Наталья Гарбер, сентябрь 2023
Нематериальное культурное наследие течет между твердынями материального наследия нации, развивая самобытные обычаи и традиции, знания и навыки, передаваемые общинами из поколения в поколение. Так передают легенды о подвигах Геркулеса. Это «живое наследие» позволяет нации встречать вызовы сегодняшнего дня, развивая инновации из традиций согласно природным обстоятельствам и культурным дарованиям жителей территории, включая богатство культур ее мигрантов и партнеров. Нематериальное культурное наследие служит источником социального благополучия, устойчивого развития и творческой самореализации жителей страны во всем спектре характера нации - и в контексте международного и межрелигиозного диалога с другими странами общей Планеты.
Знаменитый бренд нематериального культурного наследия Испании – бой быков – отражает пассионарность этой нации, бывшей великой империи. Я предлагаю посмотреть на это наследие как на четвертый из 10 этапов постижения махаянского учения о природе вещей в буддизме в контексте задач развития человечества в XXI веке. Рассматривая корриду с этой точки зрения, мы видим, что необходимо для развития природного и культурного наследия Испании на данном этапе, к чему это приведет. И каков должен быть следующий продуктивный шаг к космическим высотам испанского бренда, отвечающего на вопрос о духовном пути этой страны на нашей общей Планете - во Вселенной, по чьим законам мы развиваемся:
1. Ищу быка. Путешествие духовного практика начинается с поисков быка, символизирующего природу человека. Духовный практик озирается вокруг в поисках себя – и себя-то как раз не видит.
2. Нашел следы. Духовное подвижничество по канонам буддийской традиции дзэн позволяет через личную медитативную практику и добродетельное поведение постепенно обнаружить следы собственного эго и найти путь к управлению этим строптивым быком.
3. Увидел сзади. Первым медитирующий обнаруживает тыл, но не голову быка – последствия, но не причины своих проблем: болезни и разводы, экономические кризисы и политический популизм, загрязнение окружающей среды и глобальное потепление, и наконец обострение всемирной геополитики с угрозой Третьей мировой, в которой все стороны обвиняют друг друга - вместо того, чтобы увидеть: человечество стоит перед уникальным историческим вызовом осознанного управления биосферой в интересах всех ее живых существ. В эти темные времена медитирующий на эту задачу в моменты внутренней гармонии обретает чувство радости при достижении инсайтного переживания единства мира. Это состояние превышения двойственности ума называется «сатори» (малое просветление), и оно мотивирует практика продолжать совершенствовать свой ум, уточняя образ цели на пути к ней.
4. ЛОВЛЮ БЫКА. ВЕЛИКАЯ БОРЬБА «ДУХОВНЫХ ТОРРЕРО» ОТРАЖАЕТ ПРОЦЕСС БИТВЫ С СОБСТВЕННЫМ ЭГО. УКРОЩЕНИЕ ЕГО ТРЕБУЕТ КАЖДОДНЕВНОЙ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОЙ ПРАКТИКИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ УЛОВОК СОБСТВЕННОГО УМА. В ИТОГЕ МЕДИТИРУЮЩИЙ ВИДИТ СВОЮ ПРИРОДУ БУДДЫ, НО ВСЕ ЕЩЕ СЧИТАЕТ ФЕНОМЕНЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА СУЩЕСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНО ОТ СВОЕГО ВОСПРИЯТИЯ.
Нематериальное культурное наследие течет между твердынями материального наследия нации, развивая самобытные обычаи и традиции, знания и навыки, передаваемые общинами из поколения в поколение. Так передают легенды о подвигах Геркулеса. Это «живое наследие» позволяет нации встречать вызовы сегодняшнего дня, развивая инновации из традиций согласно природным обстоятельствам и культурным дарованиям жителей территории, включая богатство культур ее мигрантов и партнеров. Нематериальное культурное наследие служит источником социального благополучия, устойчивого развития и творческой самореализации жителей страны во всем спектре характера нации - и в контексте международного и межрелигиозного диалога с другими странами общей Планеты.
