войти
опубликовать

Наталья
Гарбер

Россия • художник, представитель галереи
Заказ работы

Тренды 21 века: моделируйте свое будущее сами, или это сделают другие

Наталья Гарбер, инициатор опроса и интервьюер
Журнал «Генеральный директор», декабрь 2006
С вопросом – какие тенденции будут в ближайшее время влиять на бизнес в целом, и на российский в частности, мы обратились к зарубежным экспертам в области прогнозирования и бизнес-планирования. Вот на что они советуют обратить внимание Генеральным Директорам российских компаний.

Пять европейских идей для российского бизнеса
Рольф Йенсен | Директор по воображению компании Dream Company, Копенгаген (Дания). Датский политолог, экс-глава Копенгагенского института футурологии, консультант по вопросам стратегии бизнеса. Утверждает, что в ближайшем будущем главным объектом продажи будут не товары, а истории. Работал с более чем 100 ведущими международными компаниями и правительственными организациями. Автор бестселлера «Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит бизнес», в котором заявил «в 21 веке мы будем продавать не продукты и услуги, а истории». С 2001 года – руководитель консалтинговой компании Dream Company, специализирующейся на воплощении корпоративных идей в деловую жизнь.

Мир только кажется большим и разным. На самом деле тренды бизнеса в России весьма схожи с тенденциями Европейской деловой жизни, а именно:
1. Главная тенденция – аутсорсинг (размещение части работ и задач компании вне нее. - Примеч. редакции.), и инсорсинг (перевод внешних для компании операций во внутренние, как правило, с помощью покупки соответствующего бизнеса или создания дополнительного подразделения. – Примеч. редакции.). Это следствие глобализации, с которым мы имеем дело не первый год, но оно будет актуально еще лет десять.
2. Что действительно должно измениться, так это - корпоративные ценности. В прошедшее десятилетие компании делали акцент на бережливом производстве и найме лидеров, не стремясь обучать и развивать рядовых сотрудников. Сегодня, прежде всего, важно нанимать людей с горящими глазами и развивать корпоративную культуру. Менеджмент становится ориентированным на общие ценности, а не индивидуальность лидеров.
3. Прекращайте растить ваши компании до гигантских размеров, лучше концентрируйтесь на незанятых рыночных нишах. В наступающем году заканчивается эра массового производства – потребители хотят получать индивидуализированные продукты и услуги. Мини-пивоварни, микро-маслобойни, компании по производству игрушечных медведей на заказ – сегодня это реальные модели успешных бизнесов.
4. Нанимайте своих потребителей и клиентов, пусть они станут вашими представителями, развивают и продают ваши продукты. Посмотрите, как это делает Procter&Gamble на сайтах Tremor.com and Vocalpoint.com.
5. Специальное предложение для российского туристического бизнеса: у вас есть масса дивных историй – расскажите их Европе и Америке, это востребовано! Туристам будет интересно все - от дач до замков.

Главный тренд - человечность
Ганс Акерблом | Бизнес-гуру, создатель и партнер компании Lotscenter, Швеция-США. Разработал технологию мышления Lots®, состоящую из системы вопросов, позволяющих руководителю эффективно принимать решения и проводить их в жизнь. В 1980-х на базе своей технологии Акерблом основал компанию Lotscenter Inc. (Нью Джерси, США), которая занимается консалтингом в сфере бизнес-планирования, и международную организацию «Осознанный менеджмент» (Швеция). Сегодня Lots® активно используется бизнесменами в тридцати странах мира.

