Нет темы, значимой для жизни советского гражданина, которой бы не коснулось искусство пропаганды. Нет такого вопроса, на который бы не отвечал социальный плакат. Материнство и деторождение — не менее важные вопросы, чем грамотность и политпросвещение. Дети — это будущее коммунизма, а какое может быть будущее, если в вопросах медицины и ухода за младенцем в молодом социалистическом государстве бытовали абсолютно дикие нравы?

Женщина отныне пребывала в двух ипостасях. Теперь она стала полноценным членом общества, избавилась от «кухонного рабства», разгружала вагоны и воевала наравне с мужчиной. Но в силу самых естественных обстоятельств, только она может быть матерью. Ряд плакатов и листовок должен был помочь комсомолкам привыкнуть к новой роли, а самое главное, преуспеть во всех сферах.

Мать и дитя: правила выживания


С приходом Советской власти первое, на что обращалось внимание в вопросе воспитания детей — это здоровье, а значит важным было все с момента зачатия: поведение женщины во время беременности и родов, элементарный уход и вскармливание младенца. Первые плакаты относительно детской темы — это исключительно четкая и полезная информация, помогшая многим сохранить жизнь своего потомства. Лощеные картинки образцовых пионеров в обстановке войн и государственных переворотов были пока немыслимы.

Касательно ухода за новорожденным русское крестьянство и простые рабочие семьи имели представление крайне затемненное, часто связанное с предубеждениями и суевериями. Некоторые действия, которые совершали повитухи приводили к смерти матери и ребенка. Путешественники по России в конце XIX века описывали колоссальную младенческую и материнскую смертность, причиной которой были перво наперво — антисанитария и недоедание.

1923 г.

Лозунги на плакатах гласят: "Больше воздуха и солнца!" "Ясли и консультация обеспечат нам разумный уход" "Мы счастливее всего, когда нас кормят матери",  "Долой социальные болезни: сифилис, туберкулез и алкоголизм" и т.д.

Как ни странно, проблема грудного вскармливания была животрепещущей для простых крестьян, хотя, казалось бы, что может быть естественнее для людей, близких к земле. Но кормить ребенка материнским молоком означало трату времени и привязанность, а этого работающая на надрыве женщина позволить себе не могла. Молоко заменял рожок с хлебной кашицей, и благодаря такому архаичному виду искусственного вскармливания, отлично действовал закон эволюции: выживали только сильнейшие. Но и они далеко не все дорастали до совершеннолетия. На пути их ждала ужасающая антисанитария и отсутствие какой-либо адекватной медицинской помощи. Грудное вскармливание стало яркой и популярной темой советского плаката как в до, так и в послевоенные годы.
1925
П. Голубь, А. Чернов. “Кормите ребенка грудью”. 1947

Цель Советской власти — развить новое государство и воспитать новых людей — сильных, здоровых и, как того требовала доктрина, работоспособных. Новый стиль жизни женщины призывал ее не только быть грамотной, но и оставить в прошлом «дикие нравы», используя передовые методы не только на заводе, но и в ванной комнате.

Деревенские жители не нуждались в каких-либо профессиональных знаниях, им необходимо было объяснить элементарные нормы, благодаря которым мать и дитя смогли бы не просто выжить, но и прожить, на сколько это было возможно, полноценную жизнь. Мировая война, Революция, массовый голод, коллективизация и индустриализация сталинских лет выкосили множество людей, первыми из которых было самое слабое звено — дети.
1923 г. А. Комаров "Митинг детей". 

1920-1930-е годы — это время, когда плакаты активно демонстрировали желание помочь и поддержать матерей. Яркие, крупные, а главное знакомые всем образы внушали доверие. Женщины на плакатах нередко улыбались, и в таких работах еще чувствуется естественность и эстетика, присущая буржуазному искусству. При всей политизации и активной борьбе с любыми идеологически неверными проявлениями, плакаты 20-30-х годов — это живые лица и правдивая обстановка.

