войти
опубликовать

Светлана
Федоровна Гуревич

Россия • Санкт-Петербург и Ленинградская область • родилась в 1950 • художник

Немецкое барокко в Петергофе.

Барокко – торжественный, грандиозный стиль, гармония естественной красоты с великолепием сверхъестественного, изображенная с помощью возвышенных форм, цвета и символов.
Созданный властью художников барокко неразделимый союз стихий, людей и фантастических существ удивляет и восхищает. Непредсказуемым многообразием форм создается эффект бесконечности, изменчивости и динамичности. Человеческие фигуры, животные летающие, бегущие, ползущие, обитатели рек, морей и океанов, причудливые растения, цветы, фрукты, камни, колонны, изломанные фронтоны, волнообразные карнизы, причудливые сосуды, завитки, гирлянды, балюстрады, небесные тела и облака – все смешано художественной фантазией для создания удивительного мира, наполненного могучей энергией.
Фонтан «Нептун» в Верхнем саду Петергофа – шедевр немецкого барокко.
Повелитель водных стихий Нептун возвышается на постаменте, украшенном и гирляндами цветов с фруктами, и раковинами, и путти, оглушительно гудящими в огромные трубы, и воинскими щитами с драгоценными украшениями. Он никому не позирует. Он у себя дома. Он здесь хозяин. На запад и восток несутся по воде прекрасные воины на сказочных конях-гиппокампах с хвостами, с плавниками на спине, боках и вместо копыт, как у огромных рыб. А какие гривы у этих гиппокампов! Волосок к волоску, затейливо развиваются. Челочки украшены маленькими бантиками. Бантики также заботливо и с любовью отчеканены, как и упряжь. Это важно. Как удобны седла всадников! Как послушны воле всадников и ударам гибких хлыстов гиппокампы! Четыре мальчика с жезлами на драконах и на дельфинах стараются не отстать взрослых. Их животные трогательно заботятся о своих маленьких всадниках, придерживая их высокоподнятыми в упругих завитках хвостами и, у кого есть, волосатыми когтистыми лапами, не кусаются, терпят, хотя, наверно не очень приятно, как малыши уцепились ручками за носы и пасти своих скакунов.
И только две женщины с опахалами, сидящие на монстрах, похожи на два островка покоя и тишины среди буйства энергии жизни. Они сидят так как им так удобно. И они у себя дома.



В память о заключении Вестфальского мира, завершившем тяжелую для Германии Тридцатилетнюю войну (1618—1648) горожане Нюрнберга заказали фонтанную композицию, которую планировали установить на площади городского рынка. В 1660 году Георг Швайгер (Georg Schweigger) и золотокузнец Христоф Риттер (Christoph Ritter) представили модель в виде её составных частей. Затем Швайгер и его ученик Иеремия Айслер (Jeremias Eissler) работали над моделью до 1670 года, но полный комплект фигур был выполнен только в 1688—1694 годах. Отливка была произведена Херольдтом (W. H. Heroldt). В работе принимал участие медальер Иоганн Вольраб. Всего в скульптурную группу входило 27 фигур и декоративных деталей. Скульптуры изготовлены из отдельных, и точно подогнанных друг к другу металлических деталей, а между собой скреплены прочными болтами. Работа ювелирная.
Уже после установки фонтана выяснилось, что для его функционирования в местных реках просто недостаточно воды. После этого скульптуры разобрали и сложили в амбар, где они пролежали около ста лет.
Даже находясь на складе в разобранном виде, фонтан был известен как городская достопримечательность. В 1781—1782 годах, путешествуя по Европе, Нюрнберг посетил цесаревич Павел Петрович и решил приобрести фонтан. В 1796 году (год вступления Павла на российский престол) основная часть фигур была куплена Россией и направлена в Петергоф.
В 1798 году последовал царский указ: «Привезенный из Нюрнберга фонтан Нептун поставить в петергофском Нижнем парке…». Однако там установить её не удалось также из-за недостаточного водоснабжения бассейна. Тогда и было решено поместить скульптурную группу в Верхнем саду, в бассейне, оставшемся от разобранной «Телеги Нептуновой». Что и было сделано в 1799 году.
Установкой «Нептуна» занялся медного дела знаток Н. Семенов, а сложным водоподводящим устройством - «фонтанная команда» руководимая мастером Ф. Стрельниковым.
В XIX веке Германия хотела вернуть «Нептуна» в Нюрнберг, однако Россия ответила отказом, но позволила сделать гипсовые слепки со скульптуры, и в 1902 году копия «Нептуна» была установлена в Нюрнберге.
Во время войны гитлеровцы все же увезли скульптурную композицию "Нептун" в Германию. Пришлось доказывать, что композиция является собственностью СССР. В декабре 1947 года в двенадцати ящиках она была возвращена в Россию, доставлена в Петергоф . Мастера по фонтанам поставили ее на прежнее место. Установкой руководил мастер А. П. Смирнов. Фонтан был запущен в 1956 году. Некоторые из утраченных фрагментов восстановили только через 40 лет - в 1997 году.

Светлана Федоровна Гуревич.