войти
опубликовать
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее
button-pro-crown
PRO аккаунты для художников
arrow-toparrow-down
check
Продажи через магазин в Facebook и Instagram
check
Отсутствие рекламы на страницах
check
Почтовые рассылки произведений
check
Продажа репродукций и цифровых версий
Подробнее

Вортицизм

Стиль, которого не было

Вортицизм (от итал. vortizto — вихрь) — направление английского авангарда, основанное в 1914 году. Название родилось из утверждения итальянского футуриста Умберто Боччони о том, что любое творчество рождается из вихря чувств.
Вортицизм
В истории искусства есть несколько стилей, которые существовали так недолго, что многие критики не относятся к ним серьезно. Вортицизм существовал всего несколько лет, а потом был забыт почти на столетие — до выставки в Tate Britain 2011 года, посвященной данному стилю. После нее возрос как интерес к вортицистам, так и цены на их работы.
Вортицизм
Вортицизм — чисто английское явление.
Основным его идеологом был художник Перси Уиндем Льюис, который считал, что импрессионизм
Об импрессионизме вы наверняка знаете очень много: и фамилии художников-корифеев назовете, и в музее запросто отыщете зал, где мерцает водная гладь и один и тот же мотив написан в разное время суток, и про скандал на первой выставке наверняка вспомните, и даже Моне от Мане отличите. А значит, пора переходить на следующий уровень: все, что вы еще хотели узнать об импрессионизме. Читать дальше
дает возможности отображать реалии предвоенного мира. Льюис любил кубизм
Термином «авангард» сегодняшние специалисты по искусствоведению называют общий тренд новых течений, возникших в мировом искусстве на рубеже XIX и ХХ веков. От понятия «модернизм» его отделяет весьма тонкая грань. Читать дальше
Кубизм (фр. cubisme) - узнаваемый стиль, который зародился в начале XX века, и многие его приемы востребованы до сих пор. Характерны: прямое использование геометрических форм, узкий круг сюжетов (портреты, натюрморты или здания), деформации, угловатость, полное отсутствие реалистичности. Форма здесь важнее цвета.
Читать дальше
и футуризм, но лелеял амбиции создания авторского стиля — так и появился вортицизм.

Основные приметы

Динамичность, резкость, угловатость. Cилуэты людей упрощались до простых геометрических фигур, использовалось ограниченное количество цветов без полутонов, с четкими границами. Цвета, как правило, сочные, но не яркие, часто гамма подобрана таким образом, что не раздражает глаз, но вызывает беспокойство, напряженность.
Как и футуристы, вортицисты старались отобразить в своих работах подвижность мира, но часто это движение обращено в центр — кажется, будто полотна закручивает в центрифуге. Они боролись с реалистичностью, часто в их работах люди изображены схематично, как скопления простых геометрических форм («палка-палка-огуречик»).
Касательно сюжетов: на полотнах мало машин, но достаточно много людей или зданий. При этом линии, как правило, не плавные, а довольно четкие. Распространенный посыл — желание нарисовать индустриальный город в негативном ключе, показать, как он убивает индивидуальность в человеке. Типичный пример — работы художника Дэвида Бомберга.
Рекомендуемые художники
Главное отличие от итальянских коллег: если футуристы воспевали прогресс, то вортицисты анализировали его влияние на европейскую цивилизацию и не считали его положительным явлением. Они утверждали, что индустриализация плохо влияет на индивидуальность человека.
Печатным рупором объединения вортицистов стал журнал Blast. Обложка второго выпуска с ксилографией (

Печатным рупором объединения вортицистов стал журнал Blast. Обложка второго выпуска с ксилографией (гравюра по дереву) Перси Уиндема Льюиса, была посвящена войне. Журнал вышел в 1915 году.
Стиль просуществовал всего несколько лет и не дожил даже до окончания Первой мировой войны, однако сыграл важную роль как этап в процессе формирования абстрактного искусства в Англии.

Известные вортицисты

Перси Уиндем Льюис, Лоуренс Аткинсон, Дэвид Бомберг, Генри Годье-Бжешка, Эдвард Уодсворт

Знаковые картины

Дэвид Бомберг «Грязевая ванна» — 1914, Tate Britain. Полотно на холсте, 15,24×22,42 см. В картине люди изображены схематически, однако игра геометрических форм и цвета создает иллюзию объемности, глубины полотна.
Лоуренс Аткинсон «Озеро» — примерно 1915 год. Абстрактная картина вызывает много иллюзий — в зависимости от угла просмотра озеро напоминает то лестничный проем, то фортепиано. Это идеальный пример «вихревого» эффекта вортицизма — внимание «затягивается» в центр картины, как в воронку.
Вы — эксперт, если:
 — просмотрели галерею работ Дэвида Бомберга и уловили разницу между полотнами футуриста и вортициста. На первых технический прогресс воспевается, на вторых показывается, что «бетонно-технический» мир давит на человека. Методы похожи, идея — разная.

Вы — профан, если:
 — считаете, что вортицизм — это всего лишь одно из ответвлений футуризма. Однако это самостоятельное модернистское течение. С футуризмом у них общие методы, но не идея. К тому же, вортицизм был популярен в Англии, футуризм — в Италии и России. Если сомневаетесь, смотрите, в какой стране творил автор — это помогает определить стиль работы.
Рекомендуемые выставки и показы

Почем вихрь?

Дэвид Бомберг был и остается самым востребованным британским художником той эпохи. В современное время, когда вортицисты практически забыты, его картины по-прежнему вызывают интерес коллекционеров. Средняя цена работы в начале торгов — от 80 000 долларов.

Вот так история!

В романе «Праздник, который всегда с тобой» в главе «Эзра Паунд и его «Бель Эспри» Эрнест Хемингуэй называет художника Перси Уиндема Льюиса самым «гнусным» из всех людей, которых ему доводилось встречать в своей жизни — вот так роль личности в истории! В которой и без того много неясностей: многие уважаемые критики и сегодня считают вортицизм мистификацией, странным синтезом кубизма и футуризма, недостойным внимания. Другие же говорят, что стиль все-таки играл важную роль в истории живописи: он помог развиться английскому авангарду и принципам иллюстрирования печатных изданий, которые актуальны и сегодня.