«Срединный» путь взаимного российского коучинга, или высокие отношения для оппонентов любой степени непримиримости
Наталья Гарбер, из книги «Творческие решения в бизнесе» (2004)
Жонглер
XX век
- Высокие, высокие отношения!
- Нормальные для духовных людей!
Диалог из фильма «Покровские ворота»
Профессиональный коучинг – это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в личной и профессиональной жизни. Посредством коучинга клиенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни. Все это возможно только в том случае, если клиент ощущает полную ответственность за результаты своего труда. Так видит коучинг зарубежный консультант и в этом видении есть большая доля правды и большая степень актуальности для российского бизнеса. Однако у нас есть и свои особенности, центральная из которых состоит в том, что мы развивающаяся демократия, а запад – развитая. Это значит, что основная проблема и коуча, и клиента – как нести ответственность за свою свободу, за свой выбор и за свои решения. И как при этом уважать чужую свободу, ответственность, выбор и решения.
В этой статье мне хочется представить на ваш суд специфический «срединный», сбалансированный путь коучинга, актуального для России с ее культурными особенностями и трудно развивающейся демократией. Понятно, что такой путь не должен «заваливаться» ни в секстански-религиозный прессинг в пользу западных стандартов, ни в агрессивный «социалистический» ужас перед ними. В конце концов, в эмоциональном плане мы все очень похожи. Видимо, срединный путь российского коучинга – это не возвышаться над клиентом и не смотреть на него сверху вниз. Срединный путь - партнерство на равных. Это центральная задача российского менталитета сегодня: научиться быть собой и уважать чужое право быть собой так же, как свое. «Срединный» путь российского коучинга должен учесть текущие задачи нашего менталитета и процессы глобализации, требующие от нас быть открытыми общемировым процессам.
Коучинг в этом тексте понимается широко - как сопровождение и руководителя политического движения или бизнеса (личный коучинг), и его партии или компании (коучинг организации), однако фокусироваться мы будем на личном коучинге, как на основе любого коучинг-процесса. Я предлагаю рассматривать коучинг как партнерство. Чтобы пояснить, как такие отношения реализовать, я начну с аналогии "автор и оппонент", а затем уже опишу технологию их партнерства как коучинг.
- Нормальные для духовных людей!
Диалог из фильма «Покровские ворота»
Профессиональный коучинг – это непрерывное сотрудничество, которое помогает клиентам добиваться реальных результатов в личной и профессиональной жизни. Посредством коучинга клиенты углубляют свои знания, улучшают свой КПД и повышают качество жизни. Все это возможно только в том случае, если клиент ощущает полную ответственность за результаты своего труда. Так видит коучинг зарубежный консультант и в этом видении есть большая доля правды и большая степень актуальности для российского бизнеса. Однако у нас есть и свои особенности, центральная из которых состоит в том, что мы развивающаяся демократия, а запад – развитая. Это значит, что основная проблема и коуча, и клиента – как нести ответственность за свою свободу, за свой выбор и за свои решения. И как при этом уважать чужую свободу, ответственность, выбор и решения.
В этой статье мне хочется представить на ваш суд специфический «срединный», сбалансированный путь коучинга, актуального для России с ее культурными особенностями и трудно развивающейся демократией. Понятно, что такой путь не должен «заваливаться» ни в секстански-религиозный прессинг в пользу западных стандартов, ни в агрессивный «социалистический» ужас перед ними. В конце концов, в эмоциональном плане мы все очень похожи. Видимо, срединный путь российского коучинга – это не возвышаться над клиентом и не смотреть на него сверху вниз. Срединный путь - партнерство на равных. Это центральная задача российского менталитета сегодня: научиться быть собой и уважать чужое право быть собой так же, как свое. «Срединный» путь российского коучинга должен учесть текущие задачи нашего менталитета и процессы глобализации, требующие от нас быть открытыми общемировым процессам.
Коучинг в этом тексте понимается широко - как сопровождение и руководителя политического движения или бизнеса (личный коучинг), и его партии или компании (коучинг организации), однако фокусироваться мы будем на личном коучинге, как на основе любого коучинг-процесса. Я предлагаю рассматривать коучинг как партнерство. Чтобы пояснить, как такие отношения реализовать, я начну с аналогии "автор и оппонент", а затем уже опишу технологию их партнерства как коучинг.
Танцовщица
XX век
Вспомните свои собственные удачи:
большая проблема, темперамент, но одновременно - экономия средств!
