войти
опубликовать

Наталья
Гарбер

Россия • художник, представитель галереи
Заказ работы

Виртуальность реальной жизни как факт

Наталья Гарбер, колонка для еженедельника "Компьютерра" в 1990-х
А вот зайца кому?! Зайца! Выбегайца! Кому заяц? Свежепойманный!!!
Хошь как хошь, а малавата! Малавата будет!
Из мультфильма "Падал прошлогодний снег"

История эта - виртуальная. Как говорится, нету меня. И я - не я, и лошадь - не моя. Мысли мои виртуальные, и я вам их виртуально - через мысль, которая изреченная есть ложь - передаю. Что поняли - это ваша собственная виртуальная реальность. А что я тут имела в виду - это моя виртуальность. И понимай как знаешь.

Психология отношений добра и зла в реальности
Так вот, один психолог как-то ответил мне на вопрос, решение которого я в свое время искала долго и безуспешно. А именно: почему люди хорошо образованные, очень начитанные, напичканные хорошей музыкой и театром, наглядно обученные всему доброму и вечному, могут быть совершенные подлецы? И классика он тебе кстати процитирует, и балет оценит, и театральное зрелище проанализирует, и автора любой симфонии с датой ее написания наизусть помнит, а придет час самому совершить какой-нибудь махонький поступочек -- так он, как назло, поступит ну совершенно гадко.
Психолог тут мне и говорит - ты когда в театре сидишь, что делаешь? Сопереживаю, говорю, до слез. А в Консерватории? Восхищаюсь, говорю, и проникаюсь всей душой. А когда книжку, говорит, читаешь? И тут, говорю, очень страдаю за героев, а описания природы пропускаю. Тут он меня и спрашивает: а что ты при этом ДЕЛАЕШЬ? А я ему опять - сопереживаю да проникаюсь. А он мне -- а ДЕЛАЕШЬ ты с этим своим переживанием что, действие какое совершаешь? Тут до меня дошло и я говорю: а ничего, говорю, не делаю. Книжку закрою, кино досмотрю, концерт дослушаю и иду чай пить. Ну и переживания обсуждать.
То-то же, говорит мне психолог. А поступков ты никаких и не совершаешь. Так что театр твой не столько учит тебя доброму и вечному сопереживать, сколько не вмешиваться, когда на сцене стреляются: ты -- зритель, твое дело слезами заливаться. И когда дети в театре бегут на сцену добрых Буратинок выручать, им объясняют, что не бороться надо, а сопереживать. Потому как, говоря современным языком, перед вами на сцене -- виртуальная реальность. Нечего в ней участвовать. Там уже все роли расписаны. И вашей, детки, роли там нет. Такие дела. Ваша роль -- в партере слезами сочиться. Запомнили? В кино -- и того хуже. Не кидаться же на экран -- там вообще все, если приглядеться, двумерное. Иллюзия. Про музыку вообще молчу.
"Но когда слушаешь несчастного Шостаковича, хочется умереть", завопила я. "Ну и как, получается?", осведомился психолог.
Так что все искусства, логично заключил он, это отводной канал твоей энергии. Как чучело начальника в японских фирмах. Поэтому с точки зрения этики лучше пусть человек в реальных условиях своей простой или непростой жизни научится помогать ближнему простыми и всем доступными способами, чем он будет сидеть причесанный и в бабочке в зале и смотреть, как обожаемый им герой корчится в последних судорогах на сцене. Потому как искусство условно, и одно из его условий -- чтобы зритель не мешал действию.
Так что подлец, наверное, только крепче становится, имея такой отличный отводной канал своего самовыражения: и проникся, и себе не повредил. Кроме того, начитавшись и насмотревшись, он еще лучше с той же психологической точки зрения объяснит свой следующий поганенький шаг. Вот так-то, заключил психолог, и пошел своей дорогой. И солнце в левый глаз ему светило.
А мне светило в правый. И я признала, что он чертовски прав. Но продолжала любить искусство, ибо в отношении искусства это был мой поступок, мое этическое действие, так что в целом логика не нарушалась.