В ближайшие годы битва за богатство продолжится – и это главный тренд. Правые партии увеличат свое влияние во всем мире. В развивающихся странах, включая Россию, нацеленность на достижение западного уровня жизни, включая развитие бизнеса и образования, сохранится. Никому не будет дела до африканских стран, но все будут очень внимательны к тому, что происходит в Китае. А теперь подробнее.
1. Глобализация и ее последствия. Мировой рынок открыт для новых игроков как никогда раньше, и многие новые компании вступят на его арену в ближайшие годы. Китай и Индия успешно продолжат завоевание и укрепление своих позиций во всемирном деловом сообществе. Им это удастся не только за счет низких цен, но и благодаря хорошей системе образования, которая сейчас формирует кадровый резерв этих стран.
Все Генеральные Директора должны осознать, что мы находимся на одном рынке, хотя производство и потребление привязано к местным особенностям каждой страны и региона. Для бизнесменов это обозначает следующее: сегодня крупные компании с помощью стандартизованных продуктов контролируют весь мир, а маленькие – извлекают прибыль с помощью нестандартных решений, адаптированных для их локальных рынков. Яркий пример - пивная индустрия, которая сегодня продвигает невероятное количество брендов, и местные марки часто бросают вызов мировым брендам. Так что руководителям компаний стоит активно заниматься позиционированием и продвижением брендов: мыслить глобально, действовать локально.
Растущая глобальная конкуренция также требует от менеджеров непрерывного (само)образования, а от первых лиц компаний - - четкого определения уникальных конкурентных преимуществ бизнеса, ибо из этого следует, какие компетенции следует развивать им и их подчиненным. Переключите свое внимание с себя на компанию, которой руководите. Стройте устойчивый, конкурентоспособный бизнес. Инвестируйте в людей и доверяйте им. Думайте о длительной перспективе развития. Думайте, что скажете внукам о своей карьере.
2. Больше индивидуализма, меньше коллективизма. Много людей сегодня занимается самореализацией и не очень интересуется «коллективным». Многие хотят заработать как можно больше денег и влиять на бизнес и политику. А многие просто стремятся уйти в себя от информационного бума, нервных стрессов и постоянной активности. Люди начинают забывать, как много они могут сделать вместе, потому что поток событий и контактов их утомляет. Я предвижу, что в ближайшие годы люди разделятся на тех, кто заботится о себе, и тех, кто думает обо всех нас. Эта тенденция уже видна в политических дебатах всего мира. В течение двух-трех лет это, конечно, не очень скажется на бизнесе, ибо основная часть менеджеров и владельцев компаний сконцентрированы на себе и борьбе за клиентов и рынки с другими компаниями. Однако в длительной перспективе многих из них отвергнут потребители, заинтересованные в альтруистическом отношении.
В долгосрочной перспективе выиграют не те, кто желает сделать еще больше денег, а те, кто способны к солидарности и взаимопониманию. Это относится и к России. Поэтому сегодняшним руководителям компаний стоит определить, что они делают для людей, чем улучшают их жизнь. Иначе команда, клиенты и партнеры перестанут видеть в вас лидера, потому что вы мало печетесь о них. Иначе вам будет сложно объяснить своим детям, чем вы занимались всю жизнь, иначе внукам придется заплатить за то, что вы перестали быть человечными.
3. Мы живем на одной планете и должны позаботиться о ее климате. В ближайшие годы возникнет много инновационных разработок в сфере контроля и поддержки климата. Компании всего мира, включая Россию, должны позаботиться об обустройстве того мира, в котором мы живем. Деньги не помогут, если станет нечем дышать или земля истощится. Бизнес всего мира в ближайшие годы обратит внимание на задачу устойчивого развития и экологии в широком смысле слова – от природы до общества.
4. Коммуникация – ключ к следующей ступени развития бизнеса. Интернет, мобильная связь, новые технологии сегодня развиваются быстрее, чем мы можем себе представить. Это меняет стиль работы людей везде, включая государственные структуры и бизнес. У всех есть доступ к информации, мир становится прозрачным, расстояния – очень маленькими, скорости – очень большими. Мы все будем подвластны развивающимся международным стандартам, поэтому всем компаниям стоит подключиться к разработке правил игры, ибо если вы не создадите их, их создаст для вас кто-то другой. И делать это надо как на местном уровне, так и на международном.
5. Больше духовности в бизнесе. Это новое веяние в мире коммерции. В то время, как одни люди все больше увлекаются зарабатыванием денег, другие – и их все больше – начинают искать смысл и радость в своей каждодневной жизни. Оборотной стороной интереса к духовности, к сожалению, является рост фундаменталистских религиозных движений. И дело не в религии как таковой, а в потребности видеть смысл в жизни. Эта тенденция напрямую касается бизнеса, ибо потребность людей в смысле, а не просто потреблении будет нарастать. На политическом уровне это грозит нам увеличением террористической деятельности, на деловом – оскудением интереса сотрудников к работе. Компании и государства должны вдохнуть смысл и душу в свою работу.
6. Понять – кто мы и как мы живем. Биомедицина сегодня - один из самых важных трендов, влияющих на жизнь человечества. Исследования человека и людского сообщества идет в двух направлениях: одни специалисты все больше изучают биомедицинские аспекты нашего организма, другие – духовную жизнь. Эти два направления работ вскоре встретятся. Разумные компании и страны понимают это, и инвестируют в проекты, связанные с человеком. Ибо здесь находится новый вид понимания смысла нашей жизни и новый источник интереса многих целевых аудиторий.
Все эти тенденции касаются России так же, как и всего мира. Более того – вполне вероятно, в силу национальных особенностей перечисленные выше проблемы в вашей стране будут просто стоять острее и решаться сложнее, чем в западном мире.

