войти
опубликовать

Уильям
Мортенсен

1897−1965

Уильям Герберт Мортенсен (англ. William Herbert Mortensen; 1897—1965) — американский фотограф, наиболее известен фотографиями звёзд Голливуда, сделанными в 1920—40-х в пикториальном стиле.

Мортенсен не был пуристом, на лету манипулировал телами и объектами, изображал пейзажи и существа, которых никогда не видывал в реальной жизни. Он был фотохудожником, то есть в буквальном смысле создавал изображения, а не захватывал их, за все это, некоторые современники называли его «антихристом».

В одном кадре свирепая горилла пускает слюну над полуобнаженной женщиной, в другом — изможденный человек без признаков боли вставляет пальцы глубоко в собственные глазницы. В следующем — обнаженная женская фигура парит на метле над крышами домов. Это примеры сцен, возникавших в голове Уильяма Мортенсена (William Mortensen), фотографа и художника, известного своим варварским сюрреализмом в создании образов.

Уильям Мортенсен родился в датской семье в 1897 году в штате Юта, США. С детства будущий фотограф интересовался искусством, занимался живописью и графикой. После службы в армии он занимается в Лиге студентов-художников в Нью-Йорке, все свободное время он проводит в музее Метрополитен. После двух лет обучения Мортенсену сообщают, что у него нет таланта для занятия рисованием.

После поездки в Грецию в 1920 году Мортенсен возвращается в Солт Лейк Сити и в том же году начинает преподавать искусство в своей альма матер, East Side High School. В 1921 году Мортенсен сопровождает сестру своего друга, позднее известную актрису Фэй Рэй, в Голливуд. Кинг Видор помогает Мортенсену найти работу в Голливуде — он занимается оформлением декораций и гримированием актеров. Одновременно с этим он начинает работать в Western Costume Company, фотографируя кинозвезд в костюмах их производства. Постепенно известность его росла. Например, портреты таких популярных в то время знаменитостей как Джин Харлоу и Петер Лорре печатались в гламурных журналах и книгах-бестселлерах.

Мортенсен не был типичным портретистом. Под влиянием набиравшего популярность жанра фильмов ужасов Мортенсен создавал портреты, которые выглядели ещё кошмарнее, чем сцены в реальности. В его распоряжении были довольно примитивные способы фотоманипуляции, схожие с коллажированием, но он их мастерски применял. В результате работы больше напоминали картины, чем фотографии. Кроме съемок знаменитостей Мортенсен был одержим образами пыток, смерти и необузданной сексуальности.

Это были судороги реализма. «Он был готов использовать любые методы фотоманипуляций, чтобы получить задуманную картину».

Подобные методы критично встретил Ансель Адамс и все сообщество фотографов «Группа F/64», посвятивших себя созданию острых, реалистичных изображений. Мортенсена это не останавливало, он открыто завоевывал популярность, «используя книги и статьи в качестве платформы для распространения своих дьявольских идей».

Уильям Мортенсен написал огромное количество статей, несколько брошюр, стал автором и соавтором девяти книг об искусстве фотографии, преподавал в фотошколе при собственной фотостудии. Ларри Литл и Майкл Мойнихан (Larry Lytle и Michael Moynihan) опубликовали книгу, посвященную его жизни и искусству: «Американский гротеск» (American Grotesque). 

Перейти к биографии