Знаменитый бренд нематериального культурного наследия Испании – бой быков – отражает пассионарность этой нации, бывшей великой империи. Я предлагаю посмотреть на это наследие как на четвертый из 10 этапов постижения махаянского учения о природе вещей в буддизме в контексте задач развития человечества в XXI веке. Рассматривая корриду с этой точки зрения, мы видим, что необходимо для развития природного и культурного наследия Испании на данном этапе, к чему это приведет. И каков должен быть следующий продуктивный шаг к космическим высотам испанского бренда, отвечающего на вопрос о духовном пути этой страны на нашей общей Планете - во Вселенной, по чьим законам мы развиваемся:
1. Ищу быка. Путешествие духовного практика начинается с поисков быка, символизирующего природу человека. Духовный практик озирается вокруг в поисках себя – и себя-то как раз не видит.
2. Нашел следы. Духовное подвижничество по канонам буддийской традиции дзэн позволяет через личную медитативную практику и добродетельное поведение постепенно обнаружить следы собственного эго и найти путь к управлению этим строптивым быком.
3. Увидел сзади. Первым медитирующий обнаруживает тыл, но не голову быка – последствия, но не причины своих проблем: болезни и разводы, экономические кризисы и политический популизм, загрязнение окружающей среды и глобальное потепление, и наконец обострение всемирной геополитики с угрозой Третьей мировой, в которой все стороны обвиняют друг друга - вместо того, чтобы увидеть: человечество стоит перед уникальным историческим вызовом осознанного управления биосферой в интересах всех ее живых существ. В эти темные времена медитирующий на эту задачу в моменты внутренней гармонии обретает чувство радости при достижении инсайтного переживания единства мира. Это состояние превышения двойственности ума называется «сатори» (малое просветление), и оно мотивирует практика продолжать совершенствовать свой ум, уточняя образ цели на пути к ней.
4. ЛОВЛЮ БЫКА. ВЕЛИКАЯ БОРЬБА «ДУХОВНЫХ ТОРРЕРО» ОТРАЖАЕТ ПРОЦЕСС БИТВЫ С СОБСТВЕННЫМ ЭГО. УКРОЩЕНИЕ ЕГО ТРЕБУЕТ КАЖДОДНЕВНОЙ ДИСЦИПЛИНИРОВАННОЙ ПРАКТИКИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕТОДОВ ПРЕОДОЛЕНИЯ УЛОВОК СОБСТВЕННОГО УМА. В ИТОГЕ МЕДИТИРУЮЩИЙ ВИДИТ СВОЮ ПРИРОДУ БУДДЫ, НО ВСЕ ЕЩЕ СЧИТАЕТ ФЕНОМЕНЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА СУЩЕСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНО ОТ СВОЕГО ВОСПРИЯТИЯ.
Герой Севильи. Памятник культуры
XXI век
5. Смиряю быка. По мере укрепления продуктивных нейронных связей в уме духовного практика он совершает все меньше ошибок в отношениях с реальностью. И в какой-то момент больше не нуждается в дисциплине, ибо его эгоистичный ум становится кротким и послушным. Миряне на этом этапе соблюдают нормы морали в виде 10 добродетельных деяний, которые во всех религиях мира имеют схожую форму типа 10 христианских заповедей. Монахи держатся более сложного кодекса обетов бодхисаттв, однако в основе мирских и монашеских обетов всех религий лежат сострадание и мудрое золотое правило, говорящее «не делай другому того, чего не хочешь себе». Эта практика помогает настраивать гармонии себя и мира, выстраивать мосты к счастливому будущему - и двигаться по ним к просветлению дальше.
6. Еду на быке домой с радостью. В какой-то момент количество инсайтов переходит в качество, и медитирующий подвижник распознает природу свою – и мироздания. В этот момент своей духовной Одиссеи он радостно оказывается дома, где бы ни был физически. И изумленно обнаруживает невозможность рассказать словами о своем опыте тем, кто еще не достиг аналогичных состояний. Личность после просветления сохраняется, и осознает, что, как говорил Гессе, истина должна быть не преподана, а пережита. Поэтому при разработке мультимедийной модели российского культурного бренда Наталья Гарбер в этот момент перешла от литературы к визуальным искусствам, опирающимся на изображение и сторителлинг.
7. Безмятежность. Бык эгоизма превышен, поэтому кнут дисциплины отложен за ненужностью. Боддхисатва пребывает в единстве со своей природой будды. Он свободен от иллюзии дхармы, визуализирующей себя как отдельный организм, но всё ещё остаётся привязанным к иллюзии «я», которым смотрит на мир. Он не создает негативной кармы, но пока переживает последствия созданных прежде проблем.