«Если вы не построите свое будущее сами, кто-то сделает это за вас»
Джоел Баркер | Независимый футурист, Миннесота (США), специализирующийся в сфере прогнозирования изменений с 1975. Бывший директор департамента изучения будущего Музея науки в Миннесоте. Один из самых востребованных западных консультантов в сфере корпоративных и государственных прогнозов. Автор бестселлеров «Paradigms: Business of Discovering the Future», «Five Regions of the Future: Preparing Your Business for Tomorrow's Technology Revolution» и других.

Глядя на следующее десятилетие, мы можем заметить множество тенденций. Какие-то из них нарастают, какие-то идут на спад. Я выделил десять основных трендов, которые представляют наибольший интерес для бизнеса и окажут наибольшее влияние на мир как каждый сам по себе, так и в целом – в качестве взаимосвязанной системы изменений.
Тренд 1. Растущая реакция на глобальное потепление. Глобальное потепление само по себе всемирно значимая тенденция, однако бизнесменам следует особенно тщательно держать в поле своего внимания ответ на него со стороны мировых лидеров и индустрий . Например, предприятия нефтехимической отрасли меняются сегодня до основания, в частности, некоторые из них становятся абсолютно экологически чистыми предприятиями.
Тренд 2. Значительное увеличение инвестиций в новые энергосистемы. Для выработки электроэнергии Австралия строит в пустыне 1000-метровую башню, использующую силу ветра, США разворачивают ветряные мельницы на Среднем Западе, британцы тестируют новую разработку конвертора силы волн в электричество, похожую на мифологического подводного змея. В Бразилии создана жизнеспособная система переработки сахарного тростника в этаноловую энергию жидкого топлива. Каждое достижение провоцирует следующие инновации, рост эффективности проектов и увеличение размеров инвестиций в них.
Тренд 3. Всемирная экспансия беспроводной связи. Это один из наиболее значимых трендов. В течение следующего десятилетия все точки мира мир будут связаны друг с другом сотовой связью, позволяющей получить также и доступ в Интернет. Всемирная коммуникация создает сеть постоянно контактирующих умов - и мы еще не все знаем о том, как это повлияет на наш мир, потому что уже сегодня можем контролировать далеко не все последствия этого процесса.
Тренд 4. Увеличивающийся религиозный фундаментализм. Фундаменталисты всех направлений активизируются и выглядят как люди, ищущие определенности в меняющемся мире. Во времена перемен догмы часто затмевают причины в людских головах. Однако сегодняшние фундаменталисты имеют доступ к системе глобальной коммуникации, оружию и технологиям, позволяющим весьма настойчиво и тотально продвигать их убеждения.
Тренд 5. Рост числа материалов из углеродного и оптоволокна. Как скоро углеродное волокно станет основным материалом для производства машин? Как скоро оптоволокно повлияет на компьютерные технологии? Новые материалы производят революцию в автомобильной и компьютерной индустрии, меняя вес, прочность и мощность самолетов, дирижаблей, автомобилей и кораблей. Они дали рождение плоским ТВ-экранам и мониторам, создали новое поколение сверхчувствительных датчиков и компьютерных технологий. Вопрос в том, где их не стоит использовать, а где - нельзя?
Тренд 6. Пришествие роботов. Индустриальные роботы – это не новость, новость – это автоматизированное управление судами, роботы- разнорабочие в японских больницах и офисах, а также роботы-военные, разработанные в США. Последнее изобретение особенно опасно, ибо когда страна избавляется от необходимости посылать на войну свою молодежь, заменив ее железными бойцами, вес вопросов морали снижается и втянуться в схватку становится легче.
