Николай Яковлевич Лебедь (укр. Микола Якович Лебідь, англ. Mykola Lebid 5 мая 1936 - 29 марта 2007) - украинский и советский живописец, график, дизайнер, заслуженный художник, профессор. Мастер изысканной техники акварели, художественного проектирования, прикладной графики, медальерного искусства и наградной символики. Лауреат премии ЛКСМУ Николая Островского 1986 года.
Николай Лебедь родился 5 мая 1936 года на хуторе Кустин Зноб-Новгородского р-на (теперь с. Кустино Середино-Будский район) Сумской области УССР (Украина). Отец Лебедь Яков Степанович (1896-1947) работал на железной дороге, во время Второй мировой войны воевал в рядах Красной армии, умер от ранений вскоре после войны. Мать - Лебедь (Радченко) Евдокия Кирилловна (1898-19??). В семье было шестеро детей. Два старших брата умерли во время Голодомора 1930-х годов. Старший брат Лебедь Даниил Яковлевич, верный воинской присяге пропал без вести в ноябре 1943 года. До этого был награжден двумя медалями "За отвагу". После войны сестры Галина, Мария и младший Николай жили с матерью. В послевоенное время 1944-1954гг. закончил Зноб-Новгородскую среднюю школу.
В 1957 сдал экзамены в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им.В.Мухиной, диплом защитил на отлично в 1963г. Преподаватели - Сергей Осипов, Модест Шепилевский, Николай Борушко.
Работал художником-конструктором Института «Укргипромебель» и Института технической эстетики в Киеве (1964-1967), главным художником Укрторгрекламы (1966-1973). С 1967 года член Национального союза художников Украины (НСХУ). В 1992 году получил почетное звание заслуженный художник Украины. В 1999 году Киевской организацией НСХУ номинирован на почетное звание народного художника Украины.
Александр Быструшкин, народный артист Украины: "Николая Яковлевича можно смело назвать корифеем искусства. Дизайн музыкальных инструментов, государственных атрибутов, проектирование комплексов социально-культурного характера в Украине и за ее пределами является лишь частью его многогранного таланта. Известный художник-акварелист, он, соединив конструктивное совершенство с художественным чувством, привнес новое видение в украинское искусство"
Михаил Селивачев, доктор искусствоведения: "Акварельные пейзажи и натюрморты Николая Лебедя принадлежат к лучшим образцам, созданных в этой технике современными художниками. Писаны a la prima - прозрачны, эмоциональны и вместе с тем по-дизайнерски логичны в ритме и композиции."
Анатолий Жирнов (профессор, директор Института дизайна и ландшафтного искусства НАКККіМ): "Удивляет пластичность ландшафтов и гор, вспаханной земли, лесов, озер в акварелях Лебедя. Пространственная свежесть красок, какая-то сила и правдивость идет от его работ. Лебедь волшебно и тонко передает состояние природы, первые впечатления от натуры. От этого свежесть, прозрачность, ясность. Отбор, обобщение, стилизация, сдержанность в цвете при целостной композиции создают мираж проникновения в самую суть природы, помогают создавать настроение. Замечательное чувство ритма, естество природы и человека доказывает необыкновенную наблюдательность и проникновение в тему ландшафта. Призываем ландшафтных архитекторов внимательно изучать акварели Лебедя и перенимать любовь к ландшафту у Мастера! "
Виктор Рыжих, народный художник Украины, академик Национальной академии искусств Украины: "Работы Николая Лебедя привлекают прежде всего юношеским непосредственным восприятием. Мотивам его акварельных пейзажей и натюрмортов присущи энергия и свежесть исполнения. Многолетняя работа в области геральдического искусства и наградной символики, что требует от художника строгости и традиционности (в лучшем смысле этого слова), обеспечили Николаю Лебедю пластический тренаж, который позволяет и в станковых работах успешно и на высоком уровне выполнять ритмично пространственные задачи. Его пейзажи, ландшафты заряжены оптимизмом, в них легко дышать... "
