Регистрация

Весы - символ в искусстве: гармония, справедливость и… давняя традиция мошенничества

Мне нравится5  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  
Беспристрастная оценка достоинств и недостатков человека, равновесие всех противоположностей и дополняющих друг друга факторов, и, в конце концов, атрибут Немезиды — богини судьбы… Можете не сомневаться, это — весы!
Каждого из нас весы волнуют, по-своему. У кого-то — «перевес», у кого-то — «недовес». Но самое главное — точный вес, особенно, когда речь идет о справедливой расплате и воздаянии. А в изобразительном искусстве тоже все взвешено.

Перья судьбы

Нехитрую способность первых простейших весов колебаться и уравновешиваться оценили еще древнейшие цивилизации, и возвели их в ранг инструмента Верховного судьи, который беспристрастно решает: кому вечная радость, а кому — вечные страдания. Шумеры, древние египтяне, греки, а затем и христиане перенимали друг у друга это отныне судьбоносное свойство торгового оборудования.
Властелин мира мертвых в Древнем Египте — Осирис, — уравновешивал перышко, принадлежащее Богине Правды Маат, и сердце, которое помнит и знает все о человеке. И может… все о нем рассказать! Если это сердце праведника — то оно легче пера. А вот если покойный много грешил, то сердце его полно греха, и оно перевесит перо Правды. И тогда сердце достается чудовищу — Пожирателю.
Христианская иконография переняла эту символику безоговорочно. Так, на мозаиках кафедрального Собор Санта-Мария Ассунта, построенного в 639 году на острове Торчелло для жителей города Альтино, изображена сцена взвешивания души. Пока ангел разбирается с добрыми и злыми делами, совершенными человеком, черти пытаются склонить чашу весов в свою сторону длинными шестами.

«Весовщик» всегда прав

Стоит отметить, что Архангел Михаил уже с тех далеких пор занимает решающую роль «весовщика» посмертных судеб. Его образ с весами — наиболее популярный сюжет для композиции Страшного суда. Причем не только в христианстве, но и в иудаизме и мусульманстве.
Святой Михаил взвешивает души. Темпера×
Темпера (от лат. temperare – смешивать краски) – краски на основе натуральной (растительный сок, казеин, яичный желток) или синтетической (полимеры) эмульсии, которые изготавливают из сухих пигментов (натуральных либо же искусственных). Темперные краски изобрели задолго до масляных. Гробницы египетских фараонов украшают узоры, выполненные темперой. Не случайно её называют самым долговечным художественным материалом. Творцы используют его уже 3 тысячи лет. В России темперой писали до ХVII века.
читать дальше
, дерево. 1490. Национальный музей искусства Каталонии
Особенно иллюстративен Архистратиг на композиции Рогир ван дер Вейдена. Михаил, который (согласно канонам) во время Страшного суда располагается по левую руку Христа или непосредственно под его престолом, держит в руке весы, и на двух их чашах души — праведника (на правой от архангела) и грешника (на левой). Душа праведника тяжелее, и она перевешивает; чашу грешника тянет вниз дьявол. Так распределяются — кто в рай, кто в ад, — представшие на этот Суд воскресшие.
Изображение старшего посланника Всевышнего нередко можно найти на фресках Пскова и иконах 17 века Московской школы.
В сакральном искусстве весы приобрели самостоятельное значение. Например, в сцене Страшного суда (Западная стена храма Михаила Архангела. Пущино) изображена большая рука под престолом, которая держит человечков в пеленках. Это души праведников в руке Божьей. На пальце руки висят весы, на которых взвешиваются наши дела. С одной стороны — добро, с другой зло. И, хотя добро перевешивает, злые черти пытаются нарушить равновесие в свою пользу, вешаясь на чашу: жульничают, но мы-то знаем, где правда!
Весы можно найти на гравюре «Всадники апокалипсиса» Альбрехта Дюрера. Устрашающая сцена конца света, о котором возвестят наездники. Именно Третий на вороном коне — Голод, — «держал в руке весы, и слышен был глас, произносивший: «мерка пшеницы за динарий, и три мерки ячменя за динарий!» Весы в древней Иудее — символ голода, недостатка, поскольку для того, чтобы делить скудные запасы среди нуждающихся, нужен точный вес и справедливость. Увы, чаши весов в руках всадника на вороном коне не уравновешены и несут людям неправедный суд.
Однако весы всегда можно склонить в нужную сторону. Например, Зевс-Громовержец не только решал вопросы жизни и смерти, но и вообще всяческих человеческих дел. И тут-то оказалось, что олимпиец — первый известный мошенник! Он склонял весы в нужную сторону по своему усмотрению, и битвы прекращались не по воле случая, а по его желанию. Кратер Зевса. Микенский стиль, XIV в. до н.э. Кипр, Энкоми

Всего в меру


В эпоху Возрождения искусство начало брать на себя роль уже не просто носителя жесткой религиозной доктрины, но и тактичного наставника, который через визуальные образы подсказывает непутевому человеку путь к праведной жизни. На панно Петруса Кристуса «Святой Элигий» (1449 г.) можно рассмотреть зеркало и весы. Учитывая традиции, изображение весов приобретает поучительный смысл и указывает зрителю на тщетность мирской суеты.
Скрытая символика присутствует и в живописи Ганса Гольбейна, например, на портрете купца Георга Гиссе (1532 г.). В этой работе максимально точно изображены мельчайшие детали, при этом все предметы имеют отношение либо к купеческой деятельности изображаемого, либо к его интеллектуальным наклонностям. Чуть выше от Гиссе находятся весы — символ равновесия, которые изображены разбалансированными. Этот дисбаланс поясняет мало заметная фраза, начертанная под полкой: «Нет радости, без печали».

Честность прививают с детства

Торговля и промышленность в эпоху Возрождения процветали, и без правильных мер и весов никак не обойтись. И весы, подобные тем, которые изображены на полотне, были весьма популярны в Нидерландах. Даже дети хотели походить на взрослых! На картине Питера Брейгеля Старшего «Детские игры» (1559−60) девочка, которую можно увидеть в правом нижнем углу, играет в магазин: соскребает с кирпича красную пыль — в те времена это был популярный пигмент для красок. На столе у нее все необходимые атрибуты хорошей лавочницы: весы, приготовленный товар (соскобленный порошок), и кулечек для расфасовки.
Ну и, конечно, без весов не обойтись в голландских жанровых сценах (Геррит Доу"The Grocer’s Shop" (1647), натюрмортах, изображающих торговое изобилие страны.
Довольно долго каждая из Объединенных Провинций имела не только свою монету, но и свои меры веса. Только взвесив монету, можно было сказать, сколько же она стоит на самом деле (торговцы часто «обкусывали» края монеты, чтобы сэкономить). Лукас Кранах в различных вариантах изображал сюжет, где юная плутовка очаровывает богатого старика. Но весы как инструмент расплаты, он изобразил в одном варианте: «Расплата» (Мезальянс). 1532. Девушка назначает себе выверенную цену.
Но все-таки главная символика, которую несет скромный измерительный прибор — напоминание о Страшном Суде. Ибо, как сказано в писании:"и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Матф. 7:2). Так что для почтенного менялы на картине Квентина Массейса «Меняла с женой» (1514) это не только рабочий инструмент, но и постоянное напоминание.
В этой связи немало споров сопровождало прочтение сюжета на полотне Яна Вермеера «Женщина, взвешивающая жемчуг» — именно такое название закрепилось за этим шедевром. И, на первый взгляд, все кажется просто: героиня задумалась над точностью веса. Быть может она собирается продать украшение, или же проверяет, насколько возлюбленный ее оценил в драгоценном эквиваленте? Но, вероятнее, ее мысли перекликаются со Страшным судом, изображенным на картине, расположенной на стене. Да и чаши весов в руках женщины пусты: то, что долго принимали за золото, на самом деле — блики света на чашках весов! И героиня Вермеера мысленно взвешивает собственные поступки — весы еще ассоциировались с совестью.

Ловите миг удачи

С весами связаны и другие темы в живописи. Кайрос, крылатый греческий бог удачи, изображен в виде юноши с локоном волос, который умудряется удерживать балансирующие чаши весов на лезвии меча. Это же, каким надо быть умельцем, чтоб суметь воспользоваться выпавшим шансом: успеть ухватить юношу за локон, пока зыбкое равновесие не нарушилось!
В ренессансной живописи Кайрос отождествлялся с аллегорической фигурой Удобного Случая (или Шанса). Мрамор. Римская копия работы Лисиппа (350—330 н.э.).

Истина имеет вес

Живопись — это наука и источник научных открытий. Такую теорию эпохи Возрождения исповедовали как Леонардо да Винчи, так и Альбрехт Дюрер. «Благодаря живописи стало понятным измерение земли, вод и звезд, и еще многое раскроется через живопись» — писал Дюрер.
На гравюре «Меланхолия» (1514) изображена в глубокой задумчивости женская фигура, которую окружают различные предметы, непосредственно относящиеся к точным наукам, познанию мира. Чуть правее на архитектурном сооружении находятся весы — атрибут Логики (одного из Семи Свободных искусств). Как — никак, именно мудрая и беспристрастная Логика тщательно взвешивает на своих весах истинные и ложные суждения.
Автор: Елена Настюк
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Мне нравится5  Поделиться    Поделиться    Твитнуть  В ОК  

Комментарии

Чтобы оставлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
loading...

Артхив не только интересно пишет об искусстве, это целая социальная сеть с огромными возможностями. Регистрируйтесь и получайте информацию из первых рук

Зарегистрироваться

подписывайтесь на наши новости любым удобным способом:

HELP