войти
опубликовать

Семён
Васильевич Каминский

Россия • Магнитогорск • 1894−1970-е
Русский-советский художник живописец-график. Член Союза художников СССР.
Семен Васильевич Каминский родился 27 февраля 1894 года в Белоруссии, в деревушке Каменка. Способность к рисованию у мальчика проявилась рано. В начале 1920-х годов, в Витебске, будущий художник регулярно посещал занятия в студии Юрия Моисеевича Пэна – основателя первой белорусской художественной школы и учителя известного витебского художника Марка Шагала. Семен был способным и наиболее любимым из учеников старого мастера, подтверждением тому – портрет Каминского написанный Ю. М. Пэном. Причем рисование для Каминского долгое время было просто хобби. Из Белоруссии в Магнитку их пригнал голод. В 1932 году через всю страну семья с четырьмя детьми добиралась до ударной стройки. Ехал не как художник, а как счетовод… В Магнитке, куда великая стройка привлекла именитых художников со всей страны, талант Каминского оценили действительно высоко. В Магнитогорске Семен Каминский познакомился с Георгием Соловьевым, и долгие годы оставался другом и соратником художника. Творческие единомышленники основали в Магнитке городскую художественную мастерскую. Он был активным участником всех выставок, быстро вошел в состав Союза художников Советской республики. Член Союза художников СССР в 1936 году. В 1939 году Каминского избрали делегатом первого областного съезда художников. Художник жил и работал в Магнитогорске в первые годы строительства. Каминский работал в жанрах пейзажа и портрета, занимался лепкой гипсовых скульптур. По заказу комбината он изготавливал макеты мартеновских и доменных печей. В 1930-е годы он был не менее знаменит, чем легендарный летописец Магнитки Георгий Соловьёв. Однако один вошёл в историю, а другой оказался незаслуженно забыт. Эту оценку разделают и магнитогорские искусствоведы, которые считают портреты Каминского настоящими живописными шедеврами. За заслуги перед Магниткой, художественную летопись которой вел также, как и Соловьев, даже получил от города квартиру. Был очень трудолюбив и совершенно бескорыстен: ни одной картины не продал, все раздаривал. Люди к нему относились уважительно, как к представителю старой русской интеллигенции. Но потомками был забыт. Почему так получилось - сегодня сложно сказать. Однако фамилия Каминских до сих пор известна в городе, поскольку свой талант художник сумел передать детям и внукам, которых очень любил и всегда считал лучшим своим творением. Творческий ген семьи Каминских щедро прорастал в потомках. Сын Семёна Каминского Флавиан, в честь которого назвали Флавия Аркадьевича, представив лишь один рисунок, был зачислен в Ленинградский художественный институт. Отец Флавия Аркадий Семёнович учился в Свердловском художественном училище, откуда был призван на фронт. После войны, окончив исторический факультет, работал учителем рисования. Двоюродный брат Флавия Аркадьевича Валерий резал прекрасные деревянные маски. Хорошо рисовал старший брат Василий, двоюродная сестра Соня окончила магнитогорский худграф, склонность к рисованию проявляли и дочери Ксения и Анастасия. Внук С.В. Каминского, Флавий Каминский, преподаватель Магнитогорской государственной консерватории. Картины Семена Каминского экспонировались на городских и областных выставках, украшали залы Краеведческого музея, Дома техники, Дворца культуры металлургов, музея Ильменского заповедника. Художник Семён Васильевич Каминский написал в 1960 году портрет Георгия Михайловича Заморуева, который находится в Магнитогорском краеведческом музее. Полны лиризма этюды и пейзажные работы Семёна Каминского. По словам Флавия Аркадьевича, дед любил полярные состояния природы: возрождение и увядание, когда краски леса особенно чисты и пронзительны. Окрестности Запасного живописец запечатлел в череде весенних пейзажей, наполненных прозрачной чистотой, звучанием весенней капели, запахом цветущих садов. В графических работах - карандашных набросках старика, женщины средних лет, мужчины - Семён Каминский демонстрирует непревзойдённое мастерство рисовальщика. Полутона чёрно-белой гаммы позволяют профессионалу передать и фотографическое сходство, и настроение модели. Иные по звучанию живописные портреты. Образ Юрия Пэна мастер создал в 1930 году. Художнику удалось передать неординарную личность своего педагога, интуитивно уловив его внутренний трагизм: в 1937 году Юрий Пэн был убит, по официальной версии, родственниками, желавшими завладеть его наследством.
Перейти к биографии