Испания, ты мне нужна!
Под таким лозунгом в 2010 Испанский институт по туризму TurEspaña звал посетить свою страну, воспетую Врубелем. Все началось со слогана "В Испании всегда солнце", который гениально визуализировал каталонский абстракционист Хоан Миро. Культуролог Алина Королева профессионально исследует Испанию много лет и представляет идентичность этой страны в форме бриколажа в логике Леви-Стросса. В антропологической перспективе все явления являются бессознательными, но они определенным образом структурированы. Калейдоскоп географических образов, локальных мифов и культурных явлений образуют бриколаж.
Transformational science artist Наталья Гарбер с бессарабскими генами прошла жизнь шагом фламенко. Мы обе пронизаны Испанией, нам это нравится – и мы хотим развивать российско-испанские культурные связи от глубин традиций к инновациям цифровой эпохи. Наталья Гарбер предложила искать решение этой задачи с уровня теологии искусства в формате общей прогулки по Испании. И у нее были на это королевские основания :).
- Зачем крутится ветр в овраге,
Подъемлет лист и пыль несет,
Когда корабль в недвижной влаге
Его дыханья жадно ждет?
Зачем от гор и мимо башен
Летит орел, тяжел и страшен,
На чахлый пень? Спроси его.
Зачем арапа своего
Младая любит Дездемона,
Как месяц любит ночи мглу?
Затем, что ветру и орлу
И сердцу девы нет закона.
Таков поэт: как Аквилон
Что хочет, то и носит он -
Орлу подобно, он летает
И, не спросясь ни у кого,
Как Дездемона избирает
Кумир для сердца своего.
Александр Пушкин, "Египетские ночи", 1835
Эта Интернет-выставка сопровождает выход монографии Алины Королевой о культурном и природном наследии Испании в 2023\2024 академическом году. Ее мотто - «Ты нужна нам, Испания!» Как и каждая страна Планеты, ты делаешь свой бесценный вклад в биосферу и ноосферу Земли. Это оказало прекрасное влияние на нас обеих и всю Россию, поэтому вместе с Геркулесом мы признаемся в любви к тебе, твоей природе, культуре, народу и выражаемым тобой высшим смыслам, жизнетворческой силе и возвышающей нас всех красоте существования звездного неба над нами и нравственного закона внутри нас. Мы исследуем бренд Испании как путь духовных торреро - и смело смотрим в будущее.
Мы делаем это на основании концепции Всемирного Наследия ЮНЕСКО, ратифицированной большинством стран Планеты. Конвенция «Об охране всемирного культурного и природного наследия» 1972 года является первым основополагающим документом, в котором культурное наследие рассматривается наряду с природным, ибо и сам Человек Культурный, и создаваемая им ноосфера Планеты являются порождением и продолжением биосферы Земли. Мы полагаем, что с точки зрения Целей устойчивого развития ООН и культурное, и природное наследие представляют ценность как инструменты развития биосферы человеком на благо всех живых существ, населяющих Планету. Связь природы и культуры глубока, ибо именно в диалоге с природой создаются лучшие (интер)национальные шедевры культуры. Так, Пушкин написал приведенные выше строки об универсалиях любви в свое поместье Михайловское. Россия превратила эти места в природный и культурный заповедник поэта, и происходящая по линии отца из бессарабских "цыганских" евреев Наталья Гарбер десять лет совершенствовала там фламенко песенного дара, пока не стала настройщиком гармоний.
Мы выстраиваем бриколаж Испании от природного к культурному наследию, дополняя сквозной темой биосферо-центрического развития стран Планеты Земля. В 2012-2023 годах культуролог и transformational science artist Наталья Гарбер занималась задачей биосфероцентрического развития, начиная с исцеления психосоматики отдельных людей. Выйдя на уровень задачи устойчивого развития территорий, она усовершенствовала 6-частную классификацию брендов городов и стран Саймона Анхольта, стартовав с разработки культурного бренда России и ее культурной столицы Санкт-Петербурга. Наталья выстроила модель по уровням мотивации Маслоу и обогатила 7-ой задачей устойчивого развития людей, организаций и территорий Планеты с уровня мышления гения места (genius loci). В те же годы культуролог-испанист Алина Королева исследовала имидж и идентичность Испании вкупе с ее ее культурной политикой, и вышла на образ Геркулеса как гения места и основателя городов этой страны. Его список подвигов сегодня показывает нам всем основу мечтаемой идентичности и направление устойчивого развития человечества со времен античности - и нуждается в применении к задачам цифровой эпохи, чем мы и занялись.
Посему в выставке "Бриколаж "Испания": единство природного и культурного наследия" мы вместе обогащаем, интегрируем и устремляем в будущее образ этой страны через понятие Genius Loci, "гения места" Испании, выражающего ее вклад в развитие биосферы и ноосферы Земли цифровой эпохи. Для представления природного и культурного наследия Испании мы, опираясь на Конвенцию ЮНЕСКО и 7 уровней мотивации человечества к устойчивому развитию, выстраиваем образ Испании так:
1. Первозданная природа: природные памятники, созданные физическими и биологическими образованиями или группами таких образований, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения эстетики или науки. Здесь представлены символические образы возвращения к природной естественной красоте Планеты - через цифровые картины, мотивирующие человечество к биосфероцентрическому развитию. Именно сверхзадачу природо-сообразного развития Земли в гармонии высших смыслов бытия и земной природы человека решает Геркулес. Планета страдает. Ради нее Геркулес и совершает свои мифические подвиги, соединяя небесное и земное начало в людях, их сообществах и территориях Планеты. Это и делает его гением места, на которого мы равняемся с архаических до современных дней;
2. Заповедники: геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, представляющие ареал подвергающихся угрозе видов животных и растений, имеющих выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки или сохранения биосферы. Вокруг каждого заповедника есть также буферная зона — охраняемая прилегающая территории, которую устанавливают, чтобы предотвратить негативное воздействие цивилизации на заповедную экосистему. Там запрещена вырубка деревьев, строительство автотрасс, охота и прочая хозяйственная деятельность, способная навредить природе;
3. Культурные ландшафты: экологично освоенные человеком природные достопримечательные места или строго ограниченные природные зоны, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, сохранения или природной красоты. Диапазон их разнится от небольших парков до природо-сообразного освоения крупных зон земли и воды. В идеале культурный ландшафт - это путь к храму гармонии человека и природы. А поскольку политическим лидерам достижительной цивилизации сложно балансировать свои интересы с интересами Планеты, им в этом помогают художники;
4. Памятники культуры: произведения архитектуры, монументальной скульптуры и живописи, элементы или структуры археологического характера, надписи, пещеры и группы элементов, которые имеют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки. Это ключевые архетипы, знаки и символы человечества;
5. Ансамбли культуры: группы изолированных или объединенных строений, архитектурные комплексы, единство или связь с пейзажем которых представляют выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства или науки. Ансамбли могут быть и возвышающими шедеврами союза природы и архитектуры, и трагическими памятниками рабства – культурная память осмысляет весь диапазон проявлений человека с целью обеспечения устойчивого развития человечества путем личных и коллективных «подвигов Геракла» во внутреннем и внешнем пространстве нашей активности;
6. Территории устойчивого развития: это высшие образцы биосфероцентрического развития человечества - совместные творения человека и природы, а также зоны, включая археологические достопримечательные места, имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, эстетики, этнологии или антропологии. Наталья Гарбер предлагает развивать такие территории в балансе технологий и экологии на базе разработанной ею культурной ESG модели развития территорий. Это путь красивых решений;
7. Genius loci, владеющий нематериальным наследием территории и воплощающий идентичность ее бренда: дух страны в океане ноосферы и биосферы Земли, определяющий ее вклад в устойчивое развитие Планеты, персонифицированный образ территории. Идентичность бренда Испании в наше время нуждается в апгрейде через проход над схваткой, ибо Планета зовет человечество к соратничеству в подвиге биосферо-центрического развития жизни на Земле! В музеях зачастую находятся покалеченные формы этого духа - и как Венера Милосская лишена рук, так и Геркулес в музее Кадиса лишен обеих ног и правой руки. Слава Юпитеру, хотя бы мужское достоинство у этой статуи в норме :). Отталкиваясь от красоты и силы артефактов и легенд прошлого для дальнейшего развития Планеты согласно законам звездного неба над нами и нравственного чувства внутри нас мы вместе со всей Планетой призываем живых и дееспособных Геркулесов цифровой эпохи! :)
Геркулес
Мне кажется, что я воскрес
Я жил. Я звался Геркулес.
Три тысячи пудов я весил
С корнями вырывал я лес.
Рукой тянулся до небес.
Садясь, ломал я спинки кресел.
И умер я... И вот воскрес
Нормальный рост, нормальный вес
Я стал как все. Я добр, я весел.
Я не ломаю спинки кресел...
И все-таки я Геркулес.
Леонид Мартынов (1905-1980)
Глядя с геркулесовых высот, из 7 уровней мотивации устойчивого развития мы выделяем 4 типа культурных брендов территории:
1. Природное наследие. Оно начинается с почти утраченной ныне первозданной природы и хранится в человеческой пра-памяти, ибо мы порождение биосферы, способное развивать гармонию Планеты геркулесовыми усилиями биосфероцентризма. В заповедниках мы накопили знания, как это сделать локально. Задача человечества в этой сфере – масштабировать опыт заповедных и буферных зон, используя цифровую эпоху для решения сверхзадачи создания ландшафтов устойчивого развития в отдельных странах и на всей Планете.
2. Материальное культурное наследие, начиная с культурных ландшафтов, где человек добывает пропитание и находит кров в устойчивой гармонии с природой, с учетом интересов всей биосферы и своих собственных. Ядро культурного наследия - это памятники и ансамбли культуры, представляющие творческий вклад человечества в устойчивое развитие биосферы и ноосферы, земное воплощение небесной гармонии в артефактах высоких смыслов человечества. Наталья Гарбер предлагает развивать этот мировой бренд на основании культурного ESG партнерства городов Планеты, где живет сегодня и будет жить завтра основная часть человечества. Она начала выстраивать бренды городов в 2013 с культурной столицы России – Санкт-Петербурга, опираясь на опыт арт-брендинга Будапешта, который делала еще в 1997, во время стажировки по развитию Интернет-сообществ в Центральном Европейском Университете. Испания, ты нужна нам для партнерства!
3. Нематериальное культурное наследие, закрепленное Конвенцией ЮНЕСКО в 2003 году, дополняет материальное наследие стран, и включает самобытные обычаи, традиции, знания и навыки, передаваемые общинами из поколения в поколение. «Живое наследие» позволяет нации встречать вызовы сегодняшнего дня, развивая инновации из традиций согласно природным обстоятельствам и культурным дарованиям жителей территории, включая богатство культур ее мигрантов и партнеров. Нематериальное культурное наследие служит источником социального благополучия, устойчивого развития и творческой самореализации жителей территории. Геркулес как genius loci Испании воплощает образ мастера устойчивого природо- и культуро-сообразного развития стран и всей Планеты. Его образ венчает монографию Алины Королевой о природном и культурном наследии Испании и эту выставку, указывая путь к созданию и глобальному распространению территорий устойчивого развития в 21 веке и далее. Это места сакральных трансформаций Планеты и ответ на призыв биосферы о природосообразом управлении ею в союзе природы и культуры. Они питают силы живой культуры, помогая традиции порождать инновацию – особенно в критические моменты, когда "биосферное" тело человека и планеты заболевают, а ноосферный личный и коллективный ум человечества переосмысляет законы космоса и их переложения для живых существ в виде этических заповедей. Все мировые религии сходятся на обязательности сострадания (запрета приносить страдание) и золотого правила (не делать другому того, чего не хочешь себе). Устойчивое развитие территорий идет путем личного («не стоит село без праведника»), а затем коллективного превышения устаревших ограничений и преступлений прошлого ради заботы о будущем планеты. Превышая себя, мы создаем прецеденты и инструменты, на которые могут ориентироваться другие. И формируем ноосферу устойчивого развития на базе коллекций таких практик. Это современные подвиги Геркулеса. Осознанное их объединение, применение и развитие и есть постоянно обновляемое для задач сегодняшнего дня, а потому живое культурно-природное наследие Испании – и человечества. Фламенко - это путь к счастью!
4. Гений места – Геркулес, ведущий нас от традиций устойчивого развития прошлого в инновационный биосфероцентризм современной цифровой эпохи и ноосферу будущего. Шагом фламенко, конечно :).
Геркулес
Геркулес пришел Данаю
Мимоходом навестить.
«Я, — сказал, — тобой пылаю»
(Он хотел с ней пошутить).
С важным взором и умильным,
Пламени в лице полна,
Вздумала с героем сильным
Также пошутить она.
Начала с ним разговоры,
Речь за речь и он повел;
Как-то встретились их взоры,
Нечувствительно он сел;
И меж тем как занялися
Так они шутя собой,
Где откуда ни взялися
Мальчиков крылатых строй;
Вкруг летали, шурмовали,
Над главами их паря,
И, подкравшись тихо, крали
Все вокруг богатыря:
Тот унес, кряхтя, дубину,
Тот сайдак, тот страшный меч;
Стеребили кожу львину
Те с его метущих плеч.
Не могла не улыбнуться
Красота, как шлем сняла:
Не успел он оглянуться —
В шлеме страсть гнездо свила.
Гавриил Державин (1743-1816)