Мультимедиа как оружие этики: не помогает
И вот пришла к нам эра мультимедиа. И создали интерактивные примочки аппаратного и программного спектра. И возник интерактивный перформанс, от одного названия которого у психолога этого лицо бы перекосило (он был славянофил). И показалось мне, что вот теперь-то искусство -- и обучение, и познание, и общение -- станут наконец интерактивными и для народных масс, а не только для создателей виртуальной реальности - режиссеров там всяких, музыкантов, учителей, политиков и прочих создателей виртуальных миров.
Щас!
What can we see on this picture, как было пророчески написано в старом советском учебнике английского. Игры мы see и комплекты "путешествий по", обучающие программы, где можно параметры поменять. Но свободы нет: все, в общем заложено и предсказуемо -- по второму разу я на эти CD-ROM'ы и не гляжу. Малавато будет!
И тут забрезжило, затеплилось, зашевелилось -- виртуальная реальность, VR, virtual reality. Неограниченные возможности взаимодействия, на все шесть органов чувств (или сколько их у меня там?) воздействует, что хочешь -- посмотрел, все потрогал, понюхал, всюду сам пробежался и в четвертое измерение вышел. А главное, главное, весь мир переделал, гравитацию на антигравитацию заменил, на Марс слетал, в ООН выступил за рыночную экономику, потом Папу Римского послушал
Как там в Ливии, мой Постум, -- или где там?
Неужели до сих пор еще воюем?
а потом в Мертвом море искупался, живой водой умылся, домой вернулся, с женой помирился -- и все сам, безо всяких там алгоритмов, которые программеры в твою машину заложили…
"- Ишь, размечтался...
- Жнатный зверюга! Мех! Мясо! Шкварок назарю... Не, луцсе снесу-ка его на ярманку. Тута дураков много, а зайцев, поди, мало... А вот зайца кому?! Зайца! Выбегайца! Кому заяц?!! Свежепойманный!!!"
Ну ладно, а как это все в реале происходит?
А вот как. Вошла я тут давеча в метро: смотрю - пустая скамейка. Ну я и присела. Справа от меня тут же нарисовался мужик лет пятидесяти - метр в кепке на коньках, с залысинами, одет по-советски, а слева звучно плюхнулся хлопчик лет двенадцати - в обливной курточке и ушанке от кота.
Смотрю: у мужика коробка такая яркая, красивая, глянцевая, типа из-под импортного утюга, только чуть длиннее. А мужик надписями на этой коробке прямо зачитывается - аж рот открыл. Дай, думаю, и я почитаю. Может, и вправду утюг попался интересный. Тоже себе куплю. И читаю: Sound Blaster AWE32 PnP.
Так, думаю, непростой мужик оказался. Детям, наверное, везет в подарок к Рождеству. И я не удивлюсь, что это его жена, строгая и авторитетная, послала детям за игрушками. Уж послала так послала. А как он носом-то по коробке водит! "Неужель по-английски понимает?" - мелькнула у меня ужасная мысль.
Поворачиваю голову в другую сторону: а как там этот, в котовской шапке? Оказывается, тоже неплохо устроился, книжку читает. Ну, думаю, что ж ты-то читаешь, сынок? Наверняка уж не Льва Толстого. Небось триллер какой, или детектив, или фантастику. А может и порнографию - один как-никак едешь, никто тебе не указ.
Выворачиваю голову боком, как ворона, и читаю одним глазом на обложке: "Энциклопедия компьютерных игр". Тьфу ты, нечисть!.. Ладно, думаю, еще я. Мне-то, Виртушке, положено, у меня призвание такое - в четвертом измерении шастать, между пятым и шестым вагоном ехать, звонить с неработающего телефона без жетончика и все такое. А это-то что? Горе лукавое...
И вот сижу я между ними, вся из себя такая виртуальная, вагоны трясет, в голове у меня Vega с AudioWorks'ом болтаются как чемоданы, в трюме: ездят там себе из стороны в сторону, ни к чему не привязанные, за все зацепляются. Слева от меня простой советский, гладко выбритый и слегка поддатый бластером, а справа - новое поколение по умной книжке пятый уровень 3D Lemming'ов долбит. А над поручнями две патлатых головы зависли и бубнят: "монитор транзакций... Pentium 100-120 мэгагэрц... мультикарта с разъемами под кэш... дейтаком... лазержет..."

