Испанский король Карл IV, его супруга Мария Луиза Пармская, их разновозрастные и многочисленные «чада и домочадцы»… Перед нами знаменитый семейный портрет испанских монархов кисти придворного живописца Франсиско Гойи. Портрет, самую едкую и ёмкую характеристику которому дал французский поэт-романтик Теофиль Готье. Он сказал, что на этой картине видит не короля и королеву, а
«булочника с женой, получивших крупный выигрыш в лотерею».
Кто изображён на картине?
Грузная фигура испанского короля Карла IV в чёрном камзоле, усеянном орденами, парике и белых чулках сдвинута немного вправо от центра картины. В самом же центре изображена королева, его жена Мария Луиза, что и неудивительно: именно ей, властной, сластолюбивой и жестокой и её фавориту Мануэлю Годою, а вовсе не мягкотелому, безвольному Карлу, принадлежала фактическая власть в стране.
Рядом с монархами – их младшие дети, 6-летний инфант Франсиско де Паула и 11-летняя инфанта Мария Изабелла. Слева – 16-летний принц Астурии, будущий
король Фердинанд VII (в дальнейшем постаревший Гойя застанет и его правление тоже, а от его жестокости сбежит во французский Бордо, где встретит смерть). Принц одет в тёмно-синий камзол и выглядит на картине значительно более самоуверенным, чем его отец, как, собственно, и было в действительности. За левым плечом инфанта из темноты фона, подобно кошмару из офортов Гойи, возникает лицо пожилой
инфанты Марии Хосефы, сестры королевы, с крючковатым носом и запавшим ртом.
Кроме того, слева на картине есть 12-летний инфант Карлос Мария де Исидро, второй в очереди престолонаследования после Фердинанда. Так он и изображён: позади наследника № 1. Кем является женщина, стоящая рядом с инфантами и отвернувшаяся от зрителей, – загадка. На сайте музея Прадо её обозначают как «неизвестную молодую женщину».
Позади короля изображён 45-летний инфант Антонио Паскуаль де Бурбон, брат Карла IV, в профиль рядом с ним – старшая дочь монархов Карлота Хоакина, королева Португалии. Правее – 18-летняя инфанта Мария Луиза, её сын, младенец Карл Луис и её муж Луис де Бурбон, будущий король Этрурии.
«Семья короля Карла IV» – ода или насмешка?
«Семья короля Карла IV» – парадный портрет, и в то же время в нём легко считывается ирония Гойи. С одной стороны, испанские правители, нынешние и будущие, показаны в блеске королевской славы. Гойя тщательно воспроизводит их одежду, обильно украшенную придворным ювелиром драгоценными камнями. Женские украшения, ордена короля (среди них – недавно учреждённый орден Марии Луизы и Золотого руна, а также Крест Непорочного зачатия) – всё это Гойя выписывает, кажется, с каким-то особым удовольствием. С не меньшим вкусом и знанием дела передана фактура тканей: тяжёлой золотой парчи, мягкого и вкрадчиво-матового бархата, лёгких кружев. Однако роскошь нарядов только оттеняет физические несовершенства героев. По воспоминаниям, король был феноменально рыхл, а королева-распутница – и вовсе безобразна. И Гойя не стремится дать их в идеализированном виде. Он изображает не богоподобных венценосцев, а заурядных смертных из плоти и крови.
В демократической критике принято будет писать о семье Карла IV чуть ли не с отвращением: духовное убожество, мещанская заурядность, семья лавочников, вульгарность, невежество, вырождение и прочая, и прочая. В работе Гойи видели чуть ли не карикатуру. Вряд ли это и в самом деле так. Скорее, мы имеем дело с критической крайностью. А Гойя оставался художником, он создал остро-характерные портреты, раскрывающие в нём знатока человеческой природы. И, кстати, монархами портрет был воспринят благосклонно.
Но вот что еще интересно: на этом портрете изображены люди, близкие по крови – король с королевой, три их дочери, три сына, внук, зять, сестра королевы и брат короля. Как это было принято среди европейских правящих династий, многие из них связаны двойной родственной связью: муж Марии-Луизы – одновременно её же кузен; брат короля Антонио Паскуаль был женат на королевской дочке, своей племяннице Марии Амалии (её на картине нет – она умерла за два года до её создания, в 1798-м; и может быть, это её Гойя изобразил отвернувшейся к стене?). Но несмотря на кровную близость, люди эти выглядят удивительно отчуждёнными, разрозненными, замкнутыми в себе, словно их собрала для позирования художнику простая случайность. А еще на картине есть тот, кто внимательно наблюдает за всеми ними.
Автопортрет Гойи в картине «Семья короля Карла IV»
Франсиско Гойя говорил:
«Я признаю трёх учителей - Рембрандта, Веласкеса и природу». В этом парадном портрете короля Карла IV с его близкими есть прямая отсылка к веласкесовым
«Менинам» – знаменитой картине-иллюзии, где в окружении королевских особ (инфанты Маргариты и отражающихся в зеркале короля и королевы, её родителей) кумир Гойи Веласкес изобразил себя самого за работой. Гойя здесь без стеснения подражает Веласкесу. Точно так же в групповое изображение семьи Карла IV Франсиско Гойя вписывает автопортрет: в затемнённом левом углу, позади королевских особ, за мольбертом, можно разглядеть по-рембрандтовски задумчивое лицо художника.
Автор: Анна Вчерашняя