Тренд 7. Действительно дешевые компьютеры. Массачусетский технологический институт тестирует сегодня компьютер ценой менее ста долларов. Мы практически не можем просчитать последствия доступности этой техники половине населения земли, ибо даже доступ к прогнозу погоды может изменить способы хозяйствования на фермах и технологию рыбной ловли во всем мире. А с учетом возможностей китайской экономики, компьютер за сто долларов вскоре станет компьютером за двадцать пять, и появится в любой деревне.
Тренд 8. Китай – основной мировой производитель. Предприятия передают свое производство в Китай под лозунгом «чем дешевле, тем лучше». Реальная проблема состоит в том, что производя больше всего на свете, страна становится более профессиональной в производстве в целом. Она узнает о новых материалах, а также о технологических и бизнес-инновациях. Сдавая производственную работу другой стране, передовые державы снижают собственную культуру производства, рабочие утрачивают базовые навыки, организации – производственную культуру и соответствующие организационные структуры. Однако Китай не вечно будет довольствоваться ролью дешевого производителя, а значит, западные страны ставят свое долгосрочное будущее в рискованную зависимость от страны, которая сегодня дает им краткосрочное преимущество в виде снижения расходов.
Тренд 9. Освоение космического пространства как территории государственных интересов. США официально объявили космос такой же средой обитания, как море, суша и воздушное пространство. В частности, выпущен документ, гласящий, что США теперь вправе заключать международные соглашения с учетом своих интересов в космосе и защищать себя от потенциального противника с использованием безвоздушного пространства Земли.
Поскольку доступ в космос имеет ограниченное число держав, контроль за этой «территорией» ставит другие страны в неравноправное положение по сравнению с лидерами - США и Россией.
Тренд 10. Развитие новых способов предсказания будущего. Системная динамика, сценарное планирование, морфологический анализ, приложения ряда продвинутых компьютерных программ типа Implications Wheel® и The Strategy matrix® позволяют заглянуть в будущее дальше и увидеть его подробнее. Сегодня особый интерес представляют прогнозы долгосрочного влияния новых технологий и нарастающих трендов. Человечество, становясь все могущественнее, все более нуждается в инструментах оценки последствий своей деятельности до того, как они наступят.

Взаимное влияние перечисленных выше десяти тенденций порождает последствия, не менее значительные, чем эти тенденции сами по себе. В частности:
• Внедрение устойчивых энергосистем снижает динамику глобального потепления.
• Одновременно с переносом производств передовых стран в Китай в этих странах идет стремительный рост настольных технологий производства, позволяющий маленьким компаниям производить весьма сложные продукты, что развивает производственную культуру и дает толчок малому бизнесу ведущих держав мира.
• Растущее применение роботов компенсирует уход работников на пенсию и постепенный спад поколения беби-бума. Между тем развитие биотехнологий позволяет использовать природные методики для решения человеческих проблем, в том числе в сфере здоровья.
• Материалы из углеродного волокна снижает рост цены на сталь в то время, как Китай использует все больше стали для своих нужд.
• Дешевые компьютеры и беспроводная связь сглаживают эффекты глобального соревнования. Это ведет, в частности, к росту производительности развивающихся стран.
• Глобализация и новые технологии упрощают подделку банкнот и дают простор для развития криминальных сетей, что вызывает растущую потребность в общемировом финансовом и правовом регулировании.

Думаю, главный сегодняшний тренд состоит в том, что развитие новых тенденций меняет основные правила существования человечества. Поэтому главным нашим ответом должно быть развитие способностей предсказывать и моделировать свое движение вперед. Если вы не построите свое будущее сами, кто-то сделает это за вас.