Секрет примирения добра и зла: интеграция оппозиции в голове
... О боги, боги, и при луне мне нет покоя. Пришла домой, включаю телевизор, а там какая-то синяя обезьяна в разрешении 320x200 прыгает на три фазы: стойка "смирно", шаг, зависание в прыжке, опять "смирно", шаг, прыжок... Вокруг этой обезьяны якобы каменные стены, справа в глубине кадра - якобы дверь, из которой неровным шагом наркоманов - на две фазы, отталкиваясь все время одной ногой - выходят другие обезьяны, только желтые.
Пока я пытаюсь понять, что это мой телевизор с мыльных опер перешел на сцены из жизни обезьян-маньяков, возникает голос за кадром: "А врагов мы можем убить одним ударом ноги. Правой, конечно. Враги после удара падают и растворяются в воздухе, чтобы через несколько секунд снова появиться из двери".
Когда-то, еще во времена застоя, я увидела мерзкий мультфильм про каких-то положительных медвежат и кошечек, в котором ленивый мультипликатор расфазовал главного медвежонка, самого положительного и пресного, на две фазы в профиль. В итоге у медвежонка была толчковая правая, и шел он так: стойка "смирно" в профиль, толчок правой ногой и та далее. Левой ногой несчастный, видимо, не владел в принципе и напоминал иллюстрацию к песне: "Без меня тебе, любимый мой, идти одной ногой".
С тех пор прошло много лет, и вот мерзостное качество худшей советской мультипликации перешло на экраны мониторов. А теперь и мой телевизор потчует меня этой гадостью, подумала я с тоской. Только там медвежата с собачками проявляли чудеса идиотизма, защищая советские идеалы добра и справедливости, и подавали пример тогдашним пионерам. А теперешним пионерам предлагается идентифицировать себя с 8-битной синюшной макакой и под кислую музыку правой ногой бить других макак туда, куда любой кодекс чести бить запрещает, "...чтобы потом они опять появились из двери", - поучительно добавляет закадровый голос из телевизора.
И вспомнилось мне, как в МГУ мы учили историю КПСС по учебникам, выпущенным в начале-середине восьмидесятых. Учебники эти задним числом нечитабельным языком предъявляли нам полную и абсолютную правоту и жуткую прозорливость КПСС. И до меня никак не доходило, почему же это коммунисты никак не могли победить все остальные фракции в молниеносном интеллектуальном поединке, коли по аксиоматике истории КПСС они все такие умные и все по их планам как раз и получается. Между тем по тексту учебников выходило, что оппортунистов все время как бы недоразоблачают - вроде бы КПСС все знает и оппортунистам фору дает, как кошка с мышкой играет.
Почему же нельзя было объяснить все сразу и более не мучиться в бесконечных дебатах? Ведь и учить тогда ничего не приходилось бы: была бы не история КПСС, а одна КПСС-речь! "Можно я об этом спрошу на экзамене?" - приставала я к моему умному приятелю, тогда студенту юридического. А приятель весело объяснял мне: "Если на экзамене этот вопрос возникнет, говори, что оппортунисты нужны затем, чтоб их все время разоблачать". Чтоб они потом опять появлялись из двери, добавляю я теперь, глядя в экран стыдливо мигающего телевизора.
Не буду я больше включать телевизор, а поеду-ка я лучше в гости к этому приятелю - у него теперь одна из лучших коллекций классической музыки в Москве. Хоть нормальные звуки послушаю. А то куда не кинься - всюду новые слова на букву "бластер" и 8-битные макаки... А про Рождество ни полслова. А приятель мне и говорит: музыку послушай и спроси своих компьютеризированных учеников, как они видят эту новую виртуальную реальность. Хорошо, сказала я. И спросила.

Мультимедиа-этика 21 века устами молодежи 20-го: душа обязана трудиться
Ученики мои в тех давних 1990-х были тинэйджеры, которые знали, что такое Windows и Интернет, компьютерные базы данных и издательские системы. Я учила этих просвещенных молодых людей компьютерной анимации и наблюдала, как они становятся мягче и гармоничней, как они приобретают очарование и привыкают дружить друг с другом, как они становятся наблюдательными зрителями и творческими участниками окружающей их жизни. Вот я учила их где-то с год, а потом и спросила - что же такое виртуальная реальность? И они мне ответили, что ВР - это:
• "компьютерная реальность" или "игры на мультимедия" (только не спрашивайте, почему "на");
• "кажущаяся, вымышленная реальность. Но трехмерная." Замечание про 3D следует признать принципиальным. Кстати, такое определение лишает шансов называться виртуальной реальностью двумерную анимацию и книги. Остается, правда, вопрос о трехмерности Интернета. Но двумерный мультипликационный герой Bugs Bunny таким образом уж точно лишился возможности считать себя виртуальным. Стал ли он реальным или застрял где-то между тем и тем?;
• "мир, существующий не реально, а созданный в твоем мышлении с помощью компьютера. Этот мир состоит из шлема, перчаток и т.д." И все-таки мне кажется, что виртуальный мир в моей голове состоит из чего-то более эфемерного, чем шлем и перчатки;
• "ВР - это что-то яркое и беспокойное". Гениальное определение. Действительно покоя там, как правило, нет;
• "это замена настоящей реальности. Новая реальность, которая лучше настоящей". Точный ответ для компьютерных наркоманов;
• "это размытые образы предметов или изображение чувств в размытом состоянии". Видимо, качество изображения в видеоиграх привело ребенка к представлению о том, что ВР обязательно должна давать нечеткое изображение. Что касается "размытых чувств", то такое бывает и в самой обычной реальности, а вот реалистично отобразить это самое размытое чувство может, пожалуй, только технология ВР;
• "это не существующий, воображаемый мир, который может оказаться реальным". По крайней мере последствия его вполне могут оказаться реальными: головокружение, страх, радость и азарт, порождаемые этой технологией, вполне реальны;
• "это не реальный мир, в котором ты чувствуешь все, как в настоящей жизни". Просто научная дефиниция, не правда ли? Автору 13 лет.
По вопросу о применениях ВР: мои ученики знали, что ее можно применить в медицине (откуда такое специфическое знание?), компьютерных играх и мультфильмах, а также при съемках "крутого" фильма. Тот, кто знает про шлемы и перчатки, знает и то, что ВР применяется для тренировки космонавтов и для создания трудно доступных в реальной жизни ситуаций. Автор ответа про "яркое и беспокойное", видимо, испуганный возможностями ВР, сказал, что ВР применяется в "чем-то таком же". Имеется в виду, что в чем-то таком же ярком и беспокойном. Ну, космические и автотренажеры действительно не располагают к расслаблению. Как и "крутые" фильмы будущего, которые будут снимать с помощью ВР.
После этих рассуждений пришлось рассказать детям о ВР с точностью до Интернета, моделирования, той же медицины, искусства и так далее. Вопрос номер три был таков: "Считайте, что вам предоставлены все возможные компоненты ВР-технологии. Что бы вы хотели увидеть, пережить, сделать?" Так вот, дети 20 века хотят:
• "попасть на Ниагарский водопад, услышать, увидеть и прыгнуть в него. А потом поплавать". Полностью присоединяюсь. А вы?;
• "походить в доме и потрогать разные предметы." Знаете, для чего? Чтобы понять, "какое отличие есть между реальностью и жизнью". Ответ философа 11 лет;
• "оказаться за штурвалом самолета "Кобра". Это для сильных духом мужчин. А сказать вам для чего это ему нужно? Для того, чтобы "ощутить себя пилотом безо всякой опасности для жизни". Был еще один сходный ответ: человек хотел "увидеть весь мир, совершать подъемы на опасные горы, прыгать в пропасти, побывать в облике Ельцина и Цезаря". Ой, вот уж никому такого не пожелаю. А знаете, для чего все это? "Для того, чтобы удовлетворить свои желания". Интересно, если этим двум и вправду родители купят ВР-установку и они станут упражняться в смелости и величии "безо всякой опасности для жизни", что они станут делать, если к ним в темном переулке пристанет группа настоящих хулиганов? Или если придется принимать решение по чрезвычайной ситуации? Reset?
• "встретиться с людьми, не доступными в реальной жизни". Думаете, он со Львом Толстым решил поговорить о смысле жизни? Нет, он хочет вживую "послушать песни любимой группы у них в студии, поговорить с ними, получить все ощущения как от реальной встречи". Ребенок хочет таким образом "осуществить свою мечту и пережить все возможные эмоции". Между прочим, неплохая идея для шоу-бизнеса, очень коммерчески выгодная и осуществимая даже при недорогих шлемах;
• а есть люди, которые хотят "поиграть в теннис с каким-нибудь известным теннисистом", "попасть в Венецию и побывать в музеях". И этих людей много. Это тоже очевидная коммерческая идея, которую с тех пор реализовали в массе форм;
• есть такие, которые хотят "побывать во многих странах, все там посмотреть и купить". Привет из Варьете! Снова в моде виртуальные платья и шляпки от Коровьева и Бегемота! И с тем же эффектом при выходе на улицу после представления. Пардон, после снятия шлема;
• ну, понятно, что многие мечтают "оказаться на море, где вода 30 С и полно вкусных плодов." Бедный, вот с плодами будет большая накладка. Кстати, этот ответ указывает как раз на ту компоненту технологии, которая создает максимальные проблемы: переход виртуальных предметов внутрь организма. Кстати, этот мечтатель хочет на море затем, чтоб "было что рассказать потомству." Без комментариев;
• следующее высказывание привожу в авторской орфографии: человек 14 лет хочет "зделать так чтобы ученые всего мира присуждили" ему Нобелевскую премию, "а потом это все показать друзьям". Понятно, показать нужно для того, чтоб друзья обзавидовались в интерактивном режиме. Кроме того, он хочет быть как "Шварцнейгер" и чтоб Ван Дамм работал у него "шестеркой". Последнее он хочет уже просто "для прикола". А я думаю, глядя на эти ответы, что с помощью технологий ВР можно лечить комплексы неполноценности. А можно их делать;
• есть люди, которые хотят "оказаться на другой планете в роли исследователя". Этих людей не много, однако приятно, что они есть и научный заказ на приложения ВР в этом ответе просматривается со всей очевидностью;
• а есть те, кто мог бы применить ВР для психологических и бизнес-тренингов. Это тот, кто, получив технологию ВР на руки, хотел бы "пообщаться с людьми, которых никогда не видел, и почувствовать то, что никогда не чувствовал. Это нужно для того, чтобы понять, как себя вести в той или иной ситуации и что чувствуют те люди, которые оказываются в этих ситуациях";
• а еще один человек "хочет подняться высоко и полететь". Скажите, а кто из нас этого не хочет? У фантаста Виктора Пелевина в повести "Омон Ра" есть такой дивный момент: насильно обучаемые в условиях строгого режима и всяческих унижений курсанты летного училища попадают на тренажеры. Те самые, в которых ощущаешь "все как в самолете, ручка у тебя, педали, только смотришь на экран телевизора". Так вот двое курсантов, вместо того, чтоб иммельман отрабатывать, "пошли на запад по предельно малой. И не отвечают по радио." Их потом вытаскивают из тренажеров и спрашивают - вы на что рассчитывали? А один из них и говорит: "Хотел ощутить. Хоть на минуту." И я его понимаю. А знаете, почему автор ответа про полет хотел именно полетать? "Потому что в реальном мире это невозможно".

В реальном мире многое невозможно. А в виртуализированном реальном мире – легко. Ибо в нем все начинается и заканчивается в собственной голове. И если в нейронных сетях чудо произошло – случится оно и в реале. И все компьютерные волшебники и духовные практики тому - живое доказательство. И в 21 веке, освоив наконец идею бесконечного потенциала и волшебной нейропластичности наших умов, мы будем стремиться к проницаемости виртуальных и реальных миров на благо всех живых существ, потому что иначе нам – погибель. Поэтому мы будем непрестанно работать над своим внутренним миром и творчески действовать с мудростью и состраданием в мире внешнем. Чтобы выйти за пределы утлого человеческого эго в планетарное видение биосферы, человечную виртуальность и космическое видение мира, когда внутреннее и внешнее станут для нас очевидно единым миром света, потому что силой своей храброй и сердечной практики мы трансформировали внутреннюю тьму.