Наталья Гарбер, ноябрь 2020
- Вы представляете, что значит пересечь океан? Неделями не видишь ничего, кроме горизонта. Абсолютная пустота. Жизнь в объятьях страха: страха перед штормами, страха перед ужасными болезнями, страха перед необъятностью океана. Чтобы выжить, нужно загонять этот страх поглубже. Изучать карты. Следить за компасом. Молить о попутном ветре. Жить надеждой. Хрупкой, чистой, неприкрытой надеждой.
- Ваше величество, эрцгерцог и придворные ждут.
- Пусть ждут. Продолжайте, мистер Райли, что там с надеждой?
Диалог пирата и королевы из фильма «Золотой век»
о временах правления английской королевы Елизаветы
Арт-терапевтический проект «Театральная Перспектива» прошел в Театре русской песни 20 ноября 2020 года и представил пять пьес, написанных инвалидами. Постановки на благотворительных началах играли профессиональные актеры, подростки-любители и молодежь с инвалидностью. Этот проект с 2012 года делает Pегиональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива» по модели Class Act эдинбургского театра Traverse Theatre.
В ковидном 2020 году, когда все мы находимся в шаге от смертельной болезни, способной инвалидизировать любого неизвестными нам способами, самое интересное в таких спектаклях – найти в творчестве инвалидов продуктивный сценарий выхода из психосоматики. Я просмотрела с камерой все пять репетиций и обнаружила классический голливудский путь героя (не только по Кэмерону), который и предлагаю всем нам. Потому что главная ин-валидность, как известно, в голове – у каждого. Там она и лечится творческим путем героя, при любой пандемии и без нее.
- Ваше величество, эрцгерцог и придворные ждут.
- Пусть ждут. Продолжайте, мистер Райли, что там с надеждой?
Диалог пирата и королевы из фильма «Золотой век»
о временах правления английской королевы Елизаветы
Арт-терапевтический проект «Театральная Перспектива» прошел в Театре русской песни 20 ноября 2020 года и представил пять пьес, написанных инвалидами. Постановки на благотворительных началах играли профессиональные актеры, подростки-любители и молодежь с инвалидностью. Этот проект с 2012 года делает Pегиональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива» по модели Class Act эдинбургского театра Traverse Theatre.
В ковидном 2020 году, когда все мы находимся в шаге от смертельной болезни, способной инвалидизировать любого неизвестными нам способами, самое интересное в таких спектаклях – найти в творчестве инвалидов продуктивный сценарий выхода из психосоматики. Я просмотрела с камерой все пять репетиций и обнаружила классический голливудский путь героя (не только по Кэмерону), который и предлагаю всем нам. Потому что главная ин-валидность, как известно, в голове – у каждого. Там она и лечится творческим путем героя, при любой пандемии и без нее.
Голливудский герой: как это делается?
Я заканчивала курс по сценарному мастерству у профессора кинодраматургии Школы кино и телевидения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) в 2006 году. И с тех пор вовсю использую голливудский стандарт построения героического сюжета везде от арт-терапии и бизнес-консалтинга до поэзии и science art. Этот путь героя в краткой версии идет через пять этапов:
1. зов к приключениям во имя некоей цели героя - и пересечение порога привычного ему мира во имя достижения этой цели
2. битвы с врагами и трудностями, в которых герой по неумению своему поначалу проигрывает, зато обретает и проверяет на крепость наставников, помощников и новые жизненные сценарии, отсекая по пути к цели ложные из них
3. трансформация героя: главная битва героя «с драконом в себе», когда он обнаруживает, что сам породил свои проблемы – и находит способ обрести «свободу для, а не свободу от» сковывающих его внутренних или внешних обстоятельств
4. успех героя в достижении цели новыми способами жизнетворчества и обретение даров, в компании проверенных соратников и наставников
5. возвращение к стабильной жизни на новом уровне спиралевидного развития личности героя, с дарами, обретенными в пути познания и битв
Каждый этап этого выверенного веками сказочного сторителлинга успеха соответствует своему уровню мотивации: на первом этапе герой хочет получить мечту как внешний объект, полагая обретение ее счастьем для себя. Мечтой может быть любое благо из пирамиды Маслоу, от элементарного здоровья или денег до творческой с самореализации и духовного прозрения. На втором этапе герой обнаруживает, что без внутренних перемен мечта не дается, ибо обретение ее предполагает другой жизненный сценарий. Герой начинает учиться, перестраиваться и «интегрировать» образ будущего в свою жизнь. Сами понимаете, управление изменениями идет у него поначалу плохо, но если он герой, то желание перевешивает страх - и он решается изменить себя.
И тогда герой приходит в точку трансформации, где становится другим человеком, как бабочка в куколке - или Емеля, которому наконец надоедает, что вокруг принцессы в замке все умные, а он один дурак. И «по щучьему велению, по моему хотению» он проявляет наконец свои активно тренируемые или, напротив, скрытые доселе прекрасные качества. Дальше в новом образе с новым жизненным сценарием наш герой приходит к успеху своих желаний, которые теперь ему по размеру и уму. После бенефиса жизнь героя стабилизируется с приобретенными дарами, будь то паралимпийская медаль, успешный бизнес или завоеванная принцесса. Финал, титры, экран гаснет.
Все эти этапы проходит не только герой, борющийся на экране за свой талант, любовь или карьеру, но и человек, выздоравливающий от любой болезни. Их также проходит любая семья, организация, страна и Планета, успешно управляющая изменениями. А неуспешно управляющая сбоит на некоем этапе и возвращается в начало, что в зависимости от уровня ее ресурсов означает развод или конфликты, банкротство или деградацию, потерю политической самостоятельности и прочие виды инвалидности.
И если вы хотите выйти из ин-валидности к дееспособности, надо переписывать в путь героя «мифы инвалидной нормализации», говорящих, что текущая жизнь – это норма, и ее надо держаться, ибо иное невозможно. Этих деструктивных мифов много: например, «ребенок военных не должен быть художником», «девочки могут то, мальчики это, и не наоборот», «мы - компания успешных спасателей, где наш клиент-инвалид?», «у нас дружная организация без конфликтов», «кругом враги, но правда всегда на нашей стороне» - и так далее. Возможности развития ума на пути героя безграничны. Надо только знать, как это делается. Посмотрим на примерах?
