали художника и с Сюзанной тоже. Словом, тот случай, когда никакого бизнеса - слишком много личного. 

Конечно, студентка Мэдоу Сопрано насчет Рубенса могла ошибиться. Или просто упомянула его к слову. Но что это за портрет? Кто автор? Если кто-то, пока я трижды пересматривала сериал "Сопрано", штудировал наследие Рубенса и его последователей и потому знает ответ на этот вопрос, буду очень признательна за помощь:) Я же склоняюсь к тому, что создатели сериала не договорились с Метрополитен-музеем о съемках и использовании их шедевров и воспользовались вольными копиями картин Рубенса и Риберы. Ну, а картины из Бруклинского музея, показанные фоном, подлинные. 

Кадры из сериала и репродукции картин в слайд-шоу расположены в порядке упоминания в тексте.