В колхозах создавались женские и детские консультации, куда могла обратиться беременная женщина, где контролировалось ее состояние, а в будущем наблюдался и ее ребенок.

Выходило множество изобразительного материала, помогающего в быту молодой матери: как приготовить первый прикорм, следить за весом, уберечь от опасностей.


Куда деть ребенка: наглядное пособие


Пропаганда призывала рожать и воспитывать, но первые десятилетия советской власти — это годы тотального сиротства и бродяжничества. Созданный «Фонд им. В. И. Ленина для оказания помощи беспризорным детям» не мог справиться с поставленной задачей. Количество беспризорников, сирот, и детей, подвергающихся насилию и избиению в семьях, росло, даже несмотря на относительно «сытые» годы НЭПа.

Общественная организация «Друг детей» выступает со смелыми и новыми лозунгами, которые призывают не бить детей, избегать физических наказаний, и выпускает ряд социальных плакатов. В качестве альтернативы художники предлагают занять ребенка, отвести его в школу, сад или ясли. В стиле Маяковского художник А. Федоров схемообразно и четко изобразил прошлое и будущее современного ребенка: отец с розгами, мать в унынии, и с другой стороны — рука поддержки «Друг детей», пионеры, всегда готовые прийти на помощь.
1926 г. А. Федоров. "Долой избиение и наказание детей в семье!"

Голод, нищета и неуверенность в будущем заставляет женщин продолжать избавляться от беременностей или же бросать новорожденных. Официально аборты были разрешены, но на деле уже со второй половины 1920-х годов был ряд жестких ограничений. В 1936 году искусственное прерывание беременности было законодательно запрещено и стало уголовно наказуемым. Аборты, меж тем, стали значительной частью теневой экономики, причиной бесплодия и смерти. Предостережения советских гражданок от подпольной опасной деятельности, распространяющиеся в консультациях, по сути не оставляли женщине выбора. Несколько картинок в русском стиле рассказывают печальную историю о нелегальном аборте. Изображения по типу «комиксов» пользовались популярностью, благодаря своей повествовательности и простоте.

Идеальная советская женщина, горожанка, а уж тем более крестьянка должна была работать наравне с мужчиной и совмещать это с материнством (и с грудным вскармливанием!). Облегчить эту задачу были призваны ясли, куда младенца можно было отдать практически с рождения.

Для матери это было действительно чем-то новым и непонятным, а необходимость сдавать ребенка в учреждение воспринималась враждебно или с подозрением. Поэтому была создана серия замечательных плакатов, демонстрирующих пользу и необходимость яслей для общества и малыша, который проводит время с нянями и ровесниками, а не скучает дома.

Идеализация — универсальный и беспроигрышный метод, который помогал перестроить традиционное сознание, мотивировал женщин работать и сдавать детей на попечение государства в ситуации полного отсутствия альтернативы. Улыбчивые воспитатели, цветущие деревья, здоровые и веселые младенцы — все это должно было вдохновить и придать сил на новый стиль жизни. Однако, воспоминания современников повествуют порой о жутких картинах, сценах насилия, грубости и тотального подчинения в таких заведениях. Тем не менее, для многих советских детей сады и школы и были единственным местом спасения при всеобщей разрухе, где они могли поесть и получить образование.


«Пионер растёт смелым и не боится трудностей»: послевоенный плакат


Война изменила сознание людей, изменила облик страны и придала еще более четкие ориентиры, на которые непрестанно указывала власть пролетариям. Этому активно содействовал новый художественный стиль, признанный единственно верным еще до войны, и служивший одной цели — пропаганде.

Череда плакатов создается и посвящается детям, матерям и семье в целом. Но если раньше художники не гнушались изображать нелицеприятные вещи: плачущего ребенка, разгневанного отца, отчаявшуюся женщину, то в послевоенном мире на плоскости плаката уже наступила эпоха коммунизма, и «светлое будущее».