Я заканчивала курс по сценарному мастерству у профессора кинодраматургии Школы кино и телевидения Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) в 2006 году. И с тех пор вовсю использую голливудский стандарт построения героического сюжета везде от арт-терапии и бизнес-консалтинга до поэзии и science art. Этот путь героя в краткой версии идет через пять этапов:
1. зов к приключениям во имя некоей цели героя - и пересечение порога привычного ему мира во имя достижения этой цели
2. битвы с врагами и трудностями, в которых герой по неумению своему поначалу проигрывает, зато обретает и проверяет на крепость наставников, помощников и новые жизненные сценарии, отсекая по пути к цели ложные из них
3. трансформация героя: главная битва героя «с драконом в себе», когда он обнаруживает, что сам породил свои проблемы – и находит способ обрести «свободу для, а не свободу от» сковывающих его внутренних или внешних обстоятельств
4. успех героя в достижении цели новыми способами жизнетворчества и обретение даров, в компании проверенных соратников и наставников
5. возвращение к стабильной жизни на новом уровне спиралевидного развития личности героя, с дарами, обретенными в пути познания и битв
Каждый этап этого выверенного веками сказочного сторителлинга успеха соответствует своему уровню мотивации: на первом этапе герой хочет получить мечту как внешний объект, полагая обретение ее счастьем для себя. Мечтой может быть любое благо из пирамиды Маслоу, от элементарного здоровья или денег до творческой с самореализации и духовного прозрения. На втором этапе герой обнаруживает, что без внутренних перемен мечта не дается, ибо обретение ее предполагает другой жизненный сценарий. Герой начинает учиться, перестраиваться и «интегрировать» образ будущего в свою жизнь. Сами понимаете, управление изменениями идет у него поначалу плохо, но если он герой, то желание перевешивает страх - и он решается изменить себя.
И тогда герой приходит в точку трансформации, где становится другим человеком, как бабочка в куколке - или Емеля, которому наконец надоедает, что вокруг принцессы в замке все умные, а он один дурак. И «по щучьему велению, по моему хотению» он проявляет наконец свои активно тренируемые или, напротив, скрытые доселе прекрасные качества. Дальше в новом образе с новым жизненным сценарием наш герой приходит к успеху своих желаний, которые теперь ему по размеру и уму. После бенефиса жизнь героя стабилизируется с приобретенными дарами, будь то паралимпийская медаль, успешный бизнес или завоеванная принцесса. Финал, титры, экран гаснет.
Все эти этапы проходит не только герой, борющийся на экране за свой талант, любовь или карьеру, но и человек, выздоравливающий от любой болезни. Их также проходит любая семья, организация, страна и Планета, успешно управляющая изменениями. А неуспешно управляющая сбоит на некоем этапе и возвращается в начало, что в зависимости от уровня ее ресурсов означает развод или конфликты, банкротство или деградацию, потерю политической самостоятельности и прочие виды инвалидности.
И если вы хотите выйти из ин-валидности к дееспособности, надо переписывать в путь героя «мифы инвалидной нормализации», говорящих, что текущая жизнь – это норма, и ее надо держаться, ибо иное невозможно. Этих деструктивных мифов много: например, «ребенок военных не должен быть художником», «девочки могут то, мальчики это, и не наоборот», «мы - компания успешных спасателей, где наш клиент-инвалид?», «у нас дружная организация без конфликтов», «кругом враги, но правда всегда на нашей стороне» - и так далее. Возможности развития ума на пути героя безграничны. Надо только знать, как это делается. Посмотрим на примерах?
Family Demon
Декабрь 2020
Театральная перспектива в инвалидном тупике
Когда я отсмотрела репетиции всех пяти спектаклей проекта «Театральная перспектива 2020», они выстроились по пяти этапам пути героя – и выхода из психосоматики - как будто нарочно так были придуманы. Зов к приключениям тут начинается в пьесе «Любовь размером с солнце», в котором инвалид-колясочница пишет стихи, с помощью которых ищет возлюбленного, который женится на ней, несмотря на нездоровье. У нее есть наставник в виде Шекспира, но героиня не решается на шекспировские перемены. Поэтому через чат портала «Стихи.ру» сначала ей попадается злой и отвергающий герой, а потом добрый и принимающий, который и побеждает злого. Злой по воле судьбы сам становится колясочником, героиня мстительно торжествует, добрый делает ей предложение – и «дальше они жили долго и счастливо».
Сами понимаете, Голливуд не возьмет такую пьесу – потому что «мера фильма = степень изменения героя», а тут героиня и герой не меняются, а обретают альянс за счет внешних обстоятельств. В драматургии этот прием называется «бог из машины»: пришли высшие силы и добрых наградили, а злых наказали. Проблема не в том, что в жизни карма не действует так линейно, а что по законам семейной терапии для счастливой совместной жизни у героини должно наработаться за время спектакля сердце размером с такое же солнце, как и у героя. Иначе они не сойдутся характерами, потому что у них не будет общей жизненной цели и единого языка общения. И жизнетворческий потенциал каждого из них так и останется спящим.
А проблема в том, что героиня пьесы использует поэзию как инструмент получения помощи и одобрения, а не способ развития собственного ума. Между тем Бродский в своей Нобелевской речи очень точно сказал, что «существуют… три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки - посредством откровения. Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу всеми тремя (тяготея преимущественно ко второму и третьему), ибо все три даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удается оказаться там, где до него никто не бывал, - и дальше, может быть, чем он сам бы желал. Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихотворение - колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом».
Героиня нашей пьесы не решается вступить в отношения зависимости с внутренним поэтическим даром, и вместо ускоренного саморазвития оказывается в замедленных созависимых отношениях с добрым героем. И на репетиции схема не выдерживает проверки на реальность: актер, играющий героя «с сердцем размером с солнце», в момент репетиции предложения руки и сердца безразличной скороговоркой говорит «ну, в общем, женимся, дорогая, и все такое». Потому что, по Станиславскому, «не верит» в эту романтику. Ибо поэтического откровения в пьесе не случилось, любовный текст у актера «не идет» - и камера это безжалостно фиксирует: на всех 40 отснятых мною кадрах «влюбленные» выглядят разобщенно. А в момент репетиции предложения героиня и вовсе держит руки коленопреклоненного героя в своих, а не наоборот.
Так болевым захватом кисти в драке прижимают к полу противника. Это поимка мужчины в оковы брака, а не ответ на любовный экстаз его желания: такая «куколка гусеницы» становится весьма жесткой бабочкой, берущей мужчину «в клещи» - «тут примчались санитары и зафиксировали нас», как писал меткий поэт Владимир Высоцкий. Так же жестко Татьяна сверяла свою цитату в эту статью. По законам психологии внутри любого жалобщика сидит соразмерный агрессор. Поэтому сильному герою нужна продуктивная трансформация подавленных энергий при встрече с драконом в себе.
