Алина Королёва, МГИМО МИД России,
статья в "Латиноамериканский исторический альманах",
выпуск #36 от 2022 года
Аннотация. Андалусская культурная политика при переходе региона к демократии под руководством Хунты Андалусии рассматривается как инфраструктурная деятельность в сфере культуры и искусства. Хунта предоставляла гарантии и создавала благоприятные социально-политические условия работы культурных учреждений. На первоначальном этапе фокус был сделан на создании культурной администрации, способствующей созданию андалузской культурной системы. Необходимо было сформировать новое поколение государственных управленцев в сфере культуры, решающих политические задачи новой культурной политики, а также привлечь различные социальные группы к сфере культуры. Следующие этапы культурной политики стали ответом на внешние вызовы, связанные с вызванным Хунтой Андалусии ростом культурной активности и выстраиванием государственно-частного партнерства в этом автономном сообществе.
***
В современном мире культурная политика представляет собой пространство взаимодействия различных акторов, связанных со сферой культуры – совокупностью социальных институтов, занятых созданием, сохранением и распространением культурных ценностей. В широком плане культурную политику можно рассматривать с теоретических позиций в духе социологической концептуализации области символического, выраженной в структурно-функционалистской парадигме, в рамках которой наиболее популярным можно назвать подход П. Бурдье, рассматривающего культурную политику как поле символического производства, в котором основной целью каждого социального агента является прирост капитала: главным образом экономического, культурного, социального и символического. Учитывая роль распределения ресурсов в этом поле, наиболее сильным субъектом культурной политики является государство, располагающее наибольшими ресурсами и воздействующее на культурные процессы через управление сферой культуры.
В узком плане культурная политика рассматривается с прикладной точки зрения. Английский профессор Д. Хезмондалш, анализируя изменения в культурных индустриях с 1980-ых гг., под культурной политикой имеет ввиду общепринятую, как минимум в англоязычном мире, систему регулирования и субсидирования сферы культуры. Основополагающее определение культурной политики было выработано ЮНЕСКО в 1967 г. на тематическом круглом столе в Монте Карло: «совокупность операционных принципов, административных и бюджетных практик, которые обеспечивают основу для деятельности государства в сфере культуры. Очевидно, что не может быть единой культурной политики, подходящей для всех стран; каждое государство-член ЮНЕСКО определяет свою собственную культурную политику в соответствии с культурными ценностями, целями и выбором, которые оно ставит перед собой».
В 1982 г. ЮНЕСКО провела в Мехико всемирную конференцию по политике в области культуры (Мондиакульт-1982), во время работы которой была заложена современная инклюзивная концепция и 1988-1998 гг. были объявлены ООН Всемирным десятилетием развития культуры. В рамках Мондиакульт-1982 был подготовлен сборник «Состояние и тенденции культурной политики стран Европы», где в разделе, посвященном Испании, было зафиксировано разделение зон ответственности центральных властей и автономных сообществ.
Под культурной политикой Хунты Андалусии в данной статье рассмотрена управленческая и инфраструктурная деятельность правительства автономного сообщества в сфере культуры и искусства, выраженная в форме выработки приоритетных направлений развития сферы культуры на региональном уровне. Задачи культурной политики Андалусии заключаются в охране и стимулировании развития сферы культуры в регионе путем предоставления гарантий и создания для них благоприятных рамочных общественно-политических условий. Культурную политику Андалусии за сорок лет существования государства автономий описать не составляет сложности. Как и по всей Испании времен перехода к демократии, сфера культуры была включена в строительство андалузской автономии.