Людмила Жоголь, народный художник Украины, академик Украинской академии архитектуры, кандидат искусствоведения: "... Пожалуй, каждый, кто получает государственную награду, прежде всего любуется, как хорошо она выглядит на груди, затем рассматривает ее и не задумывается над тем, кто ее создал и как она легко или тяжело далась художнику. За всю историю человечества, пожалуй, все создано и что-то новое найти тяжело. Каждое государство имеет свои ордена и награды. Николай Яковлевич Лебедь внес весомый вклад в это дело. "
Нина Велигоцкая, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Украины : "Николай Лебедь мой земляк, родился на Сумщине и представляет собой как бы образ этой "лебединой "земли, ведь "Лебедь белый" и "Лебедь черный"- ее древние мифологические знаки-символы. Он талантливый художник, дизайнер Акварелист, что исповедует традиции прекрасные и чистые (насколько мне известно, уважает творчество Василия Батюшкова). В то же время Николай Лебедь был и является художником волевого склада. Для него таинственность и магия художественного процесса неотделимы от творческо-организационных форм современного художественного бытия - хорошо помню его в должности главного художника Украинской торговой рекламы, умным и взвешенным членом многих художественных советов и семинаров. Работает в бывшей мастерской глубокоуважаемого мной Никиты Романовича Попенко-Коханого, фигуры интересной, к сожалению, недостаточно оцененной Новые художественные поиски Николая Яковлевича, как я думаю, дают наслаждение и ему самому, и его ценителям. Не может не импонировать то, что мастер остается уважаемым "профи", гордой и красивой птицей на неспокойной, тревожной, нередко взрывной, но своей земле. "
Автор праздничного освещения Крещатика в 1967-1977 гг. Осуществлял проектирование и авторский надзор за промышленным выпуском: серии светильников для общественных учреждений; музыкальных инструментов для Черниговской и Житомирской музыкальных фабрик (в частности, за знаменитое пианино «Украина» награды ВДНХ СССР); детских деревянных игрушек и сувениров (выпускались в 1960-1970-х гг. на предприятиях Чернигова и Киева). Николай Лебедь сконструировал столовые приборы из золота и серебра, комплекты сувениров для фабрики «Укрсамоцветы», часы, фильмоскопы, громкоговорители, и др. Изделия отмечены авторскими свидетельствами Совета Министров СССР и выпускались промышленностью с 1970-х до 2000-х годов.
С 1980-х Николай Яковлевич занимается также проектированием окружения. Комплексное оформление социально-культурного комплекса Украины на Всемирном фестивале молодежи в Москве (1985, премия ЛКСМУ им. Н. Островского в 1986 ), малые архитектурные формы и краеведческий музей райцентра Варва на Черниговщине (1986-1990), проект и реализация мемориала «Защитники Отечества» в поселке Боровая (1987), центральный парк в Белгороде (1988), ресторан в г.. Дубай (ОАЭ, 1996) и др.
В области прикладной графики Николай Лебедь в 1980-1983 гг. разработал фирменный стиль спортклуба «Наука» Академии наук, серию памятных медалей и знаков киевского радиозавода «Славутич» (1982-1989). Приобретенный опыт пригодился в 1999 году, когда Верховная Рада объявила конкурс на создание государственных наград, на котором Н. Лебедь получил III премию и впоследствии стал автором всех 3-х степеней ордена «За мужество» и еще около двадцати ведомственных наград Украины.
В последние годы жизни Николай Яковлевич передавал свое мастерство студентам Института дизайна интерьеров и ландшафта Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств. Умер 29 марта 2007 года в Киеве, в семейном кругу жены, детей, внуков.
Акварели Николая Лебедя экспонировались на многочисленных персональных и групповых выставках. Картины художника находятся в коллекциях Украины, США, Великобритании, России, Польши, Чехии, Словакии, Канады, Германии, ОАЭ, Австрии, Бельгии, Нидерландов, и других стран.