Когда я отсмотрела репетиции всех пяти спектаклей проекта «Театральная перспектива 2020», они выстроились по пяти этапам пути героя – и выхода из психосоматики - как будто нарочно так были придуманы. Зов к приключениям тут начинается в пьесе «Любовь размером с солнце», в котором инвалид-колясочница пишет стихи, с помощью которых ищет возлюбленного, который женится на ней, несмотря на нездоровье. У нее есть наставник в виде Шекспира, но героиня не решается на шекспировские перемены. Поэтому через чат портала «Стихи.ру» сначала ей попадается злой и отвергающий герой, а потом добрый и принимающий, который и побеждает злого. Злой по воле судьбы сам становится колясочником, героиня мстительно торжествует, добрый делает ей предложение – и «дальше они жили долго и счастливо».
Сами понимаете, Голливуд не возьмет такую пьесу – потому что «мера фильма = степень изменения героя», а тут героиня и герой не меняются, а обретают альянс за счет внешних обстоятельств. В драматургии этот прием называется «бог из машины»: пришли высшие силы и добрых наградили, а злых наказали. Проблема не в том, что в жизни карма не действует так линейно, а что по законам семейной терапии для счастливой совместной жизни у героини должно наработаться за время спектакля сердце размером с такое же солнце, как и у героя. Иначе они не сойдутся характерами, потому что у них не будет общей жизненной цели и единого языка общения. И жизнетворческий потенциал каждого из них так и останется спящим.
А проблема в том, что героиня пьесы использует поэзию как инструмент получения помощи и одобрения, а не способ развития собственного ума. Между тем Бродский в своей Нобелевской речи очень точно сказал, что «существуют… три метода познания: аналитический, интуитивный и метод, которым пользовались библейские пророки - посредством откровения. Отличие поэзии от прочих форм литературы в том, что она пользуется сразу всеми тремя (тяготея преимущественно ко второму и третьему), ибо все три даны в языке; и порой с помощью одного слова, одной рифмы пишущему стихотворение удается оказаться там, где до него никто не бывал, - и дальше, может быть, чем он сам бы желал. Пишущий стихотворение пишет его прежде всего потому, что стихотворение - колоссальный ускоритель сознания, мышления, мироощущения. Испытав это ускорение единожды, человек уже не в состоянии отказаться от повторения этого опыта, он впадает в зависимость от этого процесса, как впадают в зависимость от наркотиков или алкоголя. Человек, находящийся в подобной зависимости от языка, я полагаю, и называется поэтом».
Героиня нашей пьесы не решается вступить в отношения зависимости с внутренним поэтическим даром, и вместо ускоренного саморазвития оказывается в замедленных созависимых отношениях с добрым героем. И на репетиции схема не выдерживает проверки на реальность: актер, играющий героя «с сердцем размером с солнце», в момент репетиции предложения руки и сердца безразличной скороговоркой говорит «ну, в общем, женимся, дорогая, и все такое». Потому что, по Станиславскому, «не верит» в эту романтику. Ибо поэтического откровения в пьесе не случилось, любовный текст у актера «не идет» - и камера это безжалостно фиксирует: на всех 40 отснятых мною кадрах «влюбленные» выглядят разобщенно. А в момент репетиции предложения героиня и вовсе держит руки коленопреклоненного героя в своих, а не наоборот.
Так болевым захватом кисти в драке прижимают к полу противника. Это поимка мужчины в оковы брака, а не ответ на любовный экстаз его желания: такая «куколка гусеницы» становится весьма жесткой бабочкой, берущей мужчину «в клещи» - «тут примчались санитары и зафиксировали нас», как писал меткий поэт Владимир Высоцкий. Так же жестко Татьяна сверяла свою цитату в эту статью. По законам психологии внутри любого жалобщика сидит соразмерный агрессор. Поэтому сильному герою нужна продуктивная трансформация подавленных энергий при встрече с драконом в себе.
Трудолюбивая химия любви: попытка отбеливания тьмы
Поэтому во вторую точку голливудского пути героя мы в этом проекте пройдем вместе с героями пьесы «Белый грязновик в стране чудес». Это пьеса о научном поиске, при котором счастье надо «нахимичить», и герои прямо воспроизводят сцену из «Белоснежки и семи гномов», где злая королева делает отравленное яблочко в попытке победить Белоснежку в борьбе за гормональное влечение принца. Только тут героиня, студентка-биолог Алиса Трудолюбкина, изучающая редкий цветок «белый грязновик», значимость исследования которого отрицает ее «злая королева» - научный руководитель. Зато жители волшебного королевства очень им интересуются, потому что этот цветок гипнозом выводит всех их из строя, начиная с правящей там Белой королевы.
Под микроскопом Алиса видит в цветке черные пятна негативных мыслей жителей королевства, а при увеличении разрешения – и решение их проблем: если изъять тычинку из соцветия, можно обезвредить Белый Грязновик, после чего яркий свет убьет его гипнотические свойства. Получится, что негатив в умах можно убить ультрафиолетовыми лампами, предварительно кастрировав цветы нашей жизни. Это, конечно, решение, но очень жесткое – примерно, как решить проблему эмоциональной инвалидности Злой королевы путем химической кастрации принца. Принц в этой пьесе, кстати, есть – и он страшен, как война, – спасибо осветителю. А когда героиня в черной маске колдует над химическими ретортами, зритель начинает бояться и ее. Сон разума, навеянный Белым грязновиком, рождает чудовищ. ?.
Ясно, что для героического сценария обретения счастья нужно искать решение выхода из психосоматики, работающее получше. И Голливуд тут тоже не получается из-за главной проблемы подражательных сценариев – в них автор не берет на себя риск сделать нечто оригинальное, «превысив дракона в себе». В итоге не происходит трансформации автора, а потому и герой у такого автора отсекает свой потенциал роста, а не трансформирует его в творческое действие. Проблема та же, что и в пьесе про сердце: героиня ищет места в иерархии через одобрение вышестоящего лица, а не пытается познать природу вещей. Это все еще игры в дочки-матери, а не роман взросления. Как говорил мой приятель-брюнет, "полюбите нас черненькими, беленькими нас всяк полюбит".
Поэтому во вторую точку голливудского пути героя мы в этом проекте пройдем вместе с героями пьесы «Белый грязновик в стране чудес». Это пьеса о научном поиске, при котором счастье надо «нахимичить», и герои прямо воспроизводят сцену из «Белоснежки и семи гномов», где злая королева делает отравленное яблочко в попытке победить Белоснежку в борьбе за гормональное влечение принца. Только тут героиня, студентка-биолог Алиса Трудолюбкина, изучающая редкий цветок «белый грязновик», значимость исследования которого отрицает ее «злая королева» - научный руководитель. Зато жители волшебного королевства очень им интересуются, потому что этот цветок гипнозом выводит всех их из строя, начиная с правящей там Белой королевы.