8. Превзойдены и бык, и самость «я». Медитирующий ум подвижника освобождается от ограничений и видит замкнутый круг своего духовного пути в абсолютной пустоте высшей реальности как отсутствие познаваемого и познающего. Нет ни быка природы будды, ни страдающего искателя истины. Такое состояние не-сознания (не-ума) и есть полное просветление (нирвана), свободное от любой двойственности, включая разделение между космосом и познающим его существом. Бодхисаттва освобождается от привязанностей и становится буддой.
9. Достиг источника очевидности. Естественный как сама природа, подвижник возвращается к страдающему миру в качестве будды, чтобы через мудрое сострадание ко всем существам вести их к просветлению. Теперь у него ничто не вызывает омрачений, ибо он видит иллюзорную природу феноменов реальности.
10. Вернулся с дарами в мир. Будда распространяет просветление среди людей и прочих живых существ – и ввиду отсутствия эго теперь это его единственное занятие. Буддисты выделяют три низших мира, где мучаются неспособные практиковать духовный путь страдальцы адов, ненасытные голодные духи и ведомые инстинктами животные. В трех верхних мирах буддийского мира находятся способные к духовной практике, но обремененные заботами люди, обленившиеся от королевской жизни полубоги и завистливые боги. Последних от состояния будды отделяет шаг в осознание взаимосвязанности наблюдателя и наблюдаемого, который мастера дзэн находят на 8 этапе только что описанного пути. Нильс Бор это осознание обрел через изучение квантовой физики, а Иван-Царевич - через воссоединение с биосфероцентричной Царевной-Лягушкой. Аминь.
6. Еду на быке домой с радостью. В какой-то момент количество инсайтов переходит в качество, и медитирующий подвижник распознает природу свою – и мироздания. В этот момент своей духовной Одиссеи он радостно оказывается дома, где бы ни был физически. И изумленно обнаруживает невозможность рассказать словами о своем опыте тем, кто еще не достиг аналогичных состояний. Личность после просветления сохраняется, и осознает, что, как говорил Гессе, истина должна быть не преподана, а пережита. Поэтому при разработке мультимедийной модели российского культурного бренда Наталья Гарбер в этот момент перешла от литературы к визуальным искусствам, опирающимся на изображение и сторителлинг.
7. Безмятежность. Бык эгоизма превышен, поэтому кнут дисциплины отложен за ненужностью. Боддхисатва пребывает в единстве со своей природой будды. Он свободен от иллюзии дхармы, визуализирующей себя как отдельный организм, но всё ещё остаётся привязанным к иллюзии «я», которым смотрит на мир. Он не создает негативной кармы, но пока переживает последствия созданных прежде проблем.
8. Превзойдены и бык, и самость «я». Медитирующий ум подвижника освобождается от ограничений и видит замкнутый круг своего духовного пути в абсолютной пустоте высшей реальности как отсутствие познаваемого и познающего. Нет ни быка природы будды, ни страдающего искателя истины. Такое состояние не-сознания (не-ума) и есть полное просветление (нирвана), свободное от любой двойственности, включая разделение между космосом и познающим его существом. Бодхисаттва освобождается от привязанностей и становится буддой.
9. Достиг источника очевидности. Естественный как сама природа, подвижник возвращается к страдающему миру в качестве будды, чтобы через мудрое сострадание ко всем существам вести их к просветлению. Теперь у него ничто не вызывает омрачений, ибо он видит иллюзорную природу феноменов реальности.
10. Вернулся с дарами в мир. Будда распространяет просветление среди людей и прочих живых существ – и ввиду отсутствия эго теперь это его единственное занятие. Буддисты выделяют три низших мира, где мучаются неспособные практиковать духовный путь страдальцы адов, ненасытные голодные духи и ведомые инстинктами животные. В трех верхних мирах буддийского мира находятся способные к духовной практике, но обремененные заботами люди, обленившиеся от королевской жизни полубоги и завистливые боги. Последних от состояния будды отделяет шаг в осознание взаимосвязанности наблюдателя и наблюдаемого, который мастера дзэн находят на 8 этапе только что описанного пути. Нильс Бор это осознание обрел через изучение квантовой физики, а Иван-Царевич - через воссоединение с биосфероцентричной Царевной-Лягушкой. Аминь.