Женщина, окруженная детьми — это не просто мать, а символ. Именно этот образ берут для иносказательного изображения Родины. И именно в 1944 году утверждается звание «матери героини» - многодетной женщины. Вводится налог на бездетность, демонстрируется государственная заинтересованность в рождения новых людей: прошедшая война выкосила миллионы.
1944 г. Н. Ватолина. "Слава матери-героине!"

Новая волна сиротства захлестнула СССР. Но и здесь художники, как истинные представители соцреализма, устремлены вперед, в будущее и показывают уже свершившуюся победу коммунизма и счастливые полные семьи.

Гораздо больше внимание стало уделяться образованию и детскому досугу. Художников-пропагандистов волнует не просто школьная жизнь и хорошие оценки, но приучение к труду. Труд — база, основа счастья не только в общественной, но и в личной жизни.
 1957 г. Г. Шубина

Акцент делается именно на физическом труде.
1957 г. С. Низова

И, разумеется, если такое внимание уделялось выносливости, терпению и трудолюбию, то нельзя было упускать и такую важную тему, как здоровье, которое нужно было беречь с самых первых минут жизни человека. Это уже знакомые призывы кормить детей грудным молоком, вести здоровый образ жизни и активно заниматься спортом. На знаменитом плакате "Если хочешь быть здоров - закаляйся!" фигурирует нечастый для детской темы образ отца как сильного и жизнерадостного мужчины. 
1950 г. В. Корецкий, В. Грицевич "Если хочешь быть здоров - закаляйся!" 

Советский образцовый школьник — это исключительно пионер. Красный галстук вокруг шеи — символ всевозможных достоинств. На каждое положительное или отрицательное действо ребенка пропаганда отвечала художественным нравоучением. Лень противопоставлялась трудолюбию, сила — слабости, честность — лжи, дружба — предательству. Это идеальный мир идеального будущего, который заполонил стены школ, детских садов, клубов, поликлиник, домов культуры и т.д.
1955 г. С. Низовая. "Не смей"

Конец 1950-1960-е годы: новый стиль и новые задачи


23 ноября 1955 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об отмене запрещения абортов» было вновь легализовано искусственное прерывание беременности. Запрет под страхом уголовной ответственности привел лишь к снижению рождаемости и высокой женской смертности за счет подпольных абортов. Но несмотря на легализацию, необходимо было подать эту процедуру с негативной точки зрения, как действие, которое лишит женщину здоровья и счастья материнства.
1961 г. А. Добров. "А я хотела сделать аборт..."
1957 г.  Г.Е. Рошенбург.

В 1960-х годах резко меняется стилистика. Появляется утерянная за годы каноничного искусства легкость и графичность. Тяжеловесный образ матери-героини теперь заменяет стройная парящая женщина. Художнику достаточно легких штрихов и силуэтов, чтобы призвать семью не ограничиваться одним ребенком.
1968 г. В. Степанов. "Один ребенок хорошо, два лучше!"

Особенно пронзителен и в то же время привлекателен образ матери на плакате Галины Шубиной. Женщина действительно красива и хрупка, чего так не хватало крепким комсомолкам еще десятилетие назад. Искренние эмоции, разочарование в проступке сына, но и надежда на него читаются в ее огромных глазах. При этом замечательная деталь — большие, красные от стыда уши мальчика, которые снижают «градус» серьезности момента, привнося юмор и доброту.
1965 г. Г. Шубина "Не лги никогда!"

Образ матери и ребенка на советском плакате — это наиболее широкая, всеохватывающая тема, поднимающая самые разные вопросы от элементарно-бытовых до философских. Это база, на которой держалось здоровье нации, а значит и будущее СССР, нравственная составляющая и новые духовные ориентиры, внушаемые взамен традиционной идеологии, утерянной в 1917 году.

Благая цель пропагандистских плакатов — взрастить сильное и ответственное за свои поступки поколение, нередко принимала грубые агитационные формы, которые приводили к страху, желанию соответствовать стандартам и просто быть «как все». Детство и материнство — это обширная и плодородная почва для любого вида пропаганды, а давление на матерей — было и остается наиболее действенным способом влияния.

Автор: Людмила Лебедева