Под микроскопом Алиса видит в цветке черные пятна негативных мыслей жителей королевства, а при увеличении разрешения – и решение их проблем: если изъять тычинку из соцветия, можно обезвредить Белый Грязновик, после чего яркий свет убьет его гипнотические свойства. Получится, что негатив в умах можно убить ультрафиолетовыми лампами, предварительно кастрировав цветы нашей жизни. Это, конечно, решение, но очень жесткое – примерно, как решить проблему эмоциональной инвалидности Злой королевы путем химической кастрации принца. Принц в этой пьесе, кстати, есть – и он страшен, как война, – спасибо осветителю. А когда героиня в черной маске колдует над химическими ретортами, зритель начинает бояться и ее. Сон разума, навеянный Белым грязновиком, рождает чудовищ. ?.
Ясно, что для героического сценария обретения счастья нужно искать решение выхода из психосоматики, работающее получше. И Голливуд тут тоже не получается из-за главной проблемы подражательных сценариев – в них автор не берет на себя риск сделать нечто оригинальное, «превысив дракона в себе». В итоге не происходит трансформации автора, а потому и герой у такого автора отсекает свой потенциал роста, а не трансформирует его в творческое действие. Проблема та же, что и в пьесе про сердце: героиня ищет места в иерархии через одобрение вышестоящего лица, а не пытается познать природу вещей. Это все еще игры в дочки-матери, а не роман взросления. Как говорил мой приятель-брюнет, "полюбите нас черненькими, беленькими нас всяк полюбит".
Потерянная любовь: эдиповы танцы безнадежности
И тут мы попадаем в третью точку единого голливудского блокбастера «Театральной перспективы» под названием «Потерянная любовь». Это нижняя энергетическая точка любой истории, в которой герой либо трансформируется и обретает свою скрытую доселе силу, либо, как это бывает с реальной гусеницей в куколке, разлагается до клеточного уровня и… застывает в этой «точке тишины», неспособный к внутренним изменениям. В «Потерянной любви» сюжет обратный «Сердцу размером с солнце»: стеснительный герой ищет девушку, которая его полюбит. У него травма – его прежняя подружка уехала от него познавать природу вещей в Кембридж. Она выдавила из себя раба, как говорил великий драматург Чехов, - и оставила героя, ищущего тихого бюргерского счастья.
И вот наш герой в поисках сильного женского плеча сначала нарывается в парке на девушку-бойца, которая бросает его через плечо и раскидывает по сцене его друзей. А потом и вовсе на замужнюю барышню, с которой он страстно танцует в своих мечтах, но в реальности она его презрительно динамит. И наконец, удача – он натыкается на девушку с апельсинами, которые та роняет. Собирая их п полу, они вступают с разговор и обнаруживают, что девушка подрабатывает в детском саду, а герой является сыном воспитательницы детсада. В этот момент зрителю становится ясно, что девушка с перспективами в Кембридже для героя – «не по Сеньке шапка». И его трансформационное решение – «бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе», как недавно сказал мне о своем мотто юный арт-куратор. Сложность только в том, что это решение в сторону «деградации к истокам», а не роста над собой. Поэтому Голливуду такой герой не подходит – это история об успешном отступлении с поля боя. Если в предыдущих пьесах барышни рассказывали о страхе перед красавцами-мужчинами, то в этой ботаник делится с нами страхом перед женщинами. Надежду дает только его эдипов танец страсти с замужней дамой, показывающий, что у героя есть порох в пороховницах. Но трансформации его за пределы детсада пока нет?. Пьесу написали четыре барышни и один юноша - и женское начало его подавило.
Внутри всех этих сценариев герой остается двойственным: расщепленным на проблему и мечту о том, что кто-то ее решит. Он не способен найти win-win решение, которое объединит желаемое и действительное. Психологически эти герои еще проецируют свои страхи на других, и их либидо остается в рабстве у их же страхов перед взрослением. Все мы, лучше или хуже, проходили этот путь из детской ин-валидности в зрелую валидность. Но для создания героического голливудского блокбастера с большими международными сборами сила основного инстинкта героев должна таки раскрыться ?.
И тут мы попадаем в третью точку единого голливудского блокбастера «Театральной перспективы» под названием «Потерянная любовь». Это нижняя энергетическая точка любой истории, в которой герой либо трансформируется и обретает свою скрытую доселе силу, либо, как это бывает с реальной гусеницей в куколке, разлагается до клеточного уровня и… застывает в этой «точке тишины», неспособный к внутренним изменениям. В «Потерянной любви» сюжет обратный «Сердцу размером с солнце»: стеснительный герой ищет девушку, которая его полюбит. У него травма – его прежняя подружка уехала от него познавать природу вещей в Кембридж. Она выдавила из себя раба, как говорил великий драматург Чехов, - и оставила героя, ищущего тихого бюргерского счастья.
И вот наш герой в поисках сильного женского плеча сначала нарывается в парке на девушку-бойца, которая бросает его через плечо и раскидывает по сцене его друзей. А потом и вовсе на замужнюю барышню, с которой он страстно танцует в своих мечтах, но в реальности она его презрительно динамит. И наконец, удача – он натыкается на девушку с апельсинами, которые та роняет. Собирая их п полу, они вступают с разговор и обнаруживают, что девушка подрабатывает в детском саду, а герой является сыном воспитательницы детсада. В этот момент зрителю становится ясно, что девушка с перспективами в Кембридже для героя – «не по Сеньке шапка». И его трансформационное решение – «бери ношу по себе, чтоб не падать при ходьбе», как недавно сказал мне о своем мотто юный арт-куратор. Сложность только в том, что это решение в сторону «деградации к истокам», а не роста над собой. Поэтому Голливуду такой герой не подходит – это история об успешном отступлении с поля боя. Если в предыдущих пьесах барышни рассказывали о страхе перед красавцами-мужчинами, то в этой ботаник делится с нами страхом перед женщинами. Надежду дает только его эдипов танец страсти с замужней дамой, показывающий, что у героя есть порох в пороховницах. Но трансформации его за пределы детсада пока нет?. Пьесу написали четыре барышни и один юноша - и женское начало его подавило.
Внутри всех этих сценариев герой остается двойственным: расщепленным на проблему и мечту о том, что кто-то ее решит. Он не способен найти win-win решение, которое объединит желаемое и действительное. Психологически эти герои еще проецируют свои страхи на других, и их либидо остается в рабстве у их же страхов перед взрослением. Все мы, лучше или хуже, проходили этот путь из детской ин-валидности в зрелую валидность. Но для создания героического голливудского блокбастера с большими международными сборами сила основного инстинкта героев должна таки раскрыться ?.
«Смотрящий» в Голливуд
Но не расстраивайтесь – на горизонте «Театральной перспективы» есть победная точка №4 из голливудского сценария - и эта пьеса называется «Смотрящий». Это фантасмагория о том, как современный молодой человек с символическим именем Богдан наследует дом в деревне после смерти прадеда с древним именем Ладамир. Дед оказывается «смотрящим», то есть предводителем разной деревенской нечисти. Приехав принимать наследство, герой одевает на шею прадедов амулет. И оказывается вовлечен в отношения с волшебной помощницей - духом с европейским именем Сузана (но почему-то с одним «н»), а также окрестными лешими, водяными и домовыми. Все это прилагается к унаследованной должности «смотрящего».
