войти
опубликовать

Наталья
Гарбер

Россия • Москва и Московская область • художник, представитель галереи

Трубецкой

Наталья Гарбер, новелла из книги "Джем" (2010), ранее опубликована в журнале "Литературная учеба"
Как он решился в Мордовию эту глухую уехать, до сих пор не знаю. Знаю, что дед наш сидел в Потьмовских лагерях в Мордовии. Не вышел, ясное дело. Но когда это было – прошлый век, а сейчас второе тысячелетие перевалили, чего переживать. Живешь в столице и живи себе. Молодой пацан, развлечений полно. Нет, он поехал. Поехал туда летом, мошка жуткая – приехал, вся рожа искусана и расцарапана. Чего, говорю, тебе неймется, чем тебе Крым не угодил. И тепло, и море. Нет, говорит, не хочу. Тогда, говорю, здесь под кондиционером сиди. Сел, смурной такой весь.
Че, говорю, там такого?
А ниче, отрезал.
Ничего не рассказал больше, а осенью уехал туда насовсем.
А я остался.
Но все-таки – брат, родная кровь.
Слава богу, адрес оставил. Написал ему – хоть черкни записочку, как ты там.
Написал, что покрестился и прислал справку про деда нашего.
Собрал, говорит, из того, что нашел.
«Трубецкой Иван Никанорович, родился в семье священника 5 сентября 1911 года в селе Граверы Краславского уезда, в Латвии. Кроме Ивана, в семье было еще три мальчика и пять девочек. Отец был человек не просто религиозный, но широко образованный и вел большую просветительскую деятельность в округе. Иван закончил Лудзенскую среднюю школу в 1931 году и без колебаний поступил на второй курс Рижской Духовной Семинарии. Сразу по ее окончании в 1934 году стал одним из последних священников, рукоположенных архиепископом Иоанном (Поммером), получил сан диакона и принял служение иереем в Никольской церкви села Шкильково. Позднее служил в разных приходах Латвии и к 1941 году стал настоятелем церкви преподобной Евфросинии Полоцкой в селе Карсава.
Во время войны рядом с Карсавой фашисты устроили концлагерь, где было заключено около 2000 советских военнопленных на грани голодной смерти. Отец Иоанн организовал негласный комитет спасения, неоднократно встречался комендантом лагеря и получил разрешение помогать заключенным продуктами, которые собирали Карсавские прихожане. За два с половиной года, прошедших до освобождения лагеря советскими войсками, отец Иоанн вместе с сельским врачом Еленой Мамонтовой спас от смерти множество пленных. За все это время, несмотря на эпидемию тифа среди заключенных, в лагере умерло только около 40 человек.
В 1944 году, после освобождения Латвии от фашизма, отец Иоанн получил наперсный крест и был призван настоятелем главного собора города Лудзь, где и прослужил до мая 1948 года, когда его арестовали. Отца Иоанна обвинили в ...спасении им военнопленных во время войны. Пленных сочли "предателями Родины", по принятой тогда терминологии. Его продержали в Лудзенской тюрьме до сентября, когда Особое Совещание при НКВД СССР осудило его по статьям 58-1а, 58-10 Ч.I, 58-11 УК РСФСР и вынесло приговор: 10 лет исправительно-трудовых работ.
Он был отправлен в Мордовию, в Потьмовские лагеря, близ города Сарова - места подвижничества Серафима Саровского, которое в то время находилось за колючей проволокой и было местом "мерзости запустения". В лагере отец Иоанн встретился с выдающимися людьми - митрополитом Нестором (Анисимовым) и епископом Афанасием (Сахаровым). Отсидел он почти весь положенный ему срок и был освобожден по амнистии 1956 года.
После освобождения из лагеря "Советом по делам религий" трижды лишал отца Иоанна права служения. Однако на "другую работу", как от него добивались, священник не пошел, а уехал с семьей туда, где мог продолжать служение: в Удмуртию, затем в Пермскую область.
Ему удалось вернуться на родину только в 1964 году. Он стал настоятелем Всехсвятской, а затем Благовещенской церкви в латвийской столице. За многолетнее беспорочное служение Церкви в 1980-е годы Патриарх Пимен наградил отца Иоанна вторым наперсным крестом и митрой, после чего священник стал настоятелем Иоанновской церкви. Умер отец Иоанн 22 мая 1991 года, в день памяти святомученика Николая. Похоронен на Вознесенском кладбище в Риге.»

С тех пор год прошел – брат написал, что поступил в семинарию. Священником хочет быть.
А я водителем стал. А че, хорошая работа, божеская.
Завтра к нему поеду. Все-таки брат, родная кровь.
Не знаю, что там делать буду, но с Божьей помощью, все образуется.
Там тоже свободные люди нужны.