Мотивация из фильма «Покровские ворота»
Автор – это в идеале мыслитель, исследователь. Его исследование может иметь форму политической аналитики для программы президентской или общественной кампании, маркетинга для разработки стратегии и vision'а компании, и многого другого. Его работа – увидеть то, чего не видят другие, систематизировать и привести это в порядок, отражающий природу вещей в той области, которую автор исследует. Пока автор исследует и пишет, «нормальные игроки» рынка отвергают его идеи как невозможные и чрезмерно концептуальные.
Когда работа закончена, приведена в прикладной вид - и опубликована, она становится фольклором и вскоре все «нормальные игроки» заявляют, что жили так, как написано в исследовании всегда. Это нормальный результат – при эриксоновском гипнозе возникает естественная амнезия, которая поддерживает полученные новые представления и удерживает старые воспоминания от возможности влиять на поведение аудитории :). Скромные средства, точное попадание, постоянная адаптация к реальности, уважение к процессам аудитории своих идей и терпение – вот стиль хорошего автора, руководителя и ... коуча-профессионала.
большая проблема, темперамент, но одновременно - экономия средств!
Мотивация из фильма «Покровские ворота»
Автор – это в идеале мыслитель, исследователь. Его исследование может иметь форму политической аналитики для программы президентской или общественной кампании, маркетинга для разработки стратегии и vision'а компании, и многого другого. Его работа – увидеть то, чего не видят другие, систематизировать и привести это в порядок, отражающий природу вещей в той области, которую автор исследует. Пока автор исследует и пишет, «нормальные игроки» рынка отвергают его идеи как невозможные и чрезмерно концептуальные.
Когда работа закончена, приведена в прикладной вид - и опубликована, она становится фольклором и вскоре все «нормальные игроки» заявляют, что жили так, как написано в исследовании всегда. Это нормальный результат – при эриксоновском гипнозе возникает естественная амнезия, которая поддерживает полученные новые представления и удерживает старые воспоминания от возможности влиять на поведение аудитории :). Скромные средства, точное попадание, постоянная адаптация к реальности, уважение к процессам аудитории своих идей и терпение – вот стиль хорошего автора, руководителя и ... коуча-профессионала.
Пляжник
XX век
Раньше сам делал, теперь других учу. Говорит, лучше будь педагог. Боюсь, теряю квалификацию. Что человек без ремесла? Вон, погляди, как Лев Евгеньевич мучается.
Стратегия развития из фильма «Покровские ворота»
Оппонент, как и коуч, это не просто критик: у него есть свое «ремесло», своя профессия и опыт, который он все время наращивает и развивает. Для этого, кстати, международные федерации могут очень пригодиться. Оппонент – это человек, вызывающий критическую массу уважения, симпатии и доверия автора. Оппонент видит и умеет то, чего не умеет и не видит автор. У него «дополнительная» к автору биография, опыт и позиция. Оппонент видит и показывает автору невидимые для автора ресурсы и возможности, стороны и опасности предмета. Оппонент – человек, способный ценить противоположную точку зрения, не теряя собственной. Оппонент обладает твердостью, готовностью к переговорам и великодушием к уязвимости автора. Оппонент демонстрирует поведение и отношение к жизни, вдохновляющее автора на позитивные изменения и конструктивное развитие собственного поведения и позиции.
Оппонент – не враг автора. Он партнер с собственной точкой зрения. Автор – не враг оппонента. Он партнер с собственной точкой зрения. Оппонент учится смотреть глазами автора в то время, как автор учится смотреть глазами оппонента. Оппонент дает автору критический анализ его позиции и поддержку в интеграции картины исследования. Автор дает оппоненту критический анализ его позиции и поддержку в интеграции картины исследования. Автор вместе с оппонентом дает компании и рынку интегративную, целостную картину той части мира, о которой речь в исследовании. Центральный критерий эффективности сотрудничества автора и оппонента – возможность поменять их местами. То есть хороший оппонент способен генерировать собственные идеи, становясь автором, а хороший автор способен оппонировать. Конечно, генеральный директор и коуч не меняются местами в смысле должностей: решения руководителя принимает только сам руководитель. Но они должны быть партнерами в дискуссиях об этом решении.
Стратегия развития из фильма «Покровские ворота»
Оппонент, как и коуч, это не просто критик: у него есть свое «ремесло», своя профессия и опыт, который он все время наращивает и развивает. Для этого, кстати, международные федерации могут очень пригодиться. Оппонент – это человек, вызывающий критическую массу уважения, симпатии и доверия автора. Оппонент видит и умеет то, чего не умеет и не видит автор. У него «дополнительная» к автору биография, опыт и позиция. Оппонент видит и показывает автору невидимые для автора ресурсы и возможности, стороны и опасности предмета. Оппонент – человек, способный ценить противоположную точку зрения, не теряя собственной. Оппонент обладает твердостью, готовностью к переговорам и великодушием к уязвимости автора. Оппонент демонстрирует поведение и отношение к жизни, вдохновляющее автора на позитивные изменения и конструктивное развитие собственного поведения и позиции.