Волшебница Сузана, способная «вынести мозг», как написано в послании прадеда герою, помогает Богдану освоить навыки медиации между кикиморами и русалками, овладеть мечом-кладенцом и победить некоего злого восточного паладина, грозящего захватить власть в этих местах и убивающего русалок. В процессе битвы с врагом Сузана погибает, спасая героя, а после боя возрождается - но не духом, а уже женщиной. Потому что, оказывается, она была превращена в дух амулета за грехи, а героическая смерть эти грехи искупила. Очень буддийская история, скажу я вам. При грамотной докрутке тянет на голливудскую сказку о женском лидерстве евразийского масштаба в эпоху сквозной цифровизации вплоть до виртуальной реальности, чему так способствовала пандемия.
И завершает путь героя, выходящего из психосоматики «Театральной перспективы», спектакль «Волшебство кисти». Это история творческой школьницы Веры, создающей волшебные миры своей фантазией, но неспособной разобраться со своей обычной жизнью. С помощью замечательной кисти, подаренной нелюдимой и странной подругой Таней, она рисует оживающих фей и русалок. Однако в день рождения ее дразнят по телефону «девочкой из предыдущего столетия» приземленные и грубые одноклассники, живущие в скучном бюргерском мире черно-белых иерархий.
Для подростка из российской провинции 21 века кличка обидная, если не залезть в Интернет и не выяснить, что в 20 веке было много замечательных художников, на которых можно равняться даже очень современным нахалам с последними версиями смартфонов. Кличка Пикассо или Уорхол сегодня дорогого стоит и по сути, и в деньгах. Да что там - работа Константина Коровина «В саду» 1923 года продана 23 ноября 2020 года за £1 198 500, c превышением предварительной оценки в пять раз. А на ней совершенно волшебной кистью нарисована практически юная героиня этой пьесы в белом платье. И это не частный случай - «Обнаженная» Зинаиды Серебряковой, написанная в 1929 году, в тот же день ушла с молотка за £682 500. В Sotheby’s на лондонские торги 1 декабря 2020 года выставлена «Зимняя ночь» Натальи Гончаровой со стартовой оценкой £1 500 000-2 000 000. Но, правда, это работа аж позапрошлого века – она написана в 1898 году.
Зато «Эскиз к импровизации №8» Василия Кандинского 1909 года куплен за $23 млн - в 2012 на аукционе Christie’s в Нью-Йорке. А на эскизе, между прочим, изображен герой с золотым мечом. Шедевр больше 50 лет хранился в собрании фонда братьев Фолькарт из Швейцарии, а с 1960 года был выставлен в Художественном музее Винтертура, откуда объездил главные музеи и выставки всего мира. В сюжете этого фигуративно-абстрактного эскиза смешаны немецкие народные сказки, Киевский пейзаж и легенда о святых Борисе и Глебе. Так что его вполне можно рассматривать как путь героя в евразийском пространстве. И если вы умом и сердцем вступите в контакт с архетипом сияющего героя с мечом, то безотносительно к тому, почем и в чьей коллекции хранятся его портреты и аллегории, вы лично будете идти путем истинного героя в любом реальном и виртуальном пространстве.
Но наша героиня еще не поняла глобальной силы и героической цены волшебной кисти, и мнение одноклассников ей важнее экспертизы ведущих аукционных домов мира. Юной художнице Вере не хватает веры в себя. А потому в своей горестной отверженности она рисует и уничтожает нескладного мальчишку, после чего… осознает свой гнев и решает, что создавать в злобе и уничтожать в отчаянии – это не путь героя. Художница говорит своим феям, что источник проблем с одноклассниками – ее гордыня, и решает подружиться со странной одноклассницей Таней, которая и подарила ей эту самую волшебную кисть. После чего все бывшие враги творчески обнимаются в аллегорическом финальном танце. Апофеоз. Отличная заявка на психологическую драму о бесстрашной трансформации творческого героя поколения Z, не так ли?
Но не расстраивайтесь – на горизонте «Театральной перспективы» есть победная точка №4 из голливудского сценария - и эта пьеса называется «Смотрящий». Это фантасмагория о том, как современный молодой человек с символическим именем Богдан наследует дом в деревне после смерти прадеда с древним именем Ладамир. Дед оказывается «смотрящим», то есть предводителем разной деревенской нечисти. Приехав принимать наследство, герой одевает на шею прадедов амулет. И оказывается вовлечен в отношения с волшебной помощницей - духом с европейским именем Сузана (но почему-то с одним «н»), а также окрестными лешими, водяными и домовыми. Все это прилагается к унаследованной должности «смотрящего».
Волшебница Сузана, способная «вынести мозг», как написано в послании прадеда герою, помогает Богдану освоить навыки медиации между кикиморами и русалками, овладеть мечом-кладенцом и победить некоего злого восточного паладина, грозящего захватить власть в этих местах и убивающего русалок. В процессе битвы с врагом Сузана погибает, спасая героя, а после боя возрождается - но не духом, а уже женщиной. Потому что, оказывается, она была превращена в дух амулета за грехи, а героическая смерть эти грехи искупила. Очень буддийская история, скажу я вам. При грамотной докрутке тянет на голливудскую сказку о женском лидерстве евразийского масштаба в эпоху сквозной цифровизации вплоть до виртуальной реальности, чему так способствовала пандемия.
И завершает путь героя, выходящего из психосоматики «Театральной перспективы», спектакль «Волшебство кисти». Это история творческой школьницы Веры, создающей волшебные миры своей фантазией, но неспособной разобраться со своей обычной жизнью. С помощью замечательной кисти, подаренной нелюдимой и странной подругой Таней, она рисует оживающих фей и русалок. Однако в день рождения ее дразнят по телефону «девочкой из предыдущего столетия» приземленные и грубые одноклассники, живущие в скучном бюргерском мире черно-белых иерархий.
Для подростка из российской провинции 21 века кличка обидная, если не залезть в Интернет и не выяснить, что в 20 веке было много замечательных художников, на которых можно равняться даже очень современным нахалам с последними версиями смартфонов. Кличка Пикассо или Уорхол сегодня дорогого стоит и по сути, и в деньгах. Да что там - работа Константина Коровина «В саду» 1923 года продана 23 ноября 2020 года за £1 198 500, c превышением предварительной оценки в пять раз. А на ней совершенно волшебной кистью нарисована практически юная героиня этой пьесы в белом платье. И это не частный случай - «Обнаженная» Зинаиды Серебряковой, написанная в 1929 году, в тот же день ушла с молотка за £682 500. В Sotheby’s на лондонские торги 1 декабря 2020 года выставлена «Зимняя ночь» Натальи Гончаровой со стартовой оценкой £1 500 000-2 000 000. Но, правда, это работа аж позапрошлого века – она написана в 1898 году.