В основу региональной идентичности заложена культура, ибо в этой сфере, в отличии от других отраслей экономики, не было сильного обострения конфликтов при передаче полномочий автономным сообществам. А в случае Андалусии не было даже лингвистической проблемы, но стояла задача преодолеть существующую с XIX в. отсталость от других испанских регионов. Еще в начале XX в. «отец андалусского отечества» Блас Инфанте в своей юношеской книге «Андалусский идеал» ставил перед Андалусией амбициозную задачу формирования национального самосознания и возрождения потерянной культурной идентичности путем переосмысления своего исторического прошлого, что в итоге могло бы освободить Андалусию от экономической «прострации» и привести к индустриализации региона . Ему не удалось реализовать проект, но на протяжении последних 40 лет Андалусия постепенно идет в этом направлении путем взлетов и падений.
К 30-летнему юбилею автономного сообщества в 2012 г выходит обзорная статья социолога М. Переса Йируэлы и консультанта П.А. Вивеса, посвященная эволюции культурной политики в Андалусии по двум основным векторам: трансверсальному и секторальному. Трансверсальное направление стало складываться с самого начала, так как нужно было сформировать новое поколение госслужащих, управленцев в сфере культуры, сконцентрированных на политических аспектах культурной политики. Была поставлена задача привлечь разные социальные группы к сфере культуры, доступ к которой был до этого ограничен. Второе направление стало ответом на внешние вызовы последующих лет, связанные с ростом культурной активности и выстраиванием государственно-частного партнерство в сфере культуры автономного сообщества.
Авторы предлагали следующую периодизацию культурной политики: начальный этап (1978-1996 гг.); этап роста и секторальной трансформации (1996-2005 гг.); современный им этап "плато"(2005-2012 гг.). В данной статье рассматриваются ключевые моменты развития культурной политики Андалусии на этапах ее формирования, зрелости и стагнации при мандатах левых и современный этап, начавшийся с 2019 г., когда к власти пришли правые.
статья в "Латиноамериканский исторический альманах",
выпуск #36 от 2022 года
Аннотация. Андалусская культурная политика при переходе региона к демократии под руководством Хунты Андалусии рассматривается как инфраструктурная деятельность в сфере культуры и искусства. Хунта предоставляла гарантии и создавала благоприятные социально-политические условия работы культурных учреждений. На первоначальном этапе фокус был сделан на создании культурной администрации, способствующей созданию андалузской культурной системы. Необходимо было сформировать новое поколение государственных управленцев в сфере культуры, решающих политические задачи новой культурной политики, а также привлечь различные социальные группы к сфере культуры. Следующие этапы культурной политики стали ответом на внешние вызовы, связанные с вызванным Хунтой Андалусии ростом культурной активности и выстраиванием государственно-частного партнерства в этом автономном сообществе.
***
В современном мире культурная политика представляет собой пространство взаимодействия различных акторов, связанных со сферой культуры – совокупностью социальных институтов, занятых созданием, сохранением и распространением культурных ценностей. В широком плане культурную политику можно рассматривать с теоретических позиций в духе социологической концептуализации области символического, выраженной в структурно-функционалистской парадигме, в рамках которой наиболее популярным можно назвать подход П. Бурдье, рассматривающего культурную политику как поле символического производства, в котором основной целью каждого социального агента является прирост капитала: главным образом экономического, культурного, социального и символического. Учитывая роль распределения ресурсов в этом поле, наиболее сильным субъектом культурной политики является государство, располагающее наибольшими ресурсами и воздействующее на культурные процессы через управление сферой культуры.
В узком плане культурная политика рассматривается с прикладной точки зрения. Английский профессор Д. Хезмондалш, анализируя изменения в культурных индустриях с 1980-ых гг., под культурной политикой имеет ввиду общепринятую, как минимум в англоязычном мире, систему регулирования и субсидирования сферы культуры. Основополагающее определение культурной политики было выработано ЮНЕСКО в 1967 г. на тематическом круглом столе в Монте Карло: «совокупность операционных принципов, административных и бюджетных практик, которые обеспечивают основу для деятельности государства в сфере культуры. Очевидно, что не может быть единой культурной политики, подходящей для всех стран; каждое государство-член ЮНЕСКО определяет свою собственную культурную политику в соответствии с культурными ценностями, целями и выбором, которые оно ставит перед собой».