Оппонент – не враг автора. Он партнер с собственной точкой зрения. Автор – не враг оппонента. Он партнер с собственной точкой зрения. Оппонент учится смотреть глазами автора в то время, как автор учится смотреть глазами оппонента. Оппонент дает автору критический анализ его позиции и поддержку в интеграции картины исследования. Автор дает оппоненту критический анализ его позиции и поддержку в интеграции картины исследования. Автор вместе с оппонентом дает компании и рынку интегративную, целостную картину той части мира, о которой речь в исследовании. Центральный критерий эффективности сотрудничества автора и оппонента – возможность поменять их местами. То есть хороший оппонент способен генерировать собственные идеи, становясь автором, а хороший автор способен оппонировать. Конечно, генеральный директор и коуч не меняются местами в смысле должностей: решения руководителя принимает только сам руководитель. Но они должны быть партнерами в дискуссиях об этом решении.
Бодряк
XX век
Поверьте историку: осчастливить против желания - нельзя!
Из фильма «Покровские ворота»
Хороший оппонент – это правдивый и мудрый друг, способный доверять автору и рисковать. Хороший автор - это правдивый и мудрый друг, способный доверять оппоненту и рисковать. Оппонент - это тот, кто скажет «Карл, они подложили тебе мокрый порох» и принесет сухой порох, когда автор собирается лететь на ядре на Луну, ... а вокруг никто не верит, что он сможет это сделать. Хороший автор – это тот, кто рискнет лететь на Луну, даже если в это никто, кроме него и оппонента, не верит. Оппонент и автор две части одного целого. Но не как две половинки яблока, а, скорее, как тело и душа, как хаос и порядок, как начало и конец, как день и ночь. Есть такая восточная притча. Один человек прекрасно играл на лютне. У него был друг, которому он играл все свои произведения первому – его лучший слушатель. Когда друг умер, музыкант выбросил лютню. Китайцы считают, что это лучшая баллада о дружбе. Русских надо еще спросить, что они об этом думают... Одно знаю точно: решение о сотрудничестве – дело доброй воли обоих: оппонента и автора, коуча и руководителя, а если речь идет о коучинге всей или части команды, то это должна быть взаимная договоренность коуча и компании. Когда обе стороны согласились в своих целях и средствах, тогда их движение будет оптимальным и осчастливит обоих.
Знаете, что самое сложное в судьбе лидера? Положение на вершине обозначает ответственное одиночество. Оно-то и есть главное основание для VIP-коучинга, которому есть очень простая аналогия: это компаньон. Коуч – это компаньон лидера для путешествий по бурному морю жизни. Это партнер, выбор которого определяется не только деловыми, но и человеческими потребностями. Его выбирают для путешествия по реальности, поэтому кроме разумных рациональных требований к нему проедъявляют еще и иррациональные, ибо хороший коуч – это еще и и немножко волшебства, той тайны, которая позволяет людям вместе быть лучше, чем они есть отдельно.
Коуч - это тот, кто дает ощущение поддержки и уверенность, что непредсказуемые и опасные потоки мира бизнеса будут держать руководителя, как держит вода – в хорошие и лихие времена. Для руководителя, который часто принимает решения в одиночку и несет за них максимально возможную ответственность, это целебное ощущение, которое помогает адекватно реальности жить и продуктивно действовать, оставаясь собой. И, возможно, это и есть главное приобретение, которое дает клиенту коучинг. Коучу тоже важно жить и действовать, оставаясь собой. И если ему это удается, его работа будет соответствовать его истинной природе и будет максимально полезной его клиентам. Потому что хороший коуч несет в себе и реализует знание о том, как быть собой, живя в сообществе и уважая право других быть собой. На равных. А это, похоже, и есть главная задача современного российского человека.
И у всех нас есть очень серьезная причина решать эту задачу, признавая оппонирующие картины реальности равноправными в смысле права каждого на свою точку зрения. Причина эта проста. Многим россиянам и вообще людям западной цивилизации свойственно одно убеждение, усложняющее путь к успеху в этой жизни. Это убеждение вкратце звучит так: «Если у меня не получилось, значит, мир плох – и мир виноват в возникших проблемах». Имеются в виду враждебные нашим намерениям силы этого мира, которые, конечно не правы. Дело в том, что, если такое убеждение становится доминирующим, то вместо извлечения огромных ресурсов из процесса «оппонирующего коучинга» человек и его соратники теряют адекватность и рискуют движением в сторону безумия. Я не шучу.