Зато «Эскиз к импровизации №8» Василия Кандинского 1909 года куплен за $23 млн - в 2012 на аукционе Christie’s в Нью-Йорке. А на эскизе, между прочим, изображен герой с золотым мечом. Шедевр больше 50 лет хранился в собрании фонда братьев Фолькарт из Швейцарии, а с 1960 года был выставлен в Художественном музее Винтертура, откуда объездил главные музеи и выставки всего мира. В сюжете этого фигуративно-абстрактного эскиза смешаны немецкие народные сказки, Киевский пейзаж и легенда о святых Борисе и Глебе. Так что его вполне можно рассматривать как путь героя в евразийском пространстве. И если вы умом и сердцем вступите в контакт с архетипом сияющего героя с мечом, то безотносительно к тому, почем и в чьей коллекции хранятся его портреты и аллегории, вы лично будете идти путем истинного героя в любом реальном и виртуальном пространстве.
Но наша героиня еще не поняла глобальной силы и героической цены волшебной кисти, и мнение одноклассников ей важнее экспертизы ведущих аукционных домов мира. Юной художнице Вере не хватает веры в себя. А потому в своей горестной отверженности она рисует и уничтожает нескладного мальчишку, после чего… осознает свой гнев и решает, что создавать в злобе и уничтожать в отчаянии – это не путь героя. Художница говорит своим феям, что источник проблем с одноклассниками – ее гордыня, и решает подружиться со странной одноклассницей Таней, которая и подарила ей эту самую волшебную кисть. После чего все бывшие враги творчески обнимаются в аллегорическом финальном танце. Апофеоз. Отличная заявка на психологическую драму о бесстрашной трансформации творческого героя поколения Z, не так ли?
Русский инклюзивный Голливуд: как это делается за сценой?
А теперь давайте посмотрим, как все это работает «изнутри». Актриса Театра на Покровке Таня Чепелевич, играющая там главную женскую роль в спектакле «Красавец мужчина», получила роль девушки-инвалида в пьесе «Сердце размером в солнце». Таня участвует в «Театральной перспективе» не первый год и репетиции роли колясочницы углубили ее понимание проблем инклюзии: «После репетиции в культурном центре «Белые облака» я решила попробовать вжиться в роль: выехать в коляске на улицу, спуститься в метро. И тут обнаружилось, что я не смогу даже спуститься на колесах из репетиционного зала на третьем этаже. После этого я стала замечать, насколько мало инклюзивна московская инфраструктура: большинство привычных мест, например, кофейни или входы в подъезды, практически нигде не оборудованы пандусами. Я бы очень хотела, чтобы люди, посмотревшие наш спектакль, также обратили на это внимание, чтобы об этом задумались те, кто благоустраивает столицу. Ведь если мы не будем общаться «вживую», то как поймём другого человека, полюбим его? Лично мне не хотелось бы терять возможность любить кого-то, только потому что я не могу выйти из дома».
Актуальная проблема времен самоизоляции, правда? Только Таня, как и автор пьесы, еще не понимает, что не инвалидная коляска ограничивает любовь их героини, а ограничение ее мышления ин-валидной моделью жизни. На западе инвалиды иначе называются «dependent» - зависимые. Зависимость дает большую вторичную выгоду – право на помощь, цепляясь за которую, можно навеки остановиться в развитии. Однако больные люди могут не только искать защиты у здоровых, но и помогать им сами, сотрудничать, созидать – вспомните физика Стивена Хокинга и психолога Милтона Эриксона. А пока вы ищете себе красавца-мужчину в качестве решения своих проблем, сложно разглядеть потенциал партнерского взаимо-обучения и взаимо-дополнения здоровых и больных, сильных и слабых, мужчин и женщин. Ибо вы все еще в самом начале сценария на пути героя серьезной инклюзии, и по законам семейной психологии дополнять вас будут такие же несвободные от своих страхов и проекций люди.
Зато актриса театра Школа современной пьесы Анастасия Рысева, игравшая волшебницу Сузану в спектакле «Смотрящий», который я поставила на вершину общего пути героя «Театральной перспективы», видит свой инклюзивный опыт на гораздо более зрелом уровне. Настя - звезда знаменитого рок-мюзикла «Тодд» и международного перформанса «Ложь», поставленного бельгийской компанией Impressario, На телевидении Настя играла в криминальном сериале «Анатомия убийства», телеистории «Там, где ты», поднимающей проблемы глухонемых детей, мелодраме «Чужая кровь» и недавно прошедшем «Новом соседе». В 2021 вы увидите ее в новогоднем фильме «Три желания», в сериалах «Свадебные хлопоты» и «Миша портит все», а также в социальной драме «Жить дальше». Так что из театральных и киноработ Рысевой можно выстроить самостоятельный путь героини.
При этом у Насти также большой опыт благотворительных постановок, поэтому «Смотрящем» она успешно репетировала и играла с детьми с ДЦП и синдромом Дауна. «Этот проект расширяет сознание не только для особенных детей, но и для профессиональных артистов», - говорит Настя. Она хорошо понимает суть инклюзивного взаимообучения: дети учатся у нее актерской профессии, а она у них - бесстрашию, искренности, открытости и умению радоваться жизни «здесь и теперь». Ее потрясла невероятная фантазия, чувство юмора и любовь к жизни автора пьесы Арины Маркиной. А общаясь с партнерами по инклюзивной сцене, актриса поняла, насколько, по сути, малы и незначительны те проблемы и страхи, что мучают обычных людей. Теперь любовь к жизни, которой она научилась у особенных детей, дает ей новое творческое рвение в профессии и помогает преодолевать прежде неприступные жизненные барьеры.
«Я давно веду мастер-классы для детей с онкологией, и уже поняла, что у меня ноль проблем в жизни, их просто нет. А работа в «Театральной перспективе» дала мне понимание того, что нужно начинать с себя», - говорит Настя, - «Как бы нам ни диктовал социум, что благотворительность – это большие деньги, обычным людям надо начинать с того, чтобы делиться посильной эмоциональной и духовной помощью. Это так же важно, как финансовая составляющая». За время репетиций актерская труппа «Смотрящего» стала Настиной маленькой семьей: актриса обнаружила совпадение своих жизненных ценностей с миром особенных детей, и, хотя относилась к ним с огромным трепетом, но работала на равных. Она сама смотрится очень органичным лидером в пьесе, хотя, как известно, на сцене дети обычно переигрывают профессионалов. И когда после премьеры юные актеры продолжают ей звонить с вопросами «про жизнь», перегруженная работой на профессиональных площадках Настя Рысева страшно гордится, что у них сложилась достаточно общей жизни, в которой они могут другу другу помогать в жизнетворчестве.