В 1982 г. ЮНЕСКО провела в Мехико всемирную конференцию по политике в области культуры (Мондиакульт-1982), во время работы которой была заложена современная инклюзивная концепция и 1988-1998 гг. были объявлены ООН Всемирным десятилетием развития культуры. В рамках Мондиакульт-1982 был подготовлен сборник «Состояние и тенденции культурной политики стран Европы», где в разделе, посвященном Испании, было зафиксировано разделение зон ответственности центральных властей и автономных сообществ.
Под культурной политикой Хунты Андалусии в данной статье рассмотрена управленческая и инфраструктурная деятельность правительства автономного сообщества в сфере культуры и искусства, выраженная в форме выработки приоритетных направлений развития сферы культуры на региональном уровне. Задачи культурной политики Андалусии заключаются в охране и стимулировании развития сферы культуры в регионе путем предоставления гарантий и создания для них благоприятных рамочных общественно-политических условий. Культурную политику Андалусии за сорок лет существования государства автономий описать не составляет сложности. Как и по всей Испании времен перехода к демократии, сфера культуры была включена в строительство андалузской автономии.
В основу региональной идентичности заложена культура, ибо в этой сфере, в отличии от других отраслей экономики, не было сильного обострения конфликтов при передаче полномочий автономным сообществам. А в случае Андалусии не было даже лингвистической проблемы, но стояла задача преодолеть существующую с XIX в. отсталость от других испанских регионов. Еще в начале XX в. «отец андалусского отечества» Блас Инфанте в своей юношеской книге «Андалусский идеал» ставил перед Андалусией амбициозную задачу формирования национального самосознания и возрождения потерянной культурной идентичности путем переосмысления своего исторического прошлого, что в итоге могло бы освободить Андалусию от экономической «прострации» и привести к индустриализации региона . Ему не удалось реализовать проект, но на протяжении последних 40 лет Андалусия постепенно идет в этом направлении путем взлетов и падений.
К 30-летнему юбилею автономного сообщества в 2012 г выходит обзорная статья социолога М. Переса Йируэлы и консультанта П.А. Вивеса, посвященная эволюции культурной политики в Андалусии по двум основным векторам: трансверсальному и секторальному. Трансверсальное направление стало складываться с самого начала, так как нужно было сформировать новое поколение госслужащих, управленцев в сфере культуры, сконцентрированных на политических аспектах культурной политики. Была поставлена задача привлечь разные социальные группы к сфере культуры, доступ к которой был до этого ограничен. Второе направление стало ответом на внешние вызовы последующих лет, связанные с ростом культурной активности и выстраиванием государственно-частного партнерство в сфере культуры автономного сообщества.
Авторы предлагали следующую периодизацию культурной политики: начальный этап (1978-1996 гг.); этап роста и секторальной трансформации (1996-2005 гг.); современный им этап "плато"(2005-2012 гг.). В данной статье рассматриваются ключевые моменты развития культурной политики Андалусии на этапах ее формирования, зрелости и стагнации при мандатах левых и современный этап, начавшийся с 2019 г., когда к власти пришли правые.
Ключевые события формирования культурной политики на начальном этапе (1978-1996 гг.)
В то время первоочередной задачей было срочное создание региональной культурной администрации, которая способствовала бы созданию андалузской культурной системы. Разработка культурной политики шла параллельно с формированием департамента культуры (Consejería de Cultura), который был включен в структуру переходного регионального правительства 1978-1982 гг., еще до провозглашения автономии области в 1981 г. Помимо компетенций в области культуры к департаменту относилась сфера молодежной политики и спорта. Во главе департамента стоит руководитель (Consejero), c 1982 г. при нем создано правление или совет директоров (Consejo de Dirección). Организационная структура департамента включает в себя аппарат заместителя руководителя (Viceconsejería), генеральный технический секретариат (Secretaría General Técnica) и генеральные управления (Direcciones Generales).