Из фильма «Покровские ворота»
Хороший оппонент – это правдивый и мудрый друг, способный доверять автору и рисковать. Хороший автор - это правдивый и мудрый друг, способный доверять оппоненту и рисковать. Оппонент - это тот, кто скажет «Карл, они подложили тебе мокрый порох» и принесет сухой порох, когда автор собирается лететь на ядре на Луну, ... а вокруг никто не верит, что он сможет это сделать. Хороший автор – это тот, кто рискнет лететь на Луну, даже если в это никто, кроме него и оппонента, не верит. Оппонент и автор две части одного целого. Но не как две половинки яблока, а, скорее, как тело и душа, как хаос и порядок, как начало и конец, как день и ночь. Есть такая восточная притча. Один человек прекрасно играл на лютне. У него был друг, которому он играл все свои произведения первому – его лучший слушатель. Когда друг умер, музыкант выбросил лютню. Китайцы считают, что это лучшая баллада о дружбе. Русских надо еще спросить, что они об этом думают... Одно знаю точно: решение о сотрудничестве – дело доброй воли обоих: оппонента и автора, коуча и руководителя, а если речь идет о коучинге всей или части команды, то это должна быть взаимная договоренность коуча и компании. Когда обе стороны согласились в своих целях и средствах, тогда их движение будет оптимальным и осчастливит обоих.
Знаете, что самое сложное в судьбе лидера? Положение на вершине обозначает ответственное одиночество. Оно-то и есть главное основание для VIP-коучинга, которому есть очень простая аналогия: это компаньон. Коуч – это компаньон лидера для путешествий по бурному морю жизни. Это партнер, выбор которого определяется не только деловыми, но и человеческими потребностями. Его выбирают для путешествия по реальности, поэтому кроме разумных рациональных требований к нему проедъявляют еще и иррациональные, ибо хороший коуч – это еще и и немножко волшебства, той тайны, которая позволяет людям вместе быть лучше, чем они есть отдельно.
Коуч - это тот, кто дает ощущение поддержки и уверенность, что непредсказуемые и опасные потоки мира бизнеса будут держать руководителя, как держит вода – в хорошие и лихие времена. Для руководителя, который часто принимает решения в одиночку и несет за них максимально возможную ответственность, это целебное ощущение, которое помогает адекватно реальности жить и продуктивно действовать, оставаясь собой. И, возможно, это и есть главное приобретение, которое дает клиенту коучинг. Коучу тоже важно жить и действовать, оставаясь собой. И если ему это удается, его работа будет соответствовать его истинной природе и будет максимально полезной его клиентам. Потому что хороший коуч несет в себе и реализует знание о том, как быть собой, живя в сообществе и уважая право других быть собой. На равных. А это, похоже, и есть главная задача современного российского человека.
И у всех нас есть очень серьезная причина решать эту задачу, признавая оппонирующие картины реальности равноправными в смысле права каждого на свою точку зрения. Причина эта проста. Многим россиянам и вообще людям западной цивилизации свойственно одно убеждение, усложняющее путь к успеху в этой жизни. Это убеждение вкратце звучит так: «Если у меня не получилось, значит, мир плох – и мир виноват в возникших проблемах». Имеются в виду враждебные нашим намерениям силы этого мира, которые, конечно не правы. Дело в том, что, если такое убеждение становится доминирующим, то вместо извлечения огромных ресурсов из процесса «оппонирующего коучинга» человек и его соратники теряют адекватность и рискуют движением в сторону безумия. Я не шучу.
Недовольный
XX век
Живописцы, окуните ваши кисти
В суету дворов арбатских и в зарю,
Чтобы были ваши кисти, словно листья,
Словно листья, словно листья к ноябрю.
Окуните ваши кисти в голубое,
По традиции забытой городской,
Нарисуйте и прилежно, и с любовью,
Как с любовью мы проходим по Тверской.
Б. Окуджава Песня «Живописцы, окуните Ваши кисти»,
с которой начинается фильм «Покровские ворота»
Дело в том, что в случае неспособности справиться с обстоятельствами реальной жизни в соответствии со своими представлениями есть два варианта реакций. Первый вариант реакции на неудачу в деятельности в реальном мире – это пересмотреть свои представления о мире и ре-адаптироваться, то есть выяснить, какие образы мира и какое поведение повлияли на возникновение неудачи, какие из них были главными и определяющими для несовпадения желаний и результатов, точно пересмотреть программу действий и возможно, переопределить желания ... а иногда даже обнаружить, что нежелательные в рамках старых представлений результаты имеют массу достоинств в пересмотренной картине мира. И затем поставить новые, более укорененные в реальности цели и следовать дальше, постоянно ре-адаптируясь при неудачах. Опасность этого подхода тоже известна – можно слишком увязнуть в реальности, перестать настаивать на возможных, хотя и пока только воображаемых моделях.
Второй вариант – это объявить мир «неправильным», как говорил кот Матроскин про бутерброд, падающий маслом вниз, и следующим шагом потребовать, чтобы мир ре-адаптировался к вам самим, то есть чтобы изменился в соответствии с вашими представлениями. На этом пути вы в несколько шагов оказываетесь в сумасшедшем состоянии насилия над реальностью, утверждая, что Вы - Александр Македонский или Наполеон, ибо предпочитаете свое субъективное мнение реальным обстоятельствам.
Вот как это выглядит по шагам:
В суету дворов арбатских и в зарю,
Чтобы были ваши кисти, словно листья,
Словно листья, словно листья к ноябрю.
Окуните ваши кисти в голубое,
По традиции забытой городской,
Нарисуйте и прилежно, и с любовью,
Как с любовью мы проходим по Тверской.
Б. Окуджава Песня «Живописцы, окуните Ваши кисти»,
с которой начинается фильм «Покровские ворота»
Дело в том, что в случае неспособности справиться с обстоятельствами реальной жизни в соответствии со своими представлениями есть два варианта реакций. Первый вариант реакции на неудачу в деятельности в реальном мире – это пересмотреть свои представления о мире и ре-адаптироваться, то есть выяснить, какие образы мира и какое поведение повлияли на возникновение неудачи, какие из них были главными и определяющими для несовпадения желаний и результатов, точно пересмотреть программу действий и возможно, переопределить желания ... а иногда даже обнаружить, что нежелательные в рамках старых представлений результаты имеют массу достоинств в пересмотренной картине мира. И затем поставить новые, более укорененные в реальности цели и следовать дальше, постоянно ре-адаптируясь при неудачах. Опасность этого подхода тоже известна – можно слишком увязнуть в реальности, перестать настаивать на возможных, хотя и пока только воображаемых моделях.
Второй вариант – это объявить мир «неправильным», как говорил кот Матроскин про бутерброд, падающий маслом вниз, и следующим шагом потребовать, чтобы мир ре-адаптировался к вам самим, то есть чтобы изменился в соответствии с вашими представлениями. На этом пути вы в несколько шагов оказываетесь в сумасшедшем состоянии насилия над реальностью, утверждая, что Вы - Александр Македонский или Наполеон, ибо предпочитаете свое субъективное мнение реальным обстоятельствам.
Вот как это выглядит по шагам:
На качелях
XX век
- Этап первый. Навязчивые состояния и фобии:
1) сначала надо обвинить мир в своих неудачах и создать себе группу поддержки, то есть страстно призвать окружающих, в первую очередь близких дома и подчиненных на работе (или сообществе, например, в партии) согласиться с тем, что ваши представления правильные, а реальный мир – нет. И подавлять всякое сопротивление. Не напоминает ли это вам поведение некоторых ваших пожилых родственников. По моим наблюдениям, практически все московские старики, лишившиеся рассудка, начинают с этого шага;
2) следующий шаг за окружающими: те из них, кто готов идти вместе с вами в сумасшедший дом, соглашаются с вашим постулатом. Остальные отходят и стараются держаться от вас с вашей навязчивой активностью подальше. Этих остальных обычно большинство. Если их не большинство, значит, общество сильно больно. Но обычно оно более-менее здорово, то есть не желает стоять перед морем и кричать: «Черт побери, почему ты такое мокрое и холодное?! Стань немедленно сухим и теплым!» Для отцов и детей - это обычная процедура – первые ругают детей за то, что те не похожи на что-то, что привычно или чего хочется старикам, и тогда дети перестают общаться со своими стариками, потому что хотят жить как хотят;
3) Отступление большинства на работе и\или дома дает вам отличный и, заметьте, постоянный повод для агрессии на окружающий мир, ибо отступившее от вас большинство теперь является частью того самого реального мира, который – в полном соответствии с пунктом 1) – неправильный и значит плохой. В этот момент, если вы не начинаете ревизовать свои взгляды, - например, медитировать на осознанное сострадание к себе, чужакам и врагам, чтобы принять их реальность и интегрировать их всех в свою картину мира, и не останавливаетесь, оставаясь жестким бойцом с внешним миром, в вашем мозгу возникает крещендо и вы начинаете наезжать на окружающих все больше, а они в ответ все меньше хотят с вами видеться и тут начинается;
1) сначала надо обвинить мир в своих неудачах и создать себе группу поддержки, то есть страстно призвать окружающих, в первую очередь близких дома и подчиненных на работе (или сообществе, например, в партии) согласиться с тем, что ваши представления правильные, а реальный мир – нет. И подавлять всякое сопротивление. Не напоминает ли это вам поведение некоторых ваших пожилых родственников. По моим наблюдениям, практически все московские старики, лишившиеся рассудка, начинают с этого шага;
2) следующий шаг за окружающими: те из них, кто готов идти вместе с вами в сумасшедший дом, соглашаются с вашим постулатом. Остальные отходят и стараются держаться от вас с вашей навязчивой активностью подальше. Этих остальных обычно большинство. Если их не большинство, значит, общество сильно больно. Но обычно оно более-менее здорово, то есть не желает стоять перед морем и кричать: «Черт побери, почему ты такое мокрое и холодное?! Стань немедленно сухим и теплым!» Для отцов и детей - это обычная процедура – первые ругают детей за то, что те не похожи на что-то, что привычно или чего хочется старикам, и тогда дети перестают общаться со своими стариками, потому что хотят жить как хотят;
3) Отступление большинства на работе и\или дома дает вам отличный и, заметьте, постоянный повод для агрессии на окружающий мир, ибо отступившее от вас большинство теперь является частью того самого реального мира, который – в полном соответствии с пунктом 1) – неправильный и значит плохой. В этот момент, если вы не начинаете ревизовать свои взгляды, - например, медитировать на осознанное сострадание к себе, чужакам и врагам, чтобы принять их реальность и интегрировать их всех в свою картину мира, и не останавливаетесь, оставаясь жестким бойцом с внешним миром, в вашем мозгу возникает крещендо и вы начинаете наезжать на окружающих все больше, а они в ответ все меньше хотят с вами видеться и тут начинается;
Медуза горгона у зеркала
XX век
- Этап второй. Прямой путь в неадекватность и безумие:
4) Вы начинаете воображать, прогнозировать, формировать в голове представление о том, что противники делают, пока вы их не видите. Проще говоря, вы начинаете дорисовывать свою виртуальную картину мира воображаемыми событиями, пока что построенными на материале реальных конфликтов и негативных ожиданий в духе пункта 1). Это первый шаг от просто плохого характера с навязчивыми состояниями к откровенному психозу, при котором ничто, кроме смирительной рубашки и достойной инъекции вас уже не остановит в преобразованиях мира в желаемые вами конструкции. Ну, или вам грозит та или иная революция, если вы авторитарный правитель страны в таком состоянии;
5) Через какое-то время количество воображаемых преступлений мира, устроенного не по вашим правилам, перевешивает количество реальных событий, в которых окружающие давно уже перестали участвовать – и тут окружающие, в редкие минуты контакта обнаруживают, что вы живете в пространстве негативных вымышленных событий, в которые они (окружающие) виртуально вовлечены. А вы уже так полны этими событиями, что не успеваете следить за происходящим в реальном мире. Поэтому старики, очень боящиеся воров, открывают тем не менее дверь первому встречному. Потому что страх воров касается виртуального пространства, а в реальном действуют остаточные рефлексы типа «звонят-откройте дверь». Я делала в 1990-х небольшое, но оказавшееся репрезентативным, исследование тем, по поводу которых волнуются, теряя разум, московские старики. Во-первых, им все время кажется, что приходят воры и все крадут и отнимают. Страх этот глубоко культурологичен и социально-исторически обусловлен – это страх экспроприации. Вторая тема: какая гадость, все вокруг занимаются сексом, а это «низя». Больше тем я не нашла. Это значит, что у нас всех есть два центральных культурно-исторически обусловленных страха – страх за собственность, которую не то что в годы Советской власти, а веками невозможно было защитить на Руси, и страх проявиться сексуально. Последнее - тоже понятный запрет: поскольку тирания ненавидит самовыражение и право на частную жизнь, то, как кричала в Перестройку участница одного из первых телемостов, «в СССР секса нет!». И в пост-советском пространстве, несмотря на обилие порнопродукции на всех медиа-носителях от маек до Сети, все же остался запрет на самовыражение через секс. На секс как процедуру разрешение есть, а на право быть сексуальным, тем более по-своему – нет. Если суммировать, эти два страха говорят нам, что в памяти живущих в России права на частную жизнь – нет, а это право действительно реализуется в первую очередь в форме собственности и в виде секса. На них и сбоим;
4) Вы начинаете воображать, прогнозировать, формировать в голове представление о том, что противники делают, пока вы их не видите. Проще говоря, вы начинаете дорисовывать свою виртуальную картину мира воображаемыми событиями, пока что построенными на материале реальных конфликтов и негативных ожиданий в духе пункта 1). Это первый шаг от просто плохого характера с навязчивыми состояниями к откровенному психозу, при котором ничто, кроме смирительной рубашки и достойной инъекции вас уже не остановит в преобразованиях мира в желаемые вами конструкции. Ну, или вам грозит та или иная революция, если вы авторитарный правитель страны в таком состоянии;
5) Через какое-то время количество воображаемых преступлений мира, устроенного не по вашим правилам, перевешивает количество реальных событий, в которых окружающие давно уже перестали участвовать – и тут окружающие, в редкие минуты контакта обнаруживают, что вы живете в пространстве негативных вымышленных событий, в которые они (окружающие) виртуально вовлечены. А вы уже так полны этими событиями, что не успеваете следить за происходящим в реальном мире. Поэтому старики, очень боящиеся воров, открывают тем не менее дверь первому встречному. Потому что страх воров касается виртуального пространства, а в реальном действуют остаточные рефлексы типа «звонят-откройте дверь». Я делала в 1990-х небольшое, но оказавшееся репрезентативным, исследование тем, по поводу которых волнуются, теряя разум, московские старики. Во-первых, им все время кажется, что приходят воры и все крадут и отнимают. Страх этот глубоко культурологичен и социально-исторически обусловлен – это страх экспроприации. Вторая тема: какая гадость, все вокруг занимаются сексом, а это «низя». Больше тем я не нашла. Это значит, что у нас всех есть два центральных культурно-исторически обусловленных страха – страх за собственность, которую не то что в годы Советской власти, а веками невозможно было защитить на Руси, и страх проявиться сексуально. Последнее - тоже понятный запрет: поскольку тирания ненавидит самовыражение и право на частную жизнь, то, как кричала в Перестройку участница одного из первых телемостов, «в СССР секса нет!». И в пост-советском пространстве, несмотря на обилие порнопродукции на всех медиа-носителях от маек до Сети, все же остался запрет на самовыражение через секс. На секс как процедуру разрешение есть, а на право быть сексуальным, тем более по-своему – нет. Если суммировать, эти два страха говорят нам, что в памяти живущих в России права на частную жизнь – нет, а это право действительно реализуется в первую очередь в форме собственности и в виде секса. На них и сбоим;
Анна моисеевна
XX век
- Этап третий. «Просветление» или финал:
6) Я долго думала, исследуя динамику старческого слабоумия, что пятая фаза является последней. Но это не так. После инсульта, инфаркта или иного тяжелого потрясения тела многие слабоумные, не теряя своей неадекватности, становятся светлыми и миролюбивыми... до тех пор, пока организм не восстанавливается и потоки ярости опять не захлестывают его. Физическая слабость и физическое потрясение исчерпывают силы человека, включая силу ярости сумасшествия, и освобожденный от гнева человек получает еще один шанс изменить свои отношения с собой и, как следствие, с миром, на истинно любовные, о которых пел Окуджава. Но на этом этапе это куда сложнее сделать, чем на этапе исходной ре-адаптации к оппонирующей реальности.
Вот почему я сама в случае возникновения агрессии и противостояний практикую медитации осознанного сострадания и практики замены себя на других, а своим друзьям, клиентам и партнерам предлагаю сразу считать, что мир хорош и они хороши и нужно искать факторы, приводящие к неудаче, в собственных представлениях и пересматривать их, а потом уже более ясно видимый окружающий мир. Это здоровый подход к делу. Я его очень рекомендую и думаю, что после рассказа об альтернативном этому пути в безумие вы, уважаемый читатель, меня поддержите. Потому что таким образом вы выходите на срединный путь «взаимного коучинга» с любыми, сколь угодно убежденными и горячими, оппонентами.
Уверена, в большинстве религий есть практики по расширению картины мира и развитию сострадания на такой случай, так что, если вам претит сострадательный атеизм или тибетский буддизм, пользуйтесь для повышения вменяемости инструментами своей веры. С учетом несовершенства наших представлений о мире и возможностей их развивать этот подход позволяет использовать «взаимный коучинг», оппонируя друг другу на языке-прим, вводящем в диалог понимание относительности и переменности наших личных истин, и строя взаимоприемлемые пути продуктивного и обоюдно симпатичного развития, продуктивно развивая нелинейное мышление.
А если вы еще и рискнете прямо рассказать своим оппонентам о природе туннелей реальности и проблемах нашего линейного мышления, то вам будет проще с ними договариваться о сотрудничестве на всеобщее благо. Особенно сильное впечатление этот рассказ производит на страстных и однобоких оппонентов, обычно безусловно уверенных в своей правоте. Уже самим этим рассказом улучшаются отношения как в реальной семье или сообществе соратников, так и в корпоративной или общенациональной семье с их неизбежными и потенциально очень полезными для развития всех разногласиями. Ибо при грамотном оппонировании эти разногласия превращаются в эффективные движки развития созидательных отношений внутри и вне любой системы. От отдельного человека или организации до всей страны и даже Планеты. Ибо все люди с точки зрения психики устроены приблизительно одинаково. А значит, мы все можем разумно, мирно и продуктивно договариваться об устойчивом развитии себя, своих соратников и противников, своих и чужих стран, а также всей Планеты Земля в целом, ибо кто же позаботится о нашем общем доме, если не мы сами.
Удачи нам!
Мостовая пусть качнется, как очнется,
Пусть начнется, что еще не началось.
Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется,
Что гадать нам: удалось – не удалось.
Вы как судьи, нарисуйте наши судьбы,
Нашу зиму, наше лето и весну,
Ничего, что мы чужие, вы рисуйте,
Я потом, что непонятно, объясню.
Б. Окуджава Песня «Живописцы, окуните Ваши кисти»,
с которой начинается фильм «Покровские ворота»
6) Я долго думала, исследуя динамику старческого слабоумия, что пятая фаза является последней. Но это не так. После инсульта, инфаркта или иного тяжелого потрясения тела многие слабоумные, не теряя своей неадекватности, становятся светлыми и миролюбивыми... до тех пор, пока организм не восстанавливается и потоки ярости опять не захлестывают его. Физическая слабость и физическое потрясение исчерпывают силы человека, включая силу ярости сумасшествия, и освобожденный от гнева человек получает еще один шанс изменить свои отношения с собой и, как следствие, с миром, на истинно любовные, о которых пел Окуджава. Но на этом этапе это куда сложнее сделать, чем на этапе исходной ре-адаптации к оппонирующей реальности.
Вот почему я сама в случае возникновения агрессии и противостояний практикую медитации осознанного сострадания и практики замены себя на других, а своим друзьям, клиентам и партнерам предлагаю сразу считать, что мир хорош и они хороши и нужно искать факторы, приводящие к неудаче, в собственных представлениях и пересматривать их, а потом уже более ясно видимый окружающий мир. Это здоровый подход к делу. Я его очень рекомендую и думаю, что после рассказа об альтернативном этому пути в безумие вы, уважаемый читатель, меня поддержите. Потому что таким образом вы выходите на срединный путь «взаимного коучинга» с любыми, сколь угодно убежденными и горячими, оппонентами.
Уверена, в большинстве религий есть практики по расширению картины мира и развитию сострадания на такой случай, так что, если вам претит сострадательный атеизм или тибетский буддизм, пользуйтесь для повышения вменяемости инструментами своей веры. С учетом несовершенства наших представлений о мире и возможностей их развивать этот подход позволяет использовать «взаимный коучинг», оппонируя друг другу на языке-прим, вводящем в диалог понимание относительности и переменности наших личных истин, и строя взаимоприемлемые пути продуктивного и обоюдно симпатичного развития, продуктивно развивая нелинейное мышление.
А если вы еще и рискнете прямо рассказать своим оппонентам о природе туннелей реальности и проблемах нашего линейного мышления, то вам будет проще с ними договариваться о сотрудничестве на всеобщее благо. Особенно сильное впечатление этот рассказ производит на страстных и однобоких оппонентов, обычно безусловно уверенных в своей правоте. Уже самим этим рассказом улучшаются отношения как в реальной семье или сообществе соратников, так и в корпоративной или общенациональной семье с их неизбежными и потенциально очень полезными для развития всех разногласиями. Ибо при грамотном оппонировании эти разногласия превращаются в эффективные движки развития созидательных отношений внутри и вне любой системы. От отдельного человека или организации до всей страны и даже Планеты. Ибо все люди с точки зрения психики устроены приблизительно одинаково. А значит, мы все можем разумно, мирно и продуктивно договариваться об устойчивом развитии себя, своих соратников и противников, своих и чужих стран, а также всей Планеты Земля в целом, ибо кто же позаботится о нашем общем доме, если не мы сами.
Удачи нам!
Мостовая пусть качнется, как очнется,
Пусть начнется, что еще не началось.
Вы рисуйте, вы рисуйте, вам зачтется,
Что гадать нам: удалось – не удалось.
Вы как судьи, нарисуйте наши судьбы,
Нашу зиму, наше лето и весну,
Ничего, что мы чужие, вы рисуйте,
Я потом, что непонятно, объясню.
Б. Окуджава Песня «Живописцы, окуните Ваши кисти»,
с которой начинается фильм «Покровские ворота»