Из семьи портного. В 1572 семья переехала в Барселону. В 1581 потерял отца, перебрался в Мадрид. Учился у Хуана Фернандеса Наваррете. Испытал влияние Себастьяно дель Пьомбо, Якопо Бассано, Леонардо да Винчи. Одним из первых в Испании использовал световые находки Караваджо. Работал в Мадриде, с 1599 – в Валенсии. Дружил с Лопе де Вега. Среди учеников Рибальты был Хосе де Рибера.
Сын – художник Хуан Рибальта.
Создатель тенебристской школы в Валенсии, каталонец по происхождению (недавно найденное свидетельство о его крещении в Сольсоне не оставляет на этот счет никаких сомнений), Рибальта сформировался в Кастилии в художественной среде Эскориала. Его первые известные произведения («Поднятие на Крест», 1582, Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж) показывают его близость итальянским художникам Цуккаро и Тибальди, а также испанцам К.амбьязо и Наваррете эль Мудо, чью картину «Мученичество св. Иакова» из ц. Альжемези в Эскориале он впоследствии почти буквально скопирует. В 1596 в Мадриде он женится, и на следующий год у него рождается сын Хуан. Но в 1599 художник работает в Валенсии, в которой останется до конца жизни, за исключением предполагаемого путешествия в Италию между 1616 и 1620 (это единственный период его жизни, о котором до нас не дошли достоверные сведения). Итальянское путешествие позволило художнику познакомиться с творчеством Караваджо (подписная копия «Распятие апостола Петра», Рим, частное собрание).
В Валенсии и ее окрестностях Рибальта создал свои самые значительные произведения, в частности алтари в ц. Альжемези (1603-1604, частично погибло в 1936) и большие картины для архиепископа Хуана де Рибера («Видение св. Винсента Феррьера», 1604; «Тайная вечеря», 1606). Кроме того, он исполнил ряд замечательных портретов архиепископа. Но основные его произведения это картины для монастыря Капуцинов, с которым в 1620 он заключил контракт (сцены из жизни св. Франциска - Мадрид, Прадо; Валенсия, Музей изящных искусств); картина «Христос со св. Бернардом» (Мадрид, Прадо) и алтарь для монастыря Порта-Коэли (1625, ныне - Валенсия, Музей изящных искусств). В поздних произведениях Рибальты еще неуверенный реализм ранних работ приобретает откровенно натуралистический, барочный характер, а реминисценции из Караваджо соединяются с воспоминаниями о Венеции и свободной интерпретацией модели. Ряд произведений Рибальты являются наиболее сильными и благородными в истории испанской живописи («Св. Петр», «Св. Павел», «Св. Бруно» из алтаря Порта Коэли). Художник имел большую мастерскую, многочисленных учеников (среди которых выделяется его сын Хуан); его творчество оказало значительное влияние на развитие живописи в Валенсии.
Его сын, Хуан Рибальта (1596 или 1597, Мадрид - 1628, Валенсия), также был видным представителем валенсийской школы живописи. Ранняя смерть не позволила ему сделать все то, чего можно было бы ожидать от его блестящего и уже зрелого таланта. В 1613 он исполнил большое подписное «Распятие» с многочисленными персонажами (Валенсия, Музей изящных искусств), чья композиция, подобно работам его отца, отличается в деталях от современного реализма. Однако подписных произведений Хуана Рибальты сохранилось очень мало («Иоанн Евангелист», Мадрид, Прадо; «Св. Иероним», 1618, Барселона, Музей изящных искусств Каталонии). Все они свидетельствуют об уверенной технике и крепком натурализме. .Он широко сотрудничал со своим отцом; его рука узнается в некоторых картинах алтарей Порта-Коэли (1625) и Андильи (1622-1626).