Учреждения сферы культуры преимущественно являются неприбыльными организациями. «Некоммерческие организации занимают промежуточное положение между коммерческим сектором экономики и государством, что до определенного момента обеспечивало большую гибкость некоммерческим организациям в их деятельности. Тенденции последнего времени показывают, что чем меньше заинтересованность государственной политики в решении проблематики, которой занимаются некоммерческие организации, тем ниже оказывается стимулирование и финансирование деятельности этих НКО» . Большое влияние на культурную политику и на положение дел в сфере культуры имеет личность руководителя департамента культуры, представляющего всю отрасль. За период 1978-1996 гг. в департаменте сменились 6 руководителей.
Альфонсо Лазо первым возглавил департамент культуры в 1978-1979 гг. Он преподавал современную историю в Университете Севильи до начала своей политической карьеры в 1977 г. В 2021 г. он критически отнесся к новому закону о демократической памяти. С 1979 по 1982 гг. руководителем департамента был Рафаэль Вальехо, врач по образованию, вернувшийся к практике после окончания политической карьеры в 1994 г. При нем культурная политика была направлена на сокращение разрыва между сферой культуры и обществом, для чего было создано генеральное управление развития сферы культуры (Dirección General de Promoción Cultural), а реализацией поставленной задачи занимался отдел культурной активности (Departamento de Animación Cultural) .
С 1982 по 1984 гг. департамент возглавлял д. философ. н., профессор педагогики и истории образования в Университете Кадиса Рафаэль Роман Герреро, учредивший в память о принятии Кадисской конституции День провинции Кадис (19 марта). При нем было создано генеральное управление культурного наследия (Dirección General de Patrimonio Cultural), Таким образом сформировалось два направления культурной политики: культурные процессы и наследие. В этот период Министерство культуры Испании передало Хунте Андалусии восемь представительств в провинциях, на основе которых стала формироваться сеть подведомственных учреждений в автономном сообществе, а также созданы правовые основы деятельности библиотек, архивов и музеев. Под конец своего мандата он создает Генеральное управление исследований культуры (Dirección General de Investigación Cultural), с подведомственным Институтом Андалусской Культуры (Instituto de Cultura Andaluza).
C 1984 по 1990 гг. департамент возглавляет Хавьер Торрес Вела, председатель парламента Андалусии с 1996 по 2004 гг., закончивший политическую карьеру в 2008 г. и вернувшийся к преподавательской деятельности в Университете Пабло де Олавиде (Севилья). При нем появилась тройка новых генеральными управлениями: изящных искусств (Dirección General de Bellas Artes); книг, библиотек и архивов (Dirección General del Libro, Bibliotecas y Archivos); театра, музыки и кинематографии (Dirección General de Teatro, Música y Cinematografía). На его мандат выпало ключевое событие в сфере культуры Андалусии на этапе становления культурной политики. Когда в 1978 г. была принята Конституция, к Министерству Культуры Испании относились три основных объекта наследия на территории Андалусии: Альгамбра в Гранаде, Музей изящных искусств и Генеральный архив Индий в Севилье.
Прецедент Альгамбры продемонстрировал, с какими политическими, социальными, и в меньшей степени, культурными трудностями была связана передача монументального комплекса автономному сообществу. С самого начала монументальный комплекс был признан Хунтой Андалусии как символ андалусской культуры, связанный с великолепием исламского прошлого региона, что до сих пор лежит в основе наиболее распространенного понимания истории Андалусии. В то время Попечительский совет Альгамбры был вотчиной местной элиты времен режима Франко, с ее связями в Мадриде, не желавшей, чтобы жемчужина Насридов была отобрана «менеджерами нового поколения». Решение, достигнутое совместно с Министерством Культуры Испании, установило принцип разделения политического руководства (попечительский совет) и институционального управления (Совет по культуре Хунты Андалусии), а также создания технической комиссии из экспертов, разблокировало передачу Альгамбры.
Передача Музея изящных искусств и Генерального архива Индий в Севилье окончательно закрепили модель государственной собственности, а региональный менеджмент показал сомнительную эффективность при принятии решений. Этот опыт и важная роль исторического наследия в культурной политике оправдали возврат к организационной структуре, в которой в исключительных случаях могут создаваться конкретные институции. Так появился в 1989 г. Андалуcский институт исторического наследия (Instituto Andaluz de Patrimonio Histórico), а в 1990 г. Андалуcский центр современного искусства (Centro Andaluz de Arte Contemporáneo).
С 1990 по 1994 гг. департамент возглавлял географ Хуан Мануэль Суарес Хапон. При нем к департаменту добавляются компетенции в сфере экологии. Но вся его политическая карьера связана со сферой культуры, до назначения руководителем департамента он возглавлял генеральное управление книг, библиотек и архивов. Кроме того, он признанный знаток и исследователь культуры фламенко. В мире фламенко происходили сильные изменения, в нем органично сливались традиции и современные их выражения, которые очень характерны для Андалусии. Исторически культура фламенко имеет сильную социальную опору, она объединяет все поколения и все слои на территории Андалусии. С самого начала культура фламенко была частью культурной политики. Отношения между департаментом и многочисленными клубами фламенко по всей Андалусии были важны, клубы с древних времен составляли эффективную сеть сохранения культуры фламенко. Государственное субсидирование началось с 1980-1982 гг., что означало включение этого мира в культурную политику. Фламенко предстояла одна из важнейших глав его истории по развитию качества, разнообразия, модернизации и рентабельности своего искусства внутри и за пределами как Андалусии, так и Испании. Возможно, именно фламенко оказалось в авангарде культурной политики.
С 1994 по 1996 гг. департамент возглавляет юрист Хосе Мариа Мартин Дельгадо. При нем в 1995 г. Хунте Андалусии были переданы полномочия по вопросам авторского права.
Прецедент Альгамбры продемонстрировал, с какими политическими, социальными, и в меньшей степени, культурными трудностями была связана передача монументального комплекса автономному сообществу. С самого начала монументальный комплекс был признан Хунтой Андалусии как символ андалусской культуры, связанный с великолепием исламского прошлого региона, что до сих пор лежит в основе наиболее распространенного понимания истории Андалусии. В то время Попечительский совет Альгамбры был вотчиной местной элиты времен режима Франко, с ее связями в Мадриде, не желавшей, чтобы жемчужина Насридов была отобрана «менеджерами нового поколения». Решение, достигнутое совместно с Министерством Культуры Испании, установило принцип разделения политического руководства (попечительский совет) и институционального управления (Совет по культуре Хунты Андалусии), а также создания технической комиссии из экспертов, разблокировало передачу Альгамбры.
Передача Музея изящных искусств и Генерального архива Индий в Севилье окончательно закрепили модель государственной собственности, а региональный менеджмент показал сомнительную эффективность при принятии решений. Этот опыт и важная роль исторического наследия в культурной политике оправдали возврат к организационной структуре, в которой в исключительных случаях могут создаваться конкретные институции. Так появился в 1989 г. Андалуcский институт исторического наследия (Instituto Andaluz de Patrimonio Histórico), а в 1990 г. Андалуcский центр современного искусства (Centro Andaluz de Arte Contemporáneo).
С 1990 по 1994 гг. департамент возглавлял географ Хуан Мануэль Суарес Хапон. При нем к департаменту добавляются компетенции в сфере экологии. Но вся его политическая карьера связана со сферой культуры, до назначения руководителем департамента он возглавлял генеральное управление книг, библиотек и архивов. Кроме того, он признанный знаток и исследователь культуры фламенко. В мире фламенко происходили сильные изменения, в нем органично сливались традиции и современные их выражения, которые очень характерны для Андалусии. Исторически культура фламенко имеет сильную социальную опору, она объединяет все поколения и все слои на территории Андалусии. С самого начала культура фламенко была частью культурной политики. Отношения между департаментом и многочисленными клубами фламенко по всей Андалусии были важны, клубы с древних времен составляли эффективную сеть сохранения культуры фламенко. Государственное субсидирование началось с 1980-1982 гг., что означало включение этого мира в культурную политику. Фламенко предстояла одна из важнейших глав его истории по развитию качества, разнообразия, модернизации и рентабельности своего искусства внутри и за пределами как Андалусии, так и Испании. Возможно, именно фламенко оказалось в авангарде культурной политики.
С 1994 по 1996 гг. департамент возглавляет юрист Хосе Мариа Мартин Дельгадо. При нем в 1995 г. Хунте Андалусии были переданы полномочия по вопросам авторского права.
Ключевые события на этапе зрелости культурной политики (1996-2004 гг.)
Период расцвета сферы культуры и культурной политики пришелся на 1996 – 2004 гг, когда департамент возглавляла Кармен Кальво Пойято, первый заместитель председателя правительства в кабинете Педро Санчеса с 2018 по 2021 гг., министр культуры Испании 2004-2007 гг. С февраля до выборов в апреле 2004 г. руководителем департамента был заместитель К. Кальво Пойято, автор и певец песен остросоциальной тематики, близкой андалусизму Энрике Мораталья Моллина.В этот период департамент занимается исключительно сферой культуры, а культурная политика достигла своей зрелости. Процесс территориальной экспансии за счет создания новой инфраструктуры достиг своего пика. Культурная политика ориентирована на сбалансированное функционирование сферы культуры в восьми андалузских провинциях. С целью выявить нехватку учреждений культуры в каждой из 8 провинций, на основании имеющихся данных была разработана карта подведомственных учреждений культуры в автономном сообществе. В основном речь шла о сценических или многоцелевых пространствах. Карта включала уже действовавшие различные фестивали, а также труппы, в основном театральные. В провинциях открывались новые культурные пространства и создавались театрально-музыкальные программы по принципу деконцентрации учреждений культуры, которые до этого в основном были представлены в Севилье.
К 2003 г. был установлен критерий, согласно которому каждое провинциальное представительство должно было обеспечить базовые культурные услуги на своей территории. Знаковым событием мандата К. Кальво Пойято стало открытие после долгих переговоров, бюджетных и институциональных усилий музея Пикассо в Малаге . Но и другие инициативы также показали, что сфера культуры в Андалусии достигла социальной и политической представленности и продолжает развиваться. В 1997 г. в Севилье открывается Театр Маэстранца, в 1998 г. реформируется Андалузский центр литературы, в 2004 г. открывается Фонд Барембойм-Саид. Все эти новые учреждения культуры укрепили представление о сфере культуры в Андалусии, способной показать себя внутри и за пределами автономного сообщества.
Ключевые события культурной политики на этапе стагнации (2004-2019 гг.)
Когда наступил экономический кризис и произошло сокращение государственного финансирования в сфере культуры проявились ее слабые стороны: беспорядочный рост, малая формализованность бизнеса, привязанность к динамике местных событий и зависимость от государственных ресурсов.С 2004 по 2010 гг. департамент культуры возглавляла Росарио Торрес Руис. До своего назначения она возглавляла представительство департамента в Малаге, на этой должности она выделилась своим вкладом в открытие Музея Пикассо. В должности руководителя департамента она начала пересмотр потребностей департамента и учреждений сферы культуры, для чего было сформировано восемь комитетов для обсуждения и изучения и предложений, результат работы которых составили Стратегический план развития сферы культуры в Андалусии (PECA). Одними из главных выводов плана была нехватка данных и необходимость усиления аналитики и статистики. Также на консультациях обсуждался вопрос государственно-частного партнерства, что не вошло в стратегический план. Но когда пришло время начать модернизацию, произошло критическое сокращения бюджета. А в 2008 г. к департаменту по культуре добавляются компетенции в области спорта.
С 2010 по 2012 гг. департамент возглавлял Паолино Плато Кановас. Он содействовал развитию творческого потенциала и экономики культуры, был сторонником развития информационно-коммуникационных технологий, а также равного доступа к сфере культуре и активного участия в общественной жизни.
С 2012 по 2015 гг. во главе департамента был социолог Лусиано Алонсо. При нем к департаменту добавляются компетенции в области образования. С 2015 по 2017 гг. руководит департаметом адвокат Роса Агилар Риверо, а с 2017 по 2019 гг. - журналист Мигель Анхель Васкес Бермудес. Какой-то единой долгосрочной стратегии социалистам выработать не удалось, скорее делался упор на среднесрочное и краткосрочное планирование. Были свои периоды взлетов и падений, обусловленные своим временем.
Ключевые события культурной политики при Народной партии (2019-2022 гг.)
Исторический момент, который выпал на первый мандат правых – кризисный, влияние пандемии на отрасль можно сравнить по сложности с первым этапом, когда практически с нуля выстраивалась инфраструктура или с тем, который пришелся на экономический кризис 2008 г. 18 января 2019 г. председателем правительства Андалусии стал председатель андалусского отделения Народной партии Хуан Мануэль Морено Бонилья, победивший на региональных выборах 2018 г. при поддержке партий «Vox» и «Ciudadanos». Это было первое за всю историю автономного сообщества правительство, возглавляемая правыми.В 2019-2022 гг. департамент возглавляет вице-президент Народной Партии в Севилье Патриция дель Позо Фернандес, специализирующаяся на праве ЕС. Новое правительство начинает свою работу с реструктуризации, к департаменту культуры добавляются компетенции в области демократической памяти, которые при социалистах относились к аппарату председателя правительства. В 2017 г. в Андалусии был принят закон о демократической памяти, а в 2018 г. была запущена I андалузская дорожная карта демократической памяти на 2018 – 2022 гг., согласно которой из бюджета Андалусии планировалось выделить финансирование. Правые сразу начали с понижения приоритетности проблемы демократической памяти и как минимум со смены имен: теперь с натяжкой можно назвать демократическую память только одной из областей исторического наследия Андалусии, наравне с другими объектами культурного наследия.
С приходом правых началась процедура замены закона о демократической памяти на другой – закон примирения. В самый разгар пандемии в конце апреля 2020 г. дипломат и советник по туризму посольств в нескольких странах Латинской Америки во время президентства Марьяно Рахоя Франсиско Хавьер Арройо Наварро был назначен на новый ответственный пост по подготовке нового закона примирения в статусе заместителя руководителя департамента. Испанская социалистическая рабочая партия и партия «Adelante Andalucía» его кандидатуру отклонила. За прошедшие 3 года соглашения между правыми и левыми традиционно не найдено, бюджет сильно сокращен. Единственное до чего удалось договориться – продолжение эксгумации тел из общих могил и проведение анализа ДНК погибших во время Гражданской войны и франкистского режима – с этой повесткой согласны все.
В августе 2022 г. департамент культуры сливается с департаментом туризма и спорта. Новый департамент возглавил Артуро Берналь, специализирующийся на сфере туризма. На 2023 г. запланировано значительное увеличение бюджета на субсидии учреждениям культуры.
В итоге за 40 лет культурной политики Хунты Андалусии была создана достаточно компетентная управленческая система в сфере культуры, постепенно устраняющая недостатки, с которыми Андалусия сталкивалась за это время. Решались отраслевые проблемы посредством развития инфраструктуры, рынка социальных услуг, продвижения, поддержки и сближения с местным населением, а также расширялись сети учреждений культуры, ориентируясь во многих случаях на сотрудничество с частным сектором. Хунта Андалусии также вносит свой вклад в конструирование региональной идентичности, прежде всего выражающейся в культурном наследии, включая нематериальное (например, фламенко).