«Когда на поклонах тебя обнимают дети, говорят тебе спасибо, и ты видишь их глаза, полные огромной любви, то понимаешь, что будешь продолжать дарить им эти особенные эмоции, понимая, что получаешь в сто раз больше. После работы на сцене с детьми с ДЦП я ощутила свою ответственность за роль проводника в профессию, и стала жить совершенно по-другому. Я вкладываю в них частичку своего взгляда на жизнь, и продолжаю с ними общаться после постановки», - добавляет актриса. У ребят, по профессиональному мнению актрисы, за время репетиций произошел огромный творческий рост – и дети это очень ценят. После спектакля сердечную и веселую Настю действительно со всех сторон облепляют довольные дети, с которыми она играет на сцене, чтобы играть с ней в жизнь дальше.
А теперь давайте посмотрим, как все это работает «изнутри». Актриса Театра на Покровке Таня Чепелевич, играющая там главную женскую роль в спектакле «Красавец мужчина», получила роль девушки-инвалида в пьесе «Сердце размером в солнце». Таня участвует в «Театральной перспективе» не первый год и репетиции роли колясочницы углубили ее понимание проблем инклюзии: «После репетиции в культурном центре «Белые облака» я решила попробовать вжиться в роль: выехать в коляске на улицу, спуститься в метро. И тут обнаружилось, что я не смогу даже спуститься на колесах из репетиционного зала на третьем этаже. После этого я стала замечать, насколько мало инклюзивна московская инфраструктура: большинство привычных мест, например, кофейни или входы в подъезды, практически нигде не оборудованы пандусами. Я бы очень хотела, чтобы люди, посмотревшие наш спектакль, также обратили на это внимание, чтобы об этом задумались те, кто благоустраивает столицу. Ведь если мы не будем общаться «вживую», то как поймём другого человека, полюбим его? Лично мне не хотелось бы терять возможность любить кого-то, только потому что я не могу выйти из дома».
Актуальная проблема времен самоизоляции, правда? Только Таня, как и автор пьесы, еще не понимает, что не инвалидная коляска ограничивает любовь их героини, а ограничение ее мышления ин-валидной моделью жизни. На западе инвалиды иначе называются «dependent» - зависимые. Зависимость дает большую вторичную выгоду – право на помощь, цепляясь за которую, можно навеки остановиться в развитии. Однако больные люди могут не только искать защиты у здоровых, но и помогать им сами, сотрудничать, созидать – вспомните физика Стивена Хокинга и психолога Милтона Эриксона. А пока вы ищете себе красавца-мужчину в качестве решения своих проблем, сложно разглядеть потенциал партнерского взаимо-обучения и взаимо-дополнения здоровых и больных, сильных и слабых, мужчин и женщин. Ибо вы все еще в самом начале сценария на пути героя серьезной инклюзии, и по законам семейной психологии дополнять вас будут такие же несвободные от своих страхов и проекций люди.
Зато актриса театра Школа современной пьесы Анастасия Рысева, игравшая волшебницу Сузану в спектакле «Смотрящий», который я поставила на вершину общего пути героя «Театральной перспективы», видит свой инклюзивный опыт на гораздо более зрелом уровне. Настя - звезда знаменитого рок-мюзикла «Тодд» и международного перформанса «Ложь», поставленного бельгийской компанией Impressario, На телевидении Настя играла в криминальном сериале «Анатомия убийства», телеистории «Там, где ты», поднимающей проблемы глухонемых детей, мелодраме «Чужая кровь» и недавно прошедшем «Новом соседе». В 2021 вы увидите ее в новогоднем фильме «Три желания», в сериалах «Свадебные хлопоты» и «Миша портит все», а также в социальной драме «Жить дальше». Так что из театральных и киноработ Рысевой можно выстроить самостоятельный путь героини.
При этом у Насти также большой опыт благотворительных постановок, поэтому «Смотрящем» она успешно репетировала и играла с детьми с ДЦП и синдромом Дауна. «Этот проект расширяет сознание не только для особенных детей, но и для профессиональных артистов», - говорит Настя. Она хорошо понимает суть инклюзивного взаимообучения: дети учатся у нее актерской профессии, а она у них - бесстрашию, искренности, открытости и умению радоваться жизни «здесь и теперь». Ее потрясла невероятная фантазия, чувство юмора и любовь к жизни автора пьесы Арины Маркиной. А общаясь с партнерами по инклюзивной сцене, актриса поняла, насколько, по сути, малы и незначительны те проблемы и страхи, что мучают обычных людей. Теперь любовь к жизни, которой она научилась у особенных детей, дает ей новое творческое рвение в профессии и помогает преодолевать прежде неприступные жизненные барьеры.
«Я давно веду мастер-классы для детей с онкологией, и уже поняла, что у меня ноль проблем в жизни, их просто нет. А работа в «Театральной перспективе» дала мне понимание того, что нужно начинать с себя», - говорит Настя, - «Как бы нам ни диктовал социум, что благотворительность – это большие деньги, обычным людям надо начинать с того, чтобы делиться посильной эмоциональной и духовной помощью. Это так же важно, как финансовая составляющая». За время репетиций актерская труппа «Смотрящего» стала Настиной маленькой семьей: актриса обнаружила совпадение своих жизненных ценностей с миром особенных детей, и, хотя относилась к ним с огромным трепетом, но работала на равных. Она сама смотрится очень органичным лидером в пьесе, хотя, как известно, на сцене дети обычно переигрывают профессионалов. И когда после премьеры юные актеры продолжают ей звонить с вопросами «про жизнь», перегруженная работой на профессиональных площадках Настя Рысева страшно гордится, что у них сложилась достаточно общей жизни, в которой они могут другу другу помогать в жизнетворчестве.
«Когда на поклонах тебя обнимают дети, говорят тебе спасибо, и ты видишь их глаза, полные огромной любви, то понимаешь, что будешь продолжать дарить им эти особенные эмоции, понимая, что получаешь в сто раз больше. После работы на сцене с детьми с ДЦП я ощутила свою ответственность за роль проводника в профессию, и стала жить совершенно по-другому. Я вкладываю в них частичку своего взгляда на жизнь, и продолжаю с ними общаться после постановки», - добавляет актриса. У ребят, по профессиональному мнению актрисы, за время репетиций произошел огромный творческий рост – и дети это очень ценят. После спектакля сердечную и веселую Настю действительно со всех сторон облепляют довольные дети, с которыми она играет на сцене, чтобы играть с ней в жизнь дальше.
Волшебство кисти как путь героя из ин-валидности в голове
Завершающую пьесу пути героя «Волшебство кисти» ставила актриса и режиссер Лена Капралова со школьниками театральной студии «Ирбис» на Арбате и парой взрослых актеров. Подростки поняли историю как сторителлинг о буллинге необычного человека, и решение проблем героини видят в объединении с другими странными людьми. Идея с точки зрения инноваций очень разумная, ибо «инклюзия одаренных» в мир обычных людей требует солидаризации творческой молодежи – будь то технологические или арт-проекты. Играя роли одноклассников, троллящих художницу Веру, школьницы с ужасом обнаружили в себе самих неуверенность и жестокость по отношению к творческим и особенным людям. Пришлось по ходу постановки «убивать драконов в себе».
Лена Капралова пригласила хореографа и поработала со светом, чтобы аллегория пути героя в творчество в исполнении школьниц выглядела по-шекспировки масштабно и по-чеховски психологично. На постановку двадцатиминутной пьесы ушло три недели репетиций. Для юных актрис постановка стала «сквозной инклюзией» в собственный жизненный опыт, потому что в «Ирбисе» за три-пять лет старшеклассников учат расширять воспринятие жизни через сцену, а не становиться профессиональным актером. Это место для творческого решения проблем молодежного роста во всем его многообразии и инклюзии талантливой молодежи во взрослый мир.
Девочки рассказали, что до «Волшебства кисти» поставили спектакль «Шекспир. Материалы», где в полуторачасовой спектакль соединили несколько самых знаменитых пьес великого драматурга, включая «Ромео и Джульетту», «Гамлета» и «Ричарда III». Лена Капралова говорит, для школьниц было открытием, что можно купить и прочесть книгу в твердой обложке. Но, похоже, в отличие от героини «Сердца размером с солнце» Шекспир до школьниц достучался. Сейчас Лена ставит с девочками чеховскую «Чайку», которая будет идти три часа. Так что, играя в маленьком аллегорическом спектакле о творческих муках ровесников, написанном школьницей-инвалидом, они могли соотнести современность поколения Z с вечными проблемами и шедеврами большой художественной классики на сцене или холсте.
Вообще главное обретение инклюзивной постановки, включаете ли вы в свою жизнь таланливых людей, инвалидов или, например, мигрантов из другой культуры, – это новый взгляд на вещи изнутри и огромный отклик зала. В «Театральной перспективе» в зале сидят люди с инвалидностью, обладающие той любовью к жизни, о которой говорила актриса Настя Рысева. А осознанная, многогранная, творческая и радостная жизнь «здесь и теперь» - это и есть главная победа героя и героини на пути любого голливудского сценария творческого успеха. На сцене, на экране, на холсте и в (пост)пандемической жизни. Чего и нам желаю.
- Поначалу на горизонте появляется легкая дымка. Ты всматриваешься. Всматриваешься. Она превращается в пятно, в густую тень на воде. Проходит день, и еще один. Пятно медленно растягивается вдоль горизонта, обретая очертания. И вот на третий день ты начинаешь верить собственным глазам. И тогда ты осмеливаешься прошептать слово «Земля». Земля. Жизнь. Возрождение. Настоящее приключение: переход из бескрайней неизвестности, из необъятности океана в совершенно иную жизнь. И это, ваше Величество, и есть Новый Свет.
Монолог пирата из фильма «Золотой век»
о временах правления английской королевы Елизаветы
Завершающую пьесу пути героя «Волшебство кисти» ставила актриса и режиссер Лена Капралова со школьниками театральной студии «Ирбис» на Арбате и парой взрослых актеров. Подростки поняли историю как сторителлинг о буллинге необычного человека, и решение проблем героини видят в объединении с другими странными людьми. Идея с точки зрения инноваций очень разумная, ибо «инклюзия одаренных» в мир обычных людей требует солидаризации творческой молодежи – будь то технологические или арт-проекты. Играя роли одноклассников, троллящих художницу Веру, школьницы с ужасом обнаружили в себе самих неуверенность и жестокость по отношению к творческим и особенным людям. Пришлось по ходу постановки «убивать драконов в себе».
Лена Капралова пригласила хореографа и поработала со светом, чтобы аллегория пути героя в творчество в исполнении школьниц выглядела по-шекспировки масштабно и по-чеховски психологично. На постановку двадцатиминутной пьесы ушло три недели репетиций. Для юных актрис постановка стала «сквозной инклюзией» в собственный жизненный опыт, потому что в «Ирбисе» за три-пять лет старшеклассников учат расширять воспринятие жизни через сцену, а не становиться профессиональным актером. Это место для творческого решения проблем молодежного роста во всем его многообразии и инклюзии талантливой молодежи во взрослый мир.
Девочки рассказали, что до «Волшебства кисти» поставили спектакль «Шекспир. Материалы», где в полуторачасовой спектакль соединили несколько самых знаменитых пьес великого драматурга, включая «Ромео и Джульетту», «Гамлета» и «Ричарда III». Лена Капралова говорит, для школьниц было открытием, что можно купить и прочесть книгу в твердой обложке. Но, похоже, в отличие от героини «Сердца размером с солнце» Шекспир до школьниц достучался. Сейчас Лена ставит с девочками чеховскую «Чайку», которая будет идти три часа. Так что, играя в маленьком аллегорическом спектакле о творческих муках ровесников, написанном школьницей-инвалидом, они могли соотнести современность поколения Z с вечными проблемами и шедеврами большой художественной классики на сцене или холсте.
Вообще главное обретение инклюзивной постановки, включаете ли вы в свою жизнь таланливых людей, инвалидов или, например, мигрантов из другой культуры, – это новый взгляд на вещи изнутри и огромный отклик зала. В «Театральной перспективе» в зале сидят люди с инвалидностью, обладающие той любовью к жизни, о которой говорила актриса Настя Рысева. А осознанная, многогранная, творческая и радостная жизнь «здесь и теперь» - это и есть главная победа героя и героини на пути любого голливудского сценария творческого успеха. На сцене, на экране, на холсте и в (пост)пандемической жизни. Чего и нам желаю.
- Поначалу на горизонте появляется легкая дымка. Ты всматриваешься. Всматриваешься. Она превращается в пятно, в густую тень на воде. Проходит день, и еще один. Пятно медленно растягивается вдоль горизонта, обретая очертания. И вот на третий день ты начинаешь верить собственным глазам. И тогда ты осмеливаешься прошептать слово «Земля». Земля. Жизнь. Возрождение. Настоящее приключение: переход из бескрайней неизвестности, из необъятности океана в совершенно иную жизнь. И это, ваше Величество, и есть Новый Свет.
Монолог пирата из фильма «Золотой век»
о временах правления английской королевы Елизаветы