Каждого из нас весы волнуют, по-своему. У кого-то — «перевес», у кого-то — «недовес». Но самое главное — точный вес, особенно, когда речь идет о справедливой расплате и воздаянии. А в изобразительном искусстве тоже все взвешено.
Перья судьбы
Нехитрую способность первых простейших весов колебаться и уравновешиваться оценили еще древнейшие цивилизации, и возвели их в ранг инструмента Верховного судьи, который беспристрастно решает: кому вечная радость, а кому — вечные страдания. Шумеры, древние египтяне, греки, а затем и христиане перенимали друг у друга это отныне судьбоносное свойство торгового оборудования.«Весовщик» всегда прав
Стоит отметить, что Архангел Михаил уже с тех далеких пор занимает решающую роль «весовщика» посмертных судеб. Его образ с весами — наиболее популярный сюжет для композиции Страшного суда. Причем не только в христианстве, но и в иудаизме и мусульманстве.В сакральном искусстве весы приобрели самостоятельное значение. Например, в сцене Страшного суда (Западная стена храма Михаила Архангела. Пущино) изображена большая рука под престолом, которая держит человечков в пеленках. Это души праведников в руке Божьей. На пальце руки висят весы, на которых взвешиваются наши дела. С одной стороны — добро, с другой зло. И, хотя добро перевешивает, злые черти пытаются нарушить равновесие в свою пользу, вешаясь на чашу: жульничают, но мы-то знаем, где правда!
Весы можно найти на гравюре «Всадники апокалипсиса» Альбрехта Дюрера. Устрашающая сцена конца света, о котором возвестят наездники. Именно Третий на вороном коне — Голод, — «держал в руке весы, и слышен был глас, произносивший: «мерка пшеницы за динарий, и три мерки ячменя за динарий!» Весы в древней Иудее — символ голода, недостатка, поскольку для того, чтобы делить скудные запасы среди нуждающихся, нужен точный вес и справедливость. Увы, чаши весов в руках всадника на вороном коне не уравновешены и несут людям неправедный суд.
Однако весы всегда можно склонить в нужную сторону. Например, Зевс-Громовержец не только решал вопросы жизни и смерти, но и вообще всяческих человеческих дел. И тут-то оказалось, что олимпиец — первый известный мошенник! Он склонял весы в нужную сторону по своему усмотрению, и битвы прекращались не по воле случая, а по его желанию. Кратер Зевса. Микенский стиль, XIV в. до н.э. Кипр, Энкоми
Всего в меру
В эпоху Возрождения искусство начало брать на себя роль уже не просто носителя жесткой религиозной доктрины, но и тактичного наставника, который через визуальные образы подсказывает непутевому человеку путь к праведной жизни. На панно Петруса Кристуса «Святой Элигий» (1449 г.) можно рассмотреть зеркало и весы. Учитывая традиции, изображение весов приобретает поучительный смысл и указывает зрителю на тщетность мирской суеты.
Честность прививают с детства
Торговля и промышленность в эпоху Возрождения процветали, и без правильных мер и весов никак не обойтись. И весы, подобные тем, которые изображены на полотне, были весьма популярны в Нидерландах. Даже дети хотели походить на взрослых! На картине Питера Брейгеля Старшего «Детские игры» (1559−60) девочка, которую можно увидеть в правом нижнем углу, играет в магазин: соскребает с кирпича красную пыль — в те времена это был популярный пигмент для красок. На столе у нее все необходимые атрибуты хорошей лавочницы: весы, приготовленный товар (соскобленный порошок), и кулечек для расфасовки.Ну и, конечно, без весов не обойтись в голландских жанровых сценах (Геррит Доу"The Grocer’s Shop" (1647), натюрмортах, изображающих торговое изобилие страны.
Но все-таки главная символика, которую несет скромный измерительный прибор — напоминание о Страшном Суде. Ибо, как сказано в писании:"и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить" (Матф. 7:2). Так что для почтенного менялы на картине Квентина Массейса «Меняла с женой» (1514) это не только рабочий инструмент, но и постоянное напоминание.
Ловите миг удачи
С весами связаны и другие темы в живописи. Кайрос, крылатый греческий бог удачи, изображен в виде юноши с локоном волос, который умудряется удерживать балансирующие чаши весов на лезвии меча. Это же, каким надо быть умельцем, чтоб суметь воспользоваться выпавшим шансом: успеть ухватить юношу за локон, пока зыбкое равновесие не нарушилось!В ренессансной живописи Кайрос отождествлялся с аллегорической фигурой Удобного Случая (или Шанса). Мрамор. Римская копия работы Лисиппа (350—330 н.э.).
Истина имеет вес
Живопись — это наука и источник научных открытий. Такую теорию эпохи Возрождения исповедовали как Леонардо да Винчи, так и Альбрехт Дюрер. «Благодаря живописи стало понятным измерение земли, вод и звезд, и еще многое раскроется через живопись» — писал Дюрер.На гравюре «Меланхолия» (1514) изображена в глубокой задумчивости женская фигура, которую окружают различные предметы, непосредственно относящиеся к точным наукам, познанию мира. Чуть правее на архитектурном сооружении находятся весы — атрибут Логики (одного из Семи Свободных искусств). Как — никак, именно мудрая и беспристрастная Логика тщательно взвешивает на своих весах